Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указал, что при проведении межевых работ на земельном участке СНТ был выявлен факт пересечения его границ с границами земельного участка, относящегося к землям лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Алексеев Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Илларионовой Л.И.,
судей Клубничкиной А.В., Кирщиной И.П.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2015 года апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Ступинского городского суда Московской области от 18 июня 2015 года по гражданскому делу по иску садоводческого некоммерческого товарищества "Березовое" к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Ч. о возложении обязанности на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка,
заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,
объяснения: представителя Комитета лесного хозяйства Московской области М.В. - поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
установила:
СНТ "Березовое" обратилось в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Ч. о возложении обязанности на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты> в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5610 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>", по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50-33-10-С10-2 площадью 900 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5610 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>".
В обоснование иска указали, что СНТ "Березовое" является собственником земельного участка площадью 5610 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты> вид разрешенного использования: земли общего пользования, СНТ "Березовое", расположенного по адресу: <данные изъяты>. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2010 г. Сведения о границах данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости. Однако, при проведении межевых работ на земельном участке СНТ был выявлен факт пересечения его границ с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к землям лесного фонда. Факт пересечения подтверждается справкой ФГУП "Рослесинфорг" Московским филиалом Государственной инвентаризации лесов "Мослеспроект". Площадь пересечения составляет 0,2780 га.
Также имеются пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> принадлежащего Ч.
При этом, фактических споров относительного границ земельного участка СНТ "Березовое" никогда не имелось. Истец полагает, что имеется кадастровая ошибка в сведениях ГКН о границах участка лесного фонда.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Ч. о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании иск не признал и просил отказать в его удовлетворении.
Решением суда иск удовлетворен частично. На ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" возложена обязанность по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5610 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит решение суда отменить в части удовлетворения требований СНТ "Березовое" и постановить новое решение об отказе в иске, указывая, что наличие кадастровой ошибки не обоснованно, а в результате внесения изменений в сведения ГКН площадь земельного участка лесного фонда уменьшилась.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Главы администрации Ступинского района Московской области от 29.01.1996 г. N 211п за СНТ "Березовое" был закреплен земельный участок площадью 3,0 Га.
СНТ "Березовое" является собственником земельного участка площадью 5610 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты> вид разрешенного использования: земли общего пользования СНТ "Березовое", расположенного по адресу: <данные изъяты>". Право собственности СНТ "Березовое" зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2010 г. Границы данного земельного участка установлены, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что согласно экспертному заключению фактическая площадь земельного участка истца с кадастровым номером <данные изъяты> соответствует правоустанавливающим документам и находится в фактическом владении СНТ "Березовое". При этом, по сведениям ГКН имеется пересечение границ земельного участка СНТ с границами земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <данные изъяты>. Общая площадь зоны пересечения границ составляет 7145 кв. м. Причиной пересечения границ земельных участков является кадастровая ошибка, имеющаяся в сведениях об описании местоположения границ и площади земельного участка лесного фонда.
К таком выводу эксперт М.М. пришла на основании того, что по сведениям ГКН границы земельного участка лесного фонда пересекают земли общего пользования СНТ "Березовое" - участок являющийся подъездной дорогой СНТ "Березовое" и земельные участки индивидуальных садоводов. По фактическому пользованию захвата земель лесного фонда со стороны земельного участка истца не имеется.
Между тем, с указанными выводами не может согласиться судебная коллегия, поскольку они противоречат материалам дела.
Согласно справке ФГУП "Мослеспроект" межевой план земельного участка с каталогом координат межевых знаков СНТ "Березовское" (земли общего пользования) имеет площадь по фактическому пользованию 0.5610 га из которых часть площади 0,2780 га накладывается на земли лесного фонда квартал N 5 Ступинского участкового лесничества, лесничества "Русский лес", ФГУ "Мособллес" (л.д. 24).
Из экспертного заключения следует, что площадь земельного участка лесного фонда по ГКН составляет 8280000 кв. м, а по координатам, представленным в таблице, положенной в основание решения суда об изменении координат участка лесного фонда, составляет 8269792 кв. м, что на 10208 кв. м меньше, чем по сведениям ГКН, в связи с чем, вывод суда о том, что площадь земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:33:0000000:99 по сведениям ГКН больше площади, рассчитанной в отношении указанного земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости на 10 208 кв. м противоречит материалам дела.
Указанные обстоятельства подтверждают возражения Комитета лесного хозяйства Московской области о фактическом захвате земельного участка из состава земель лесного фонда, относящегося к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии доказательств незаконности владения СНТ "Березовое" земельным участком или его частью, поскольку площадь всего земельного участка СНТ "Березовое" не являлась предметом исследования ни суда первой инстанции, ни эксперта.
При этом, то обстоятельство, что право собственности СНТ "Березовое" на земельный участок из земель общего пользования СНТ "Березовое" площадью 5610 кв. м зарегистрировано и его фактические границы никем не оспорены не свидетельствует о наличии кадастровой ошибки в сведениях ГКН относительно участка лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Между тем, какой-либо ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> относящегося к землям лесного фонда, материалами дела не установлено.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, в связи с чем в собственности граждан не могут находиться земельные участки из состава земель лесного фонда, в том числе и с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков как ограниченных в обороте объектов производятся только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" лесоустройство проводится на землях лесного фонда и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Согласно ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером <данные изъяты> относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 6 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен особый порядок внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, согласно которому проведение согласования местоположения границ участка лесного фонда не требуется.
Таким образом, на основании положений статей 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1 - 4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Какой-либо ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к землям лесного фонда, материалами дела не установлено.
Таким образом, правовых оснований, по которым судом принято решение по сути об исключении части земель лесного фонда из ГКН, не имелось.
При таких обстоятельствах, а также учитывая вышеуказанные положения закона судебная коллегия полагает решение суда в обжалуемой части незаконным и подлежащим отмене, поскольку внешние границы СНТ Березовое" не установлены, земельный участок истца расположен частично на территории, занятой лесом в границах квартала N 5 Ступинского участкового лесничества, лесничества "Русский лес", ФГУ "Мособллес", при этом разрешительных документов дающих право на изъятие из состава земель лесного фонда площади 10208 кв. м и переводе ее в земли иных категорий в установленном законом порядке не имеется.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловано и оснований для его проверки в полном объеме у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Ступинского городского суда Московской области от 18 июня 2015 года - отменить в части удовлетворения иска садоводческого некоммерческого товарищества "Березовое" о возложении обязанности на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5610 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>".
В отмененной части постановить по делу новое решение об отказе СНТ "Березовое" в иске.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-20771/2015
Требование: О возложении обязанности исправить кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель указал, что при проведении межевых работ на земельном участке СНТ был выявлен факт пересечения его границ с границами земельного участка, относящегося к землям лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. по делу N 33-20771/2015
Судья: Алексеев Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Илларионовой Л.И.,
судей Клубничкиной А.В., Кирщиной И.П.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2015 года апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Ступинского городского суда Московской области от 18 июня 2015 года по гражданскому делу по иску садоводческого некоммерческого товарищества "Березовое" к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Ч. о возложении обязанности на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка,
заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,
объяснения: представителя Комитета лесного хозяйства Московской области М.В. - поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
установила:
СНТ "Березовое" обратилось в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Ч. о возложении обязанности на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты> в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5610 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>", по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50-33-10-С10-2 площадью 900 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5610 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>".
В обоснование иска указали, что СНТ "Березовое" является собственником земельного участка площадью 5610 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты> вид разрешенного использования: земли общего пользования, СНТ "Березовое", расположенного по адресу: <данные изъяты>. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2010 г. Сведения о границах данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости. Однако, при проведении межевых работ на земельном участке СНТ был выявлен факт пересечения его границ с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к землям лесного фонда. Факт пересечения подтверждается справкой ФГУП "Рослесинфорг" Московским филиалом Государственной инвентаризации лесов "Мослеспроект". Площадь пересечения составляет 0,2780 га.
Также имеются пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> принадлежащего Ч.
При этом, фактических споров относительного границ земельного участка СНТ "Березовое" никогда не имелось. Истец полагает, что имеется кадастровая ошибка в сведениях ГКН о границах участка лесного фонда.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Ч. о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании иск не признал и просил отказать в его удовлетворении.
Решением суда иск удовлетворен частично. На ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" возложена обязанность по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5610 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит решение суда отменить в части удовлетворения требований СНТ "Березовое" и постановить новое решение об отказе в иске, указывая, что наличие кадастровой ошибки не обоснованно, а в результате внесения изменений в сведения ГКН площадь земельного участка лесного фонда уменьшилась.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Главы администрации Ступинского района Московской области от 29.01.1996 г. N 211п за СНТ "Березовое" был закреплен земельный участок площадью 3,0 Га.
СНТ "Березовое" является собственником земельного участка площадью 5610 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты> вид разрешенного использования: земли общего пользования СНТ "Березовое", расположенного по адресу: <данные изъяты>". Право собственности СНТ "Березовое" зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2010 г. Границы данного земельного участка установлены, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что согласно экспертному заключению фактическая площадь земельного участка истца с кадастровым номером <данные изъяты> соответствует правоустанавливающим документам и находится в фактическом владении СНТ "Березовое". При этом, по сведениям ГКН имеется пересечение границ земельного участка СНТ с границами земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <данные изъяты>. Общая площадь зоны пересечения границ составляет 7145 кв. м. Причиной пересечения границ земельных участков является кадастровая ошибка, имеющаяся в сведениях об описании местоположения границ и площади земельного участка лесного фонда.
К таком выводу эксперт М.М. пришла на основании того, что по сведениям ГКН границы земельного участка лесного фонда пересекают земли общего пользования СНТ "Березовое" - участок являющийся подъездной дорогой СНТ "Березовое" и земельные участки индивидуальных садоводов. По фактическому пользованию захвата земель лесного фонда со стороны земельного участка истца не имеется.
Между тем, с указанными выводами не может согласиться судебная коллегия, поскольку они противоречат материалам дела.
Согласно справке ФГУП "Мослеспроект" межевой план земельного участка с каталогом координат межевых знаков СНТ "Березовское" (земли общего пользования) имеет площадь по фактическому пользованию 0.5610 га из которых часть площади 0,2780 га накладывается на земли лесного фонда квартал N 5 Ступинского участкового лесничества, лесничества "Русский лес", ФГУ "Мособллес" (л.д. 24).
Из экспертного заключения следует, что площадь земельного участка лесного фонда по ГКН составляет 8280000 кв. м, а по координатам, представленным в таблице, положенной в основание решения суда об изменении координат участка лесного фонда, составляет 8269792 кв. м, что на 10208 кв. м меньше, чем по сведениям ГКН, в связи с чем, вывод суда о том, что площадь земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:33:0000000:99 по сведениям ГКН больше площади, рассчитанной в отношении указанного земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости на 10 208 кв. м противоречит материалам дела.
Указанные обстоятельства подтверждают возражения Комитета лесного хозяйства Московской области о фактическом захвате земельного участка из состава земель лесного фонда, относящегося к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии доказательств незаконности владения СНТ "Березовое" земельным участком или его частью, поскольку площадь всего земельного участка СНТ "Березовое" не являлась предметом исследования ни суда первой инстанции, ни эксперта.
При этом, то обстоятельство, что право собственности СНТ "Березовое" на земельный участок из земель общего пользования СНТ "Березовое" площадью 5610 кв. м зарегистрировано и его фактические границы никем не оспорены не свидетельствует о наличии кадастровой ошибки в сведениях ГКН относительно участка лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Между тем, какой-либо ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> относящегося к землям лесного фонда, материалами дела не установлено.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, в связи с чем в собственности граждан не могут находиться земельные участки из состава земель лесного фонда, в том числе и с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков как ограниченных в обороте объектов производятся только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" лесоустройство проводится на землях лесного фонда и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Согласно ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером <данные изъяты> относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 6 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен особый порядок внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, согласно которому проведение согласования местоположения границ участка лесного фонда не требуется.
Таким образом, на основании положений статей 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1 - 4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Какой-либо ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к землям лесного фонда, материалами дела не установлено.
Таким образом, правовых оснований, по которым судом принято решение по сути об исключении части земель лесного фонда из ГКН, не имелось.
При таких обстоятельствах, а также учитывая вышеуказанные положения закона судебная коллегия полагает решение суда в обжалуемой части незаконным и подлежащим отмене, поскольку внешние границы СНТ Березовое" не установлены, земельный участок истца расположен частично на территории, занятой лесом в границах квартала N 5 Ступинского участкового лесничества, лесничества "Русский лес", ФГУ "Мособллес", при этом разрешительных документов дающих право на изъятие из состава земель лесного фонда площади 10208 кв. м и переводе ее в земли иных категорий в установленном законом порядке не имеется.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловано и оснований для его проверки в полном объеме у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Ступинского городского суда Московской области от 18 июня 2015 года - отменить в части удовлетворения иска садоводческого некоммерческого товарищества "Березовое" о возложении обязанности на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" по исправлению кадастровой ошибки путем внесения изменений в сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5610 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>".
В отмененной части постановить по делу новое решение об отказе СНТ "Березовое" в иске.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)