Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Инские плесы" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.02.2014 (судья Емельянова Г.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Полосина А.Л.) по делу N А45-23126/2013
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Инские плесы" (630128, г. Новосибирск, ул. Демакова, 234/5, 330, ОГРН 1135476055912, ИНН 5408300916)
к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33А, ОГРН 1055406001815, ИНН 5406300861)
о признании незаконным решения.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, муниципальное казенное учреждение Новосибирского района "Земельное бюро".
В заседании принял участие представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области - Тимошенко И.В. по доверенности от 30.12.2013.
Суд
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Инские плесы" (далее -товарищество, СНТ "Инские плесы") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация) о признании незаконным решения от 19.07.2013 N 8602/01, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления для ведения садоводства земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:142601:385 площадью 342 467 кв. м, 54:19:142601:520 площадью 33 870 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской (далее - администрация Новолуговского сельсовета) и муниципальное казенное учреждение Новосибирского района "Земельное бюро" (далее - МКУ НР "Земельное бюро).
Решением суда от 27.02.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
СНТ "Инские плесы" в поданной кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По утверждению товарищества, при обращении с заявлением в порядке части 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ были предоставлены все необходимые документы, администрация была обязана утвердить и выдать схему расположения земельного участка. Товарищество полагает, что порядок предоставления земельных участков, предусмотренный положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Считает, что в материалах дела нет доказательств, подтверждающих обоснованность оспариваемого отказа.
В судебном заседании представитель администрации высказался против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей СНТ "Инские плесы" и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 07.05.2013 в администрацию обратилось МКУ НР "Земельное бюро" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:142601:520, площадью 33 879 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 54:19:142601:385 площадью 342 467 кв. м, расположенных на территории муниципального образования Новолуговского сельсовета, для сельскохозяйственного производства в постоянное (бессрочное) пользование на основании статьи 20 Земельного кодекса РФ.
В связи с полученным заявлением в газете "Приобская правда" 22.05.2013 была размещена публикация о предстоящем предоставлении земельных участков МКУ НР "Земельное бюро".
После опубликования указанной информации, а именно 20.06.2013 товарищество в порядке статей 14, 28 Закона N 66-ФЗ обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:142601:385 площадью 342 467 кв. м и 54:19:14261:520 площадью 33 870 кв. м для целей садоводства.
Администрация письмом от 19.07.2013 исх. N 8602/01-12 сообщила товариществу о невозможности предоставлении испрашиваемых земельных участков, которые на праве постоянного (бессрочного) пользования переданы МКУ НР "Земельное бюро".
Товарищество, находя отказ администрации в предоставлении испрашиваемых земельных участков противоречащим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, статье 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия таких действий и актов закону или иному нормативному правовому акту и установление наличия либо отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что товариществом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций соответствующими материалам дела и нормам законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В пункте 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ).
В силу указанных норм права земельный участок может быть предоставлен для размещения дачного некоммерческого товарищества из фонда перераспределения земель.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что испрашиваемые земельные участки не относятся к фонду перераспределения земель.
При разрешении спора суды обоснованно руководствовались тем, что Законом N 66-ФЗ предусмотрен особый порядок формирования земельного участка для ведения дачного хозяйства.
Согласно положениям пункта 1 статьи 13, пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, и орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Товариществом допущено нарушение установленной Законом N 66-ФЗ процедуры выбора земельного участка.
Из материалов дела следует, что товарищество обратилось за выбором земельных участков, которые уже сформированы и поставлены на кадастровый учет для целей и в интересах иного лица.
В деле отсутствуют доказательства, что спорные земельные участки были сформированы исходя из пожеланий и потребностей граждан, объединившихся в товарищество.
На основании вышеизложенного, с учетом положений действующего законодательства, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для предоставления испрашиваемых товариществом земельных участков в аренду для целей садоводства.
Доводы товарищества о том, что заявление подано в порядке части 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, а порядок предоставления земельных участков, предусмотренный положениями Закона N 66-ФЗ, не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, о несоблюдении процедуры предоставления участков, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, для изменения которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ отсутствуют полномочия.
В связи с недоказанностью товариществом наличия совокупности условий для признания недействительными ненормативных актов, указанных в статьях 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
При разрешении спора судами не допущено нарушений, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.02.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А45-23126/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Инские плесы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2014 ПО ДЕЛУ N А45-23126/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. по делу N А45-23126/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Инские плесы" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.02.2014 (судья Емельянова Г.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Полосина А.Л.) по делу N А45-23126/2013
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Инские плесы" (630128, г. Новосибирск, ул. Демакова, 234/5, 330, ОГРН 1135476055912, ИНН 5408300916)
к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33А, ОГРН 1055406001815, ИНН 5406300861)
о признании незаконным решения.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, муниципальное казенное учреждение Новосибирского района "Земельное бюро".
В заседании принял участие представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области - Тимошенко И.В. по доверенности от 30.12.2013.
Суд
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Инские плесы" (далее -товарищество, СНТ "Инские плесы") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация) о признании незаконным решения от 19.07.2013 N 8602/01, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления для ведения садоводства земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:142601:385 площадью 342 467 кв. м, 54:19:142601:520 площадью 33 870 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской (далее - администрация Новолуговского сельсовета) и муниципальное казенное учреждение Новосибирского района "Земельное бюро" (далее - МКУ НР "Земельное бюро).
Решением суда от 27.02.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
СНТ "Инские плесы" в поданной кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По утверждению товарищества, при обращении с заявлением в порядке части 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ были предоставлены все необходимые документы, администрация была обязана утвердить и выдать схему расположения земельного участка. Товарищество полагает, что порядок предоставления земельных участков, предусмотренный положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Считает, что в материалах дела нет доказательств, подтверждающих обоснованность оспариваемого отказа.
В судебном заседании представитель администрации высказался против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей СНТ "Инские плесы" и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 07.05.2013 в администрацию обратилось МКУ НР "Земельное бюро" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:142601:520, площадью 33 879 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 54:19:142601:385 площадью 342 467 кв. м, расположенных на территории муниципального образования Новолуговского сельсовета, для сельскохозяйственного производства в постоянное (бессрочное) пользование на основании статьи 20 Земельного кодекса РФ.
В связи с полученным заявлением в газете "Приобская правда" 22.05.2013 была размещена публикация о предстоящем предоставлении земельных участков МКУ НР "Земельное бюро".
После опубликования указанной информации, а именно 20.06.2013 товарищество в порядке статей 14, 28 Закона N 66-ФЗ обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:142601:385 площадью 342 467 кв. м и 54:19:14261:520 площадью 33 870 кв. м для целей садоводства.
Администрация письмом от 19.07.2013 исх. N 8602/01-12 сообщила товариществу о невозможности предоставлении испрашиваемых земельных участков, которые на праве постоянного (бессрочного) пользования переданы МКУ НР "Земельное бюро".
Товарищество, находя отказ администрации в предоставлении испрашиваемых земельных участков противоречащим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, статье 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия таких действий и актов закону или иному нормативному правовому акту и установление наличия либо отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что товариществом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций соответствующими материалам дела и нормам законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В пункте 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ).
В силу указанных норм права земельный участок может быть предоставлен для размещения дачного некоммерческого товарищества из фонда перераспределения земель.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что испрашиваемые земельные участки не относятся к фонду перераспределения земель.
При разрешении спора суды обоснованно руководствовались тем, что Законом N 66-ФЗ предусмотрен особый порядок формирования земельного участка для ведения дачного хозяйства.
Согласно положениям пункта 1 статьи 13, пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, и орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Товариществом допущено нарушение установленной Законом N 66-ФЗ процедуры выбора земельного участка.
Из материалов дела следует, что товарищество обратилось за выбором земельных участков, которые уже сформированы и поставлены на кадастровый учет для целей и в интересах иного лица.
В деле отсутствуют доказательства, что спорные земельные участки были сформированы исходя из пожеланий и потребностей граждан, объединившихся в товарищество.
На основании вышеизложенного, с учетом положений действующего законодательства, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для предоставления испрашиваемых товариществом земельных участков в аренду для целей садоводства.
Доводы товарищества о том, что заявление подано в порядке части 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, а порядок предоставления земельных участков, предусмотренный положениями Закона N 66-ФЗ, не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, о несоблюдении процедуры предоставления участков, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, для изменения которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ отсутствуют полномочия.
В связи с недоказанностью товариществом наличия совокупности условий для признания недействительными ненормативных актов, указанных в статьях 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
При разрешении спора судами не допущено нарушений, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.02.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А45-23126/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Инские плесы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)