Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-1341/2014
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 22.11.2013 N 01/583/2013-738 в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0000000:26987, площадью 8088 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Речная и о возложении на Управление Росреестра обязанности произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, неполным исследованием судами обстоятельств дела. Заявитель жалобы указывает, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - ул. Речная, протяженностью 817 м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Речная, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2013 серии 63-АЛ N 286821.
Под указанным объектом недвижимости сформирован земельный участок площадью 8088 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:26987, с видом разрешенного использования: объект дорожного хозяйства - улица Речная, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 02.08.2013.
Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0000000:26987, площадью 8088 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Речная.
Сообщением от 22.11.2013 N 01/583/2013-738 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, со ссылкой на то, что Департаментом не представлено на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Самара, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:26987.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы муниципального образования, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судебные инстанции, оценив представленные доказательства, с учетом положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), удовлетворили заявленные требования, признав, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту улица Речная имеет назначение: объект дорожного хозяйства, протяженностью 817 м.
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Речная, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2013.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Речная за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относящимся к землям, принадлежащим муниципальному образованию - городской округ Самара.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент выполняет функции собственника названной автомобильной дороги и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для ее эксплуатации.
Согласно статье 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Речная в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка.
Судами установлено, что указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
Судами правомерно признан несостоятельным довод Управления Росреестра о не предоставлении документов, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831 утверждена форма кадастрового паспорта земельного участка. Согласно утвержденной форме, в кадастровом паспорте земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с записями в государственном кадастре недвижимости. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Из содержания представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка: объект дорожного хозяйства - улица Речная.
Нахождение объекта недвижимости на спорном земельном участке подтверждается сравнительным анализом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте сооружения и межевом плане земельного участка.
Следует отметить, что на государственную регистрацию права собственности на объект дорожного хозяйства, собственником были представлены технические и кадастровые документы, подтверждающие протяженность и характеристики автомобильной дороги, право собственности на которую было зарегистрировано за муниципальным образованием.
Имеющиеся в деле документы позволяют сделать вывод о том, что объект капитального строительства (автодорога) безусловно находится на испрашиваемом земельном участке в связи с чем оснований для отказа в регистрации права на этот объект не имелось.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Установив, что на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона N 122-ФЗ, и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылки в кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на то, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества, подлежат отклонению.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность граждан.
В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что объект дорожного хозяйства введен в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1973 году, указанный объект расположен в границах кадастрового квартала 63:01:0000000 по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Речная, общая протяженность объекта составляет 817 м, что подтверждается кадастровым паспортом от 19.03.2013.
Нормы отвода земель определялись на основании "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, впоследствии статьей 25 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию в 1973 году, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А55-1341/2014 оставить без изменения, кассационную жалобе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2015 N Ф06-20095/2013 ПО ДЕЛУ N А55-1341/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. N Ф06-20095/2013
Дело N А55-1341/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-1341/2014
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 22.11.2013 N 01/583/2013-738 в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0000000:26987, площадью 8088 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Речная и о возложении на Управление Росреестра обязанности произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, неполным исследованием судами обстоятельств дела. Заявитель жалобы указывает, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - ул. Речная, протяженностью 817 м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Речная, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2013 серии 63-АЛ N 286821.
Под указанным объектом недвижимости сформирован земельный участок площадью 8088 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:26987, с видом разрешенного использования: объект дорожного хозяйства - улица Речная, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 02.08.2013.
Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0000000:26987, площадью 8088 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Речная.
Сообщением от 22.11.2013 N 01/583/2013-738 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, со ссылкой на то, что Департаментом не представлено на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Самара, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:26987.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы муниципального образования, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судебные инстанции, оценив представленные доказательства, с учетом положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), удовлетворили заявленные требования, признав, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту улица Речная имеет назначение: объект дорожного хозяйства, протяженностью 817 м.
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Речная, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2013.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Речная за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относящимся к землям, принадлежащим муниципальному образованию - городской округ Самара.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент выполняет функции собственника названной автомобильной дороги и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для ее эксплуатации.
Согласно статье 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Речная в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка.
Судами установлено, что указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
Судами правомерно признан несостоятельным довод Управления Росреестра о не предоставлении документов, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831 утверждена форма кадастрового паспорта земельного участка. Согласно утвержденной форме, в кадастровом паспорте земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с записями в государственном кадастре недвижимости. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Из содержания представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка: объект дорожного хозяйства - улица Речная.
Нахождение объекта недвижимости на спорном земельном участке подтверждается сравнительным анализом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте сооружения и межевом плане земельного участка.
Следует отметить, что на государственную регистрацию права собственности на объект дорожного хозяйства, собственником были представлены технические и кадастровые документы, подтверждающие протяженность и характеристики автомобильной дороги, право собственности на которую было зарегистрировано за муниципальным образованием.
Имеющиеся в деле документы позволяют сделать вывод о том, что объект капитального строительства (автодорога) безусловно находится на испрашиваемом земельном участке в связи с чем оснований для отказа в регистрации права на этот объект не имелось.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Установив, что на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона N 122-ФЗ, и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылки в кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на то, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества, подлежат отклонению.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность граждан.
В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что объект дорожного хозяйства введен в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1973 году, указанный объект расположен в границах кадастрового квартала 63:01:0000000 по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Речная, общая протяженность объекта составляет 817 м, что подтверждается кадастровым паспортом от 19.03.2013.
Нормы отвода земель определялись на основании "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, впоследствии статьей 25 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию в 1973 году, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А55-1341/2014 оставить без изменения, кассационную жалобе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)