Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что в представленной схеме расположения земельного участка имеется наложение границ испрашиваемого участка на границы другого участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
истца - Малюгина М.А., доверенность от 13.08.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Александрова Л.Б., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-17746/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Артемова Сергея Геннадьевича, г. Энгельс Саратовской области (ОГРН <...>) заинтересованные лица: Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449031750, ОГРН 1026401995729), администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183) о признании незаконным уведомления от 10.07.2014 N 01-10/934-1,
установил:
индивидуальный предприниматель Артемов Сергей Геннадьевич (далее - заявитель, ИП Артемов С.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области суд с заявлением о признании незаконным уведомления Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет) от 10.07.2014 N 01-10/934-1 об отказе в предоставлении Артемову С.Г. муниципальной услуги об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский.
В качестве восстановления нарушенного права ИП Артемов С.Г. просил суд обязать Комитет утвердить и выдать ИП Артемову С.Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.11.2014 в удовлетворении требования отказано.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 решение отменено.
Суд признал незаконным уведомление Комитета от 10.07.2014 N 01-10/934-1 об отказе в предоставлении ИП Артемову С.Г. муниципальной услуги об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский.
Также суд обязал Комитет утвердить и выдать ИП Артемову С.Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Комитет и администрация обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационных жалобах.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.07.2014 ИП Артемов С.Г. обратился в Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовской области, г. Энгельс, проспект Волжский.
Уведомлением от 10.07.2014 N 01-10\\934-1 комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района отказал заявителю в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на то обстоятельство, что представленная схема расположения земельного участка имеет наложения с границами земельного участка с кадастровым номером 64:50:0402202:27.
Полагая, что названный отказ является незаконным и необоснованным и нарушает его право на предоставление земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 65:50:0402202:27 принадлежит ему на праве аренды, в связи с чем права иных лиц не нарушаются, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о невозможности осуществления выбора испрашиваемого земельного участка, поскольку он полностью налагается на сформированный ранее земельный участок с кадастровым номером 64:506040202:27, путем его поглощения, что препятствует утверждению схемы расположения указанного предпринимателем земельного участка, поскольку в силу положений Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан сформировать земельный участок, исключив наложение на границы участков смежных землепользователей.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, удовлетворил заявленное требование, руководствуясь статьями 11.1, 11.2, 11.6, 11.9 ЗК РФ, придя к выводу о возможности объединения смежных земельных участков и образования нового земельного участка, отсутствия обоснования невозможности предоставления заявителю участка площадью 2372 кв. м уполномоченным органом со ссылкой на нарушения градостроительных норм.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Артемов С.Г., будучи собственником объекта недвижимости - нежилого одноэтажного здания общей площадью 1496,6 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский (свидетельство о государственной регистрации права 64-АГ 624341 (л.д. 43), арендует земельный участок общей площадью 1260 кв. м с кадастровым номером 64:506040202:27 в соответствии с договором от 03.11.2009 замены стороны в договор аренды земельного участка N 8790/1 от 26.11.2008 (л.д. 57 - 58), предоставленный обществу с ограниченной ответственностью "Волжский проспект" в аренду сроком на 5 лет из земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под проектирование и строительство магазина строительных материалов" на основании постановления главы Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 09.09.2008 N 4629.
Судом установлено, представителем ИП Артемов С.Г. в суде кассационной инстанции не отрицалось, что в целях увеличения площади арендуемого земельного участка с кадастровым номером 64:506040202:27, границы которого сформированы, описаны, утверждены, а сам участок стоит на кадастровом учете как самостоятельный объект недвижимости с кадастровым номером 64:506040202:27 с разрешенным использованием "под проектирование и строительство магазина строительных материалов" с 28.07.2008, ИП Артемов С.Г. обратился с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием "под магазин" местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский, сформировав его таким образом, что в его границы полностью вошел земельный участок с кадастровым номером 64:506040202:27 общей площадью 1260 кв. м.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в порядке, определенном статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как указано в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ для реализации указанного исключительного права на приобретение земельного участка под объектом недвижимости (в собственность или в аренду) заинтересованное лицо должно обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о приобретении прав на земельный участок, представив при этом необходимые документы, перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Публичные органы не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления уполномоченные органы власти должны принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных законом случаях на праве постоянного (бессрочного) пользования, а после принятия указанного решения в месячный срок подготовить проект соответствующего договора и направить его заявителю с предложением о его заключении.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, из положений статьи 36 ЗК РФ следует, что предприниматель вправе требовать предоставления в собственность или в аренду земельного участка занятого объектом недвижимости.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности осуществления выбора испрашиваемого земельного участка, поскольку он налагается на сформированный ранее земельный участок с кадастровым номером площадью 1260 кв. м, и он на праве аренды предоставлен Артемову С.Г., что подтверждается материалами дела и предпринимателем не оспаривается.
Порядок образования земельных участков как объектов права предусмотрен статьей 11.2 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 данной статьи земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Судом установлено и участвующими в деле представителем предпринимателя не отрицается, что предприниматель просит утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием "под магазин" для эксплуатации существующего объекта недвижимости, включив в нее ранее сформированный и существующий земельный участок с кадастровым номером 64:506040202:27 общей площадью 1260 кв. м с разрешенным использованием "под проектирование и строительство магазина строительных материалов" границы которого уже описаны, утверждены, государственный кадастровый учет осуществлен и он на праве аренды предоставлен Артемову С.Г. То есть земельный участок новой площадью, конфигурацией и границами.
Между тем, необходимым условием объединения земельных участков является существование двух и более земельных участков, а также общие границы между ними, поскольку при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.6 ЗК РФ).
Поскольку в установленном законом порядке заинтересованное лицо не обращалось в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка, в том числе и о последующем объединении вновь созданного участка с другим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что избранная предпринимателем процедура образования земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка противоречит указанным выше нормам материального права.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый предпринимателем отказ соответствующим положениям земельного законодательства и не нарушающим прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает постановление апелляционного суда подлежащим отмене, кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом также не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А57-17746/2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.11.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2015 N Ф06-23058/2015, Ф06-23205/2015 ПО ДЕЛУ N А57-17746/2014
Требование: О признании незаконным уведомления об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении участка с разрешенным использованием под магазин, обязании утвердить и выдать вышеуказанную схему.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что в представленной схеме расположения земельного участка имеется наложение границ испрашиваемого участка на границы другого участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. N Ф06-23058/2015
Дело N А57-17746/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
истца - Малюгина М.А., доверенность от 13.08.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Александрова Л.Б., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-17746/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Артемова Сергея Геннадьевича, г. Энгельс Саратовской области (ОГРН <...>) заинтересованные лица: Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449031750, ОГРН 1026401995729), администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183) о признании незаконным уведомления от 10.07.2014 N 01-10/934-1,
установил:
индивидуальный предприниматель Артемов Сергей Геннадьевич (далее - заявитель, ИП Артемов С.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области суд с заявлением о признании незаконным уведомления Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет) от 10.07.2014 N 01-10/934-1 об отказе в предоставлении Артемову С.Г. муниципальной услуги об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский.
В качестве восстановления нарушенного права ИП Артемов С.Г. просил суд обязать Комитет утвердить и выдать ИП Артемову С.Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.11.2014 в удовлетворении требования отказано.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 решение отменено.
Суд признал незаконным уведомление Комитета от 10.07.2014 N 01-10/934-1 об отказе в предоставлении ИП Артемову С.Г. муниципальной услуги об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский.
Также суд обязал Комитет утвердить и выдать ИП Артемову С.Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Комитет и администрация обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационных жалобах.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.07.2014 ИП Артемов С.Г. обратился в Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием под магазин, местоположением: Саратовской области, г. Энгельс, проспект Волжский.
Уведомлением от 10.07.2014 N 01-10\\934-1 комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района отказал заявителю в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на то обстоятельство, что представленная схема расположения земельного участка имеет наложения с границами земельного участка с кадастровым номером 64:50:0402202:27.
Полагая, что названный отказ является незаконным и необоснованным и нарушает его право на предоставление земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 65:50:0402202:27 принадлежит ему на праве аренды, в связи с чем права иных лиц не нарушаются, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о невозможности осуществления выбора испрашиваемого земельного участка, поскольку он полностью налагается на сформированный ранее земельный участок с кадастровым номером 64:506040202:27, путем его поглощения, что препятствует утверждению схемы расположения указанного предпринимателем земельного участка, поскольку в силу положений Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан сформировать земельный участок, исключив наложение на границы участков смежных землепользователей.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, удовлетворил заявленное требование, руководствуясь статьями 11.1, 11.2, 11.6, 11.9 ЗК РФ, придя к выводу о возможности объединения смежных земельных участков и образования нового земельного участка, отсутствия обоснования невозможности предоставления заявителю участка площадью 2372 кв. м уполномоченным органом со ссылкой на нарушения градостроительных норм.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Артемов С.Г., будучи собственником объекта недвижимости - нежилого одноэтажного здания общей площадью 1496,6 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский (свидетельство о государственной регистрации права 64-АГ 624341 (л.д. 43), арендует земельный участок общей площадью 1260 кв. м с кадастровым номером 64:506040202:27 в соответствии с договором от 03.11.2009 замены стороны в договор аренды земельного участка N 8790/1 от 26.11.2008 (л.д. 57 - 58), предоставленный обществу с ограниченной ответственностью "Волжский проспект" в аренду сроком на 5 лет из земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под проектирование и строительство магазина строительных материалов" на основании постановления главы Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 09.09.2008 N 4629.
Судом установлено, представителем ИП Артемов С.Г. в суде кассационной инстанции не отрицалось, что в целях увеличения площади арендуемого земельного участка с кадастровым номером 64:506040202:27, границы которого сформированы, описаны, утверждены, а сам участок стоит на кадастровом учете как самостоятельный объект недвижимости с кадастровым номером 64:506040202:27 с разрешенным использованием "под проектирование и строительство магазина строительных материалов" с 28.07.2008, ИП Артемов С.Г. обратился с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием "под магазин" местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Волжский, сформировав его таким образом, что в его границы полностью вошел земельный участок с кадастровым номером 64:506040202:27 общей площадью 1260 кв. м.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в порядке, определенном статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как указано в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ для реализации указанного исключительного права на приобретение земельного участка под объектом недвижимости (в собственность или в аренду) заинтересованное лицо должно обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о приобретении прав на земельный участок, представив при этом необходимые документы, перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Публичные органы не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления уполномоченные органы власти должны принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных законом случаях на праве постоянного (бессрочного) пользования, а после принятия указанного решения в месячный срок подготовить проект соответствующего договора и направить его заявителю с предложением о его заключении.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, из положений статьи 36 ЗК РФ следует, что предприниматель вправе требовать предоставления в собственность или в аренду земельного участка занятого объектом недвижимости.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности осуществления выбора испрашиваемого земельного участка, поскольку он налагается на сформированный ранее земельный участок с кадастровым номером площадью 1260 кв. м, и он на праве аренды предоставлен Артемову С.Г., что подтверждается материалами дела и предпринимателем не оспаривается.
Порядок образования земельных участков как объектов права предусмотрен статьей 11.2 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 данной статьи земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Судом установлено и участвующими в деле представителем предпринимателя не отрицается, что предприниматель просит утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадью 2372 кв. м с разрешенным использованием "под магазин" для эксплуатации существующего объекта недвижимости, включив в нее ранее сформированный и существующий земельный участок с кадастровым номером 64:506040202:27 общей площадью 1260 кв. м с разрешенным использованием "под проектирование и строительство магазина строительных материалов" границы которого уже описаны, утверждены, государственный кадастровый учет осуществлен и он на праве аренды предоставлен Артемову С.Г. То есть земельный участок новой площадью, конфигурацией и границами.
Между тем, необходимым условием объединения земельных участков является существование двух и более земельных участков, а также общие границы между ними, поскольку при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.6 ЗК РФ).
Поскольку в установленном законом порядке заинтересованное лицо не обращалось в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка, в том числе и о последующем объединении вновь созданного участка с другим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что избранная предпринимателем процедура образования земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка противоречит указанным выше нормам материального права.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый предпринимателем отказ соответствующим положениям земельного законодательства и не нарушающим прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает постановление апелляционного суда подлежащим отмене, кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом также не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А57-17746/2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.11.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)