Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6187/2015) Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2015 по делу N А70-14748/2014 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о признании недействительным выраженного в письме от 28.10.2014 N 14-39-659/4 отказа в предоставлении земельного участка под временную постройку - павильон для торговли пищевыми продуктами в г. Тюмени по ул. Широтная, д. 55,
третье лицо - индивидуальный предприниматель Гудименко Вера Владимировна,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области (далее также заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее также заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным выраженного в письме от 28.10.2014 N 14-39-659/4 отказа в предоставлении земельного участка под временную постройку - павильон для торговли пищевыми продуктами в г. Тюмени по ул. Широтная, д. 55. Третье лицо - ИП Гудименко Вера Владимировна.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2015 по делу N А70-14748/2014 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ в предоставлении индивидуальному предпринимателю Гудименко Вере Владимировне земельного участка под временную постройку - павильон для торговли пищевыми продуктами в г. Тюмени по ул. Широтная, д. 55, выраженный в письме Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 28.10.2014 N 14-39-659/4.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на то, что отказ в предоставлении третьему лицу земельного участка под размещение временной постройки является правомерным, в связи с несоответствием подпункту "т" пункта 2.20.1 Постановлении Администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений". При этом заинтересованное лицо в подтверждение своей позиции ссылается на имеющиеся в материалах дела протокол заседания рабочей группы по разработке схем размещения временных объектов в городе Тюмени от 27.06.2014 N 02, а также выписку из протокола заседания совместной комиссии от 14.10.2014 N 38.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Гудименко В.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением ОГРНИП 305720301200135 и осуществляет розничную торговлю в палатках и на рынках (л.д. 26-27).
Департаментом земельных ресурсов Администрации города Тюмени на основании приказа от 02.07.2012 г. N 507 индивидуальному предпринимателю Гудименко В.В. под временную застройку - павильон для торговли пищевыми продуктами (без права капитального строительства) был предоставлен в аренду земельный участок площадью 77 кв. м с кадастровым номером 72:23:0430002:111 с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 55, в связи с чем был заключен договор аренды N 293/41 сроком действия с 02.07.2012 г. по 25.10.2014 г. (л.д. 16-22).
В связи с предстоящим истечением срока действия названного договора, а именно 30.09.2014 г. Гудименко В.В. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении этого же земельного участка под существующий временный объект - павильон для торговли пищевыми продуктами (л.д. 14). Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка и принял оспариваемое решение от 28.10.2014 N 14-39-659/4, указав в качестве основания отказа на то, что Совместная комиссия на заседании (протокол от 14.10.2014) приняла решение о невозможности предоставления земельного участка под временную застройку.
15.04.2015 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжением администрации города Тюмени от 09.04.2009 N 576 утверждено Положение о Департаменте земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, которым департамент в своей деятельности руководствуется в силу пункта 1.2 указанного Положения.
Основные функции департамента определены в разделе 3 Положения о департаменте.
В пункте 3.1 раздела 3 Положения закреплены функции департамента по эффективному управлению и распоряжению муниципальными землями, а также государственными землями в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 1.6 Порядка размещения временных объектов на территории города Тюмени (утв. постановлением Администрации г. Тюмени от 28.01.2010 N 11-пк) предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Тюмени или в отношении которых в установленном порядке органам местного самоуправления города Тюмени переданы государственные полномочия по распоряжению, под временные объекты, а также для установки данных объектов, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Тюмени от 06.07.2007 N 16-пк "Об утверждении Положения об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности" (далее - Положение об управлении и распоряжении земельными участками), постановлением Администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений" (далее - Административный регламент).
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужил подпункт "т" пункта 2.20.1 Административного регламента.
Так, согласно подпункту "т" пункта 2.20.1 Административного регламента В предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта отказывается при наличии одного из следующего основания: принятие в порядке, установленном муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени, решения об исключении места размещения временного объекта из Схемы размещения временных объектов, утвержденной муниципальным правовым актом (в случае, если размещение временных объектов в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения таких объектов).
Однако, вопреки доводам апелляционной жалобы, из письма Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 28.10.2014 N 14-39-659/4 (л.д. 15) следует, что отказ в предоставлении земельного участка мотивирован Департаментом тем, что "на заседании Совместной комиссии (протокол от 14.10.2014) принято решение о невозможности предоставления земельного участка под временную застройку - павильон для торговли пищевыми продуктами".
При этом суд первой инстанции верно отметил, что Административным регламентом и Положением об управлении и распоряжении земельными участками не предусмотрен отказ в предоставлении земельного участка по названному основанию.
Более того, согласно пункту 3.10.1.2 Административного регламента от 01.08.2011 N 81-пк при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных пунктом 2.20.1 Административного регламента, должностное лицо Департамента, которому поручено рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка, готовит проект письменного сообщения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по форме согласно приложению 9 к Административному регламенту.
Согласно приложению 9 к Административному регламенту сообщение об отказе в обязательном порядке должно содержать основания отказа, предусмотренного пунктом 2.20.1 Регламента и краткое описание фактических обстоятельств.
Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления вместо того, чтобы изложить обратившемуся к нему предпринимателю причины отказа, в его обоснование сослался на сам факт принятия решения об отказе. Основания отказа, предусмотренные пунктом 2.20.1 Административного регламента и краткое описание фактических обстоятельств, в оспариваемом отказе Департамента отсутствуют.
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что письмо-отказ Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 28.10.2014 N 14-39-659/4 детально не мотивировано, не содержит оснований отказа, поэтому не соответствует положениям Земельным кодексом Российской Федерации, Административного регламента и Положения об управлении и распоряжении земельными участками.
Учитывая указанное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени в предоставлении индивидуальному предпринимателю Гудименко Вере Владимировне земельного участка под временную постройку - павильон для торговли пищевыми продуктами в г. Тюмени по ул. Широтная, д. 55, выраженный в письме от 28.10.2014 N 14-39-659/4, не соответствует законам и иным нормативным правовым актам, нарушает права заявителя, в связи с чем заявленные требования о признании его недействительным подлежат удовлетворению.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2015 по делу N А70-14748/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2015 N 08АП-6187/2015 ПО ДЕЛУ N А70-14748/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. N 08АП-6187/2015
Дело N А70-14748/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6187/2015) Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2015 по делу N А70-14748/2014 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о признании недействительным выраженного в письме от 28.10.2014 N 14-39-659/4 отказа в предоставлении земельного участка под временную постройку - павильон для торговли пищевыми продуктами в г. Тюмени по ул. Широтная, д. 55,
третье лицо - индивидуальный предприниматель Гудименко Вера Владимировна,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области (далее также заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее также заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным выраженного в письме от 28.10.2014 N 14-39-659/4 отказа в предоставлении земельного участка под временную постройку - павильон для торговли пищевыми продуктами в г. Тюмени по ул. Широтная, д. 55. Третье лицо - ИП Гудименко Вера Владимировна.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2015 по делу N А70-14748/2014 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ в предоставлении индивидуальному предпринимателю Гудименко Вере Владимировне земельного участка под временную постройку - павильон для торговли пищевыми продуктами в г. Тюмени по ул. Широтная, д. 55, выраженный в письме Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 28.10.2014 N 14-39-659/4.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на то, что отказ в предоставлении третьему лицу земельного участка под размещение временной постройки является правомерным, в связи с несоответствием подпункту "т" пункта 2.20.1 Постановлении Администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений". При этом заинтересованное лицо в подтверждение своей позиции ссылается на имеющиеся в материалах дела протокол заседания рабочей группы по разработке схем размещения временных объектов в городе Тюмени от 27.06.2014 N 02, а также выписку из протокола заседания совместной комиссии от 14.10.2014 N 38.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Гудименко В.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением ОГРНИП 305720301200135 и осуществляет розничную торговлю в палатках и на рынках (л.д. 26-27).
Департаментом земельных ресурсов Администрации города Тюмени на основании приказа от 02.07.2012 г. N 507 индивидуальному предпринимателю Гудименко В.В. под временную застройку - павильон для торговли пищевыми продуктами (без права капитального строительства) был предоставлен в аренду земельный участок площадью 77 кв. м с кадастровым номером 72:23:0430002:111 с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 55, в связи с чем был заключен договор аренды N 293/41 сроком действия с 02.07.2012 г. по 25.10.2014 г. (л.д. 16-22).
В связи с предстоящим истечением срока действия названного договора, а именно 30.09.2014 г. Гудименко В.В. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении этого же земельного участка под существующий временный объект - павильон для торговли пищевыми продуктами (л.д. 14). Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка и принял оспариваемое решение от 28.10.2014 N 14-39-659/4, указав в качестве основания отказа на то, что Совместная комиссия на заседании (протокол от 14.10.2014) приняла решение о невозможности предоставления земельного участка под временную застройку.
15.04.2015 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжением администрации города Тюмени от 09.04.2009 N 576 утверждено Положение о Департаменте земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, которым департамент в своей деятельности руководствуется в силу пункта 1.2 указанного Положения.
Основные функции департамента определены в разделе 3 Положения о департаменте.
В пункте 3.1 раздела 3 Положения закреплены функции департамента по эффективному управлению и распоряжению муниципальными землями, а также государственными землями в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 1.6 Порядка размещения временных объектов на территории города Тюмени (утв. постановлением Администрации г. Тюмени от 28.01.2010 N 11-пк) предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Тюмени или в отношении которых в установленном порядке органам местного самоуправления города Тюмени переданы государственные полномочия по распоряжению, под временные объекты, а также для установки данных объектов, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Тюмени от 06.07.2007 N 16-пк "Об утверждении Положения об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности" (далее - Положение об управлении и распоряжении земельными участками), постановлением Администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений" (далее - Административный регламент).
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужил подпункт "т" пункта 2.20.1 Административного регламента.
Так, согласно подпункту "т" пункта 2.20.1 Административного регламента В предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта отказывается при наличии одного из следующего основания: принятие в порядке, установленном муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени, решения об исключении места размещения временного объекта из Схемы размещения временных объектов, утвержденной муниципальным правовым актом (в случае, если размещение временных объектов в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения таких объектов).
Однако, вопреки доводам апелляционной жалобы, из письма Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 28.10.2014 N 14-39-659/4 (л.д. 15) следует, что отказ в предоставлении земельного участка мотивирован Департаментом тем, что "на заседании Совместной комиссии (протокол от 14.10.2014) принято решение о невозможности предоставления земельного участка под временную застройку - павильон для торговли пищевыми продуктами".
При этом суд первой инстанции верно отметил, что Административным регламентом и Положением об управлении и распоряжении земельными участками не предусмотрен отказ в предоставлении земельного участка по названному основанию.
Более того, согласно пункту 3.10.1.2 Административного регламента от 01.08.2011 N 81-пк при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных пунктом 2.20.1 Административного регламента, должностное лицо Департамента, которому поручено рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка, готовит проект письменного сообщения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по форме согласно приложению 9 к Административному регламенту.
Согласно приложению 9 к Административному регламенту сообщение об отказе в обязательном порядке должно содержать основания отказа, предусмотренного пунктом 2.20.1 Регламента и краткое описание фактических обстоятельств.
Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления вместо того, чтобы изложить обратившемуся к нему предпринимателю причины отказа, в его обоснование сослался на сам факт принятия решения об отказе. Основания отказа, предусмотренные пунктом 2.20.1 Административного регламента и краткое описание фактических обстоятельств, в оспариваемом отказе Департамента отсутствуют.
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что письмо-отказ Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 28.10.2014 N 14-39-659/4 детально не мотивировано, не содержит оснований отказа, поэтому не соответствует положениям Земельным кодексом Российской Федерации, Административного регламента и Положения об управлении и распоряжении земельными участками.
Учитывая указанное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени в предоставлении индивидуальному предпринимателю Гудименко Вере Владимировне земельного участка под временную постройку - павильон для торговли пищевыми продуктами в г. Тюмени по ул. Широтная, д. 55, выраженный в письме от 28.10.2014 N 14-39-659/4, не соответствует законам и иным нормативным правовым актам, нарушает права заявителя, в связи с чем заявленные требования о признании его недействительным подлежат удовлетворению.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2015 по делу N А70-14748/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)