Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2015 N 10АП-14423/2014 ПО ДЕЛУ N А41-33321/14

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. по делу N А41-33321/14


Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от компании с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД": Решетников Д.О. по доверенности от 26.02.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу компании с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2014 года по делу N А41-33321/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по иску компании с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, администрация сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области,
об установлении кадастровой стоимости,

установил:

Компания с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) о признании несоответствующей рыночной стоимости, внесенных в Государственный кадастр недвижимости сведений об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040218:88 равной 143 752 430 рублей и стоимость удельного показателя 1 кв. м 5 424 рубля 62 копейки; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040218:88, общей площадью 26 500 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи деревни Михалково, путем указания кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. на 01.01.13:
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040218:88, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи деревни Михалково, - 85 674 000 рублей (т. 1, л.д. 2 - 5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, администрация сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) по г. Красногорску Московской области (т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 82 - 84).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Компания с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 86 - 88).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Компании с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, присутствующего в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Компания с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" в соответствии с договором аренды земельного участка N 843 от 29.12.11 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040218:88, площадью 26 500 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для строительства торгового центра, гостиницы и склада, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Михалково (т. 1, л.д. 6 - 11).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040218:88 его кадастровая стоимость составляет 143 752 430 рублей (т. 1, л.д. 16 - 17).
Между тем, согласно отчету об оценке N 13скс-291013 от 30.04.14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040218:88 по состоянию на 01.01.13 составляла 85 674 000 рублей (т. 1, л.д. 98 - 155).
Полагая, что указанная в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость арендуемого ей земельного участка значительно выше его рыночной стоимости, Компания с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что право на определение кадастровой стоимости земельного участка принадлежит его собственнику, которым истец не является.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли установлен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 567-РМ от 27.11.13 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области" были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Московской области по состоянию на 01.01.13;
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, категория которых не установлена, на территории Московской области по состоянию на 01.01.13;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения по муниципальным районам, городским округам Московской области по состоянию на 01.01.13.
Как следует из приложения N 1 к названному Распоряжению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040218:88 по состоянию на 01.01.13 была установлена в размере 143 752 430 рублей (строка N 10873).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 13скс-291013 от 30.04.14 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленном ООО "Аналитик-Партнер", а также заключении эксперта N Н/15-2003 от 17.06.15, составленному экспертом ООО "Оценщик" Голубевой А.М. в рамках проведенной по делу судебной экспертизы (т. 1, л.д. 98 - 155, т. 4, л.д. 5 - 98).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Из заключения эксперта ООО "Оценщик" Голубевой А.М. N Н/15-2003 от 17.06.15, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040218:88 по состоянию на 01.01.13 составляла 93 084 601 рубль (т. 4, л.д. 66).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения по определению рыночной стоимости земельного участка в суд не представлены, данный отчет является надлежащим доказательством.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельного участка в размере, значительно превышающим его рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения Компании с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" по причине значительного увеличения арендных платежей, рассчитываемых исходя из кадастровой стоимости имущества, апелляционный суд приходит к выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
При этом апелляционный суд отмечает, что согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388 НК РФ). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
На земельном участке, арендуемом Компанией с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" имеются объекты недвижимости, из чего следует, что Компания может иметь исключительное право на выкуп земельного участка (т. 4, л.д. 14 - 16).
Таким образом, Компания с ограниченной ответственностью "МИЛЛГРИН ЛИМИТЕД" правомерно обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Сформулированные истцом требования как признание несоответствующей рыночной кадастровой стоимости земельного участка, не соответствуют положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой речь идет не о соответствии или несоответствии кадастровой стоимости рыночной, а о возможности определения рыночной стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости по требованию правообладателя.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что удовлетворение требования истца об установлении нового показателя кадастровой стоимости уже обеспечивает восстановление нарушенных прав компании, оснований для удовлетворения остальных требований истца не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2014 года по делу N А41-33321/14 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040218:88 общей площадью 26 500 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи дер. Михалково в размере его рыночной стоимости равной 93 084 601 рубль.
В остальной части иска отказать.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)