Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2015 N 10АП-18950/2014 ПО ДЕЛУ N А41-58568/14

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. по делу N А41-58568/14


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Серпухова
на решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2014 года по делу N А41-58568/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,

установил:

Администрация города Серпухова Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области и Обществу с ограниченной ответственностью "Стройтэк" требованием о признании недействительным договора аренды земельного участка N 2003 от 15.04.2014 г. заключенного между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Стройтэк".
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Решением от 12.12.2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
При этом истец считает, что спорная земля находится в пределах городской черты города Серпухова, в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области в отношении границ города Серпухова, утвержденной План-схемой города Серпухова, Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, на основании постановления Главы г. Серпухова N 819 от 13.05.2008 был утвержден проект границ земельного участка площадью 29966 кв. м, расположенного по адресу: г. Серпухов, мкр. Ивановские дворики, с разрешенным видом использования для строительства многоэтажной жилой застройки и детского сада. 11.08.2008 участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 50:32:0020205:178.
08.12.2008 КУИ г. Серпухова на основании постановления Главы г. Серпухова N 2026 от 31.10.2008 провел торги на данный участок в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. Однако, в связи с отсутствием заявок на участок, торги были признаны несостоявшимися.
27.04.2012 года ФГБУ "ФКП Росреестра" сообщило, что земельный участок с КН 50:32:0020205:178 снят с кадастрового учета, сведения об участке аннулированы в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре недвижимости.
В соответствии с Законом Московской области от 17.01.2005 N 11/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Серпухов", 04.02.2005 года муниципальное образование "Город Серпухов Московской области" наделено статусом городского округа с утвержденными границами.
12.03.2005 года вступил в законную силу Закон Московской области от 28.02.2005 N 78/2005-ОЗ "О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", которым статусом муниципального района наделено муниципальное образование "Серпуховский район", и утверждена граница Серпуховского района, в состав которой земельный участок с КН 50:32:0000000:35125, сформированный на месте участка с КН 50:32:0020205:178, не вошел.
Актом согласования границ между муниципальными образованиями г. Серпухова и Серпуховским районом от 10.12.2004 утверждены границы указанных муниципальных образований.
Между тем, в июле 2014 года Администрации г. Серпухова стало известно о том, что в отношении земельного участка с КН 50:32:0000000:35125 площадью 29966 кв. м по адресу: Серпуховский район, д. Паниково, разрешенный вид использования "для размещения многоэтажной жилой застройки и детского сада", заключен договор аренды N 2003 от 15.04.2014 между Администрацией Серпуховского района и ООО "Стройтэк".
Считая, что при заключении указанного договора Администрация Серпуховского района превысила свои полномочия и распорядилась участком, находящимся в черте другого муниципального образования, Администрация г. Серпухова обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о признании договора аренды недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Статьей 10 закона N 137-ФЗ установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В данном случае спор между муниципальными образованиями - районным и окружным - возник из-за места расположения земельного участка с КН 50:32:0000000:35125. Как считает истец, данный участок сформирован на месте ранее существовавшего земельного участка с КН 50:32:0020205:178.
Как установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок формировался и ставился на кадастровый учет, как находящийся по адресу: г. Серпухов, мкр. Ивановские дворики, а затем по сведениям ГКН оказался на территории д. Паниково Серпуховского района Московской области.
Постановлением от 13.05.2008 N 819 Глава г. Серпухова присвоил земельному участку с КН 50:32:0020205:178 площадью 29967 кв. м адрес Московская область, г. Серпухов, мкр. Ивановские, дворики.
При этом письмом от 27.04.2012 кадастровая палата сообщила, что сведения о земельном участке с КН 50:32:0020205:178 отсутствуют в ГКН, аннулированы в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 24 закона о государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, по правильному выводу суда первой инстанции, на настоящий момент земельного участка с КН 50:32:0020205:178 не существует как объект гражданского права, следовательно, не обладает таким признаком, как наличие территории и границ.
Между тем, согласно материалам дела (кадастровому паспорту, постановлениям органа местного самоуправления), земельный участок с КН 50:32:0000000:35125 был сформирован в 2012 году из земель населенных пунктов, для размещения многоэтажной жилой застройки и детского сада.
Вопрос об отнесении данного участка к территории Серпуховского района возник из поступивших из Серпуховского отдела кадастровой палаты сведений (кадастровой выписки) на участок, из которой следует, что местоположением участка является: Московская область, Серпуховский район, д. Паниково.
Согласно Закону Московской области "О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", д. Паниково находится в составе Глазовского сельского округа с.п. Дашковское Серпуховского района Московской области.
В соответствии со сведениями ГКН (кадастровой выпиской), со сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выпиской из ЕГРП), земельный участок с КН 50:32:0000000:35125 расположен в Серпуховском районе Московской области, д. Паниково.
Таким образом, доказательств того, что указанный участок сформирован на территории города Серпухова, а не Серпуховского района, суду первой инстанции не представлено.
В соответствии со ст. ст. 166 ГК РФ (в действующей редакции) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правильно установил, что отсутствуют нарушения закона при заключении договора аренды спорного земельного участка, следовательно, оснований к признанию ее недействительной не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы истца не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства, иная оценка подателем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
При указанных обстоятельствах, из доводов жалобы и материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2014 года по делу N А41-58568/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)