Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционными жалобами Министерства имущественных отношений Иркутской области и Администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 октября 2014 года по делу N А19-9922/2014 по заявлению Закрытого акционерного общества "Фирма Стройиндустрия" к министерству имущественных отношений Иркутской области, третье лицо: Администрация г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
- Башкова И.Н., представитель по доверенности от 22.12.2014;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
Закрытое акционерное общество "Фирма Стройиндустрия" (ОГРН 1023801547989, ИНН 3811017106, адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Дальневосточная, 158-2, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47, далее - министерство) в предоставлении земельного участка в аренду, выраженного в письме от 11.06.2014 N 51-37-3473/4; обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области признан незаконным выраженный в письме от 11.06.2014 г. N 51-37-3473/4 отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предоставлении в аренду Закрытому акционерному обществу "Фирма Стройиндустрия" земельного участка, как противоречащий Земельному кодексу РФ. Суд первой инстанции обязал Министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Закрытого акционерного общества "Фирма Стройиндустрия" путем предоставления в аренду земельного участка для эксплуатации объекта недвижимого имущества "Главный корпус", расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, пос. Лисиха.
В обосновании суд первой инстанции указал, что на земельном участке находится здание, право собственности, на которое зарегистрировано за обществом, а доводы о разрушенности здания материалами дела не подтверждены. Поскольку на момент принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка распоряжение от 16.10.2012 г. N 504-02-4136/12 было действующим, прилагалось к заявлению о предоставлении земельного участка, как и кадастровый паспорт земельного участка, ссылка в оспариваемом отказе на то, что невозможно определить границы фактического землепользования, неправомерна.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 октября 2014 года по делу N А19-9922/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Фирма Стойиндустрия" отказать.
Указывает, что распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 01.10.2014 г. N 504-02-2091/14 было отменено распоряжение от 16 октября 2012 года N 504-02-4136/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска, мкр. Лисиха". Полагает, что схему утверждает Администрация г. Иркутска, в связи с этим решением суда нарушена процедура предоставления земельного участка по ст. 36 ЗК РФ. Администрация г. Иркутска не являлась ответчиком по делу и на нее не возложена обязанность в формировании земельного участка. В настоящее время земельный участок под производственным зданием не сформирован и министерство не имеет возможности предоставить земельный участок Обществу, в связи с тем, что земельный участок отсутствует, его границы не определены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация так же обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.10.2014 в части возложения на министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Фирма Стройиндустрия" путем предоставления в аренду земельного участка для эксплуатации объекта недвижимого имущества "Главный корпус", расположенного в Иркутской области, пос. Лисиха отменить. В удовлетворении требования ЗАО "Фирма Стройиндустрия" об обязании министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенные нарушения путем предоставления указанного земельного участка отказать.
Полагает, что границы земельного участка необходимого для эксплуатации объекта недвижимости "Главный корпус" на момент вынесения решения суда определены не были. Необходимо учитывать, что предоставление несформированного земельного участка действующим законодательством не предусмотрено. У министерства отсутствует возможность предоставить земельный участок, границы которого не определены. Министерство не сможет исполнить решение суда, так как в любом случае обязанность по формированию земельных участков в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ возложена на органы местного самоуправления.
На апелляционные жалобы поступили возражения общества, в которых оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.11.2014, 25.12.2014, 27.12.2014.
Представитель общества дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Закрытое акционерное общество "Фирма Стройиндустрия" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1023801547989, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.06.2014 (т. 1 л.д. 20-28).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.05.2012 г. 38 АД N 778671, за закрытым акционерным обществом "Фирма Стройиндустрия" зарегистрировано право собственности на нежилое здание - Главный корпус, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь 6 886,7 кв. м инв. N 25:401:001:200236270:7001. адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, пос. Лисиха, кадастровый номер -: 38.36:000023:0021:25:401:001:200236270:7001, на основании договора купли-продажи имущества, приватизированного арендного предприятия, сданного в аренду с правом его выкупа от 08.05.1992 N 12; Плана приватизации государственного имущества, сданного в аренду акционерному обществу закрытого типа "Фирма Стройиндустрия", утвержденного Распоряжением Иркутского территориального агентства Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом N 68/П от 22 04.1992 г., Протокола общего собрания акционеров ЗАО "Фирма Стройиндустрия" от 20.03.2008 (т. 1 л.д. 71).
Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.04.2014 г.
15 апреля 2014 года Закрытое акционерное общество "Фирма Стройиндустрия" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось с заявлением в Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее по тексту - Министерство, заинтересованное лицо) о предоставлении в аренду из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:17645 площадью 21152+/-20 кв..м., расположенный в Октябрьском районе г. Иркутска, мкр. Лисиха, для эксплуатации производственного здания - "Главный корпус" (т. 1 л.д. 62-63).
На данное заявление был получен отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 11.06.2014 г. N 51-37-3473/и за подписью Министра имущественных отношений (т. 1 л.д. 60-61).
Исходя из названного письма, отказ произведен по следующим основаниям: по результатам осмотра установлено, что здание (главный корпус), под эксплуатацию которого испрашивается земельный участок, находится в разрушенном состоянии и не является Объектом недвижимости пригодным для эксплуатации.
Также в результате осмотра испрашиваемого земельного участка установлено, что он фактически не огорожен, т.е. невозможно определить границы фактического землепользования, в то время как в соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Кроме того, в оспариваемом отказе указано, что в распоряжении заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 16.10.2012 N 504-02-4136/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка. Расположенного в Октябрьском районе г. Иркутск, мкр.Лисиха" следует, что площадь главного корпуса составляет 9455 кв. м, в то время как согласно выписке из ЕГРП от 15.04.2014 N 01/026/2014-942 площадь нежилого здания - 6886,7 кв. м.
Посчитав отказ незаконным, общество оспорило его в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация и министерство обратились в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя общества в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Перечень документов.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, реализация права юридического лица на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположен принадлежащий юридическому лицу объект недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти по совершению действий, направленных на выполнение законных требований заявителя.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Суд первой инстанции нашел заявление поданным надлежаще, с приложением необходимых документов, данный факт сторонами не оспаривается, апелляционным судом данный вывод поддерживается, как и вывод о том, что Министерство имущественных отношений Иркутской области в нарушение требований статьи 36 ЗК РФ, прав и законных интересов Общества не приняло решение о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка и не направило в его адрес проект договора аренды этого участка.
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Таким образом, пункт 4 статьи 27 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда земельный участок не может быть предоставлен в аренду.
В силу ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как правильно указывает суд первой инстанции, наличия названных обстоятельств, установленных законом для отказа в предоставлении земельного участка, в оспариваемом письме Министерства не названо, и соответствующих доказательств не представлено, из чего следует вывод, что в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо не представило доказательств невозможности предоставления заявителю земельного участка в аренду по основаниям, предусмотренным в законе.
Довод заинтересованного лица, приведенный и апелляционному суду, о том, что на земельном участке расположено здание в разрушенном состоянии, правильно отклонен судом первой инстанции как не подтвержденный материалами дела, поскольку представленный в обоснование отказа в предоставлении земельного участка в аренду акт осмотра земельного участка от 21.04.2014 г. N 5 не может быть принят в качестве доказательства, так как составлен в одностороннем порядке, свидетельствует об осмотре земельного участка, а не объекта недвижимого имущества - нежилое здание - Главный корпус, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь 6 886,7 кв. м инв. N 25:401:001:200236270:7001. адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, пос.Лисиха, кадастровый номер-: 38.36:000023:0021:25:401:001:200236270:7001, из приложенных к акту фотографий невозможно установить, какие конкретно капитальные объекты изображены на них, а также установить их взаимосвязь в территориальном отношении и принадлежности их заявителю.
В соответствии с техническим паспортом главного корпуса кадастровый номер 38:36:000023:0021:25:401:001:200236270:7001, износ частей здания составляет от 52% до 62%, однако сведений о разрушенности и ветхости здания в документах на здание не содержится. При этом, эксплуатация здания главного корпуса возможна по назначению и собственник здания сохраняет право на приобретение земельного участка под зданием в собственность или в аренду.
При этом, как правильно указывает суд первой инстанции, по смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 39 нахождение объекта недвижимого имущества в разрушенном состоянии означает, что его собственник, в силу прямого указания закона, сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на землю, на котором расположен указанный объект. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Отсутствие в собственности земельного участка, расположенного под разрушенными объектами, не ограничивает права заявителя как субъекта гражданского оборота. Норму закона или иного нормативного акта, запрещающую предоставление заявителю земельного участка в аренду, представитель Министерства не назвал.
Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Обстоятельство отмены распоряжения от 16.10.2012 г. N 504-02-4136/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутск, мкр.Лисиха", на которое имеется ссылка и в апелляционной жалобе министерства, правильно расценено как не исключающее обязанности уполномоченного лица по предоставлению земельного участка по ст. 36 Земельного кодекса РФ. Поскольку на момент принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка распоряжение от 16.10.2012 г. N 504-02-4136/12 было действующим, прилагалось к заявлению о предоставлении земельного участка, как и кадастровый паспорт земельного участка, ссылка в оспариваемом отказе на то, что невозможно определить границы фактического землепользования, неправомерна.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, изложенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление Закрытого акционерного общества "Фирма Стройиндустрия" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от 11.06.2014 N 51-37-3473/4, обоснованным и подлежащим удовлетворению, а требование об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя также подлежит удовлетворению путем предоставления в аренду земельного участка для эксплуатации объекта недвижимого имущества "Главный корпус", расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, пос. Лисиха.
Доводы администрации о том, что решение суда первой инстанции неисполнимо, так как обязанность по формированию земельных участков в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ возложена на органы местного самоуправления, отклоняются апелляционным судом, так как удовлетворение данного требования означает, что министерством должны быть произведены надлежащие действия, результатом которых должно стать предоставление в установленном земельным законодательством порядке земельного участка в аренду, то есть, если потребуется, то во взаимодействии и с органами местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 октября 2014 года по делу N А19-9922/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2015 N 04АП-6183/2014 ПО ДЕЛУ N А19-9922/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N А19-9922/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционными жалобами Министерства имущественных отношений Иркутской области и Администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 октября 2014 года по делу N А19-9922/2014 по заявлению Закрытого акционерного общества "Фирма Стройиндустрия" к министерству имущественных отношений Иркутской области, третье лицо: Администрация г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
- Башкова И.Н., представитель по доверенности от 22.12.2014;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
Закрытое акционерное общество "Фирма Стройиндустрия" (ОГРН 1023801547989, ИНН 3811017106, адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Дальневосточная, 158-2, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47, далее - министерство) в предоставлении земельного участка в аренду, выраженного в письме от 11.06.2014 N 51-37-3473/4; обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области признан незаконным выраженный в письме от 11.06.2014 г. N 51-37-3473/4 отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предоставлении в аренду Закрытому акционерному обществу "Фирма Стройиндустрия" земельного участка, как противоречащий Земельному кодексу РФ. Суд первой инстанции обязал Министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Закрытого акционерного общества "Фирма Стройиндустрия" путем предоставления в аренду земельного участка для эксплуатации объекта недвижимого имущества "Главный корпус", расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, пос. Лисиха.
В обосновании суд первой инстанции указал, что на земельном участке находится здание, право собственности, на которое зарегистрировано за обществом, а доводы о разрушенности здания материалами дела не подтверждены. Поскольку на момент принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка распоряжение от 16.10.2012 г. N 504-02-4136/12 было действующим, прилагалось к заявлению о предоставлении земельного участка, как и кадастровый паспорт земельного участка, ссылка в оспариваемом отказе на то, что невозможно определить границы фактического землепользования, неправомерна.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 октября 2014 года по делу N А19-9922/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Фирма Стойиндустрия" отказать.
Указывает, что распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 01.10.2014 г. N 504-02-2091/14 было отменено распоряжение от 16 октября 2012 года N 504-02-4136/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска, мкр. Лисиха". Полагает, что схему утверждает Администрация г. Иркутска, в связи с этим решением суда нарушена процедура предоставления земельного участка по ст. 36 ЗК РФ. Администрация г. Иркутска не являлась ответчиком по делу и на нее не возложена обязанность в формировании земельного участка. В настоящее время земельный участок под производственным зданием не сформирован и министерство не имеет возможности предоставить земельный участок Обществу, в связи с тем, что земельный участок отсутствует, его границы не определены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация так же обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.10.2014 в части возложения на министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Фирма Стройиндустрия" путем предоставления в аренду земельного участка для эксплуатации объекта недвижимого имущества "Главный корпус", расположенного в Иркутской области, пос. Лисиха отменить. В удовлетворении требования ЗАО "Фирма Стройиндустрия" об обязании министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенные нарушения путем предоставления указанного земельного участка отказать.
Полагает, что границы земельного участка необходимого для эксплуатации объекта недвижимости "Главный корпус" на момент вынесения решения суда определены не были. Необходимо учитывать, что предоставление несформированного земельного участка действующим законодательством не предусмотрено. У министерства отсутствует возможность предоставить земельный участок, границы которого не определены. Министерство не сможет исполнить решение суда, так как в любом случае обязанность по формированию земельных участков в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ возложена на органы местного самоуправления.
На апелляционные жалобы поступили возражения общества, в которых оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.11.2014, 25.12.2014, 27.12.2014.
Представитель общества дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Закрытое акционерное общество "Фирма Стройиндустрия" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1023801547989, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.06.2014 (т. 1 л.д. 20-28).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.05.2012 г. 38 АД N 778671, за закрытым акционерным обществом "Фирма Стройиндустрия" зарегистрировано право собственности на нежилое здание - Главный корпус, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь 6 886,7 кв. м инв. N 25:401:001:200236270:7001. адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, пос. Лисиха, кадастровый номер -: 38.36:000023:0021:25:401:001:200236270:7001, на основании договора купли-продажи имущества, приватизированного арендного предприятия, сданного в аренду с правом его выкупа от 08.05.1992 N 12; Плана приватизации государственного имущества, сданного в аренду акционерному обществу закрытого типа "Фирма Стройиндустрия", утвержденного Распоряжением Иркутского территориального агентства Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом N 68/П от 22 04.1992 г., Протокола общего собрания акционеров ЗАО "Фирма Стройиндустрия" от 20.03.2008 (т. 1 л.д. 71).
Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.04.2014 г.
15 апреля 2014 года Закрытое акционерное общество "Фирма Стройиндустрия" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось с заявлением в Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее по тексту - Министерство, заинтересованное лицо) о предоставлении в аренду из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:17645 площадью 21152+/-20 кв..м., расположенный в Октябрьском районе г. Иркутска, мкр. Лисиха, для эксплуатации производственного здания - "Главный корпус" (т. 1 л.д. 62-63).
На данное заявление был получен отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 11.06.2014 г. N 51-37-3473/и за подписью Министра имущественных отношений (т. 1 л.д. 60-61).
Исходя из названного письма, отказ произведен по следующим основаниям: по результатам осмотра установлено, что здание (главный корпус), под эксплуатацию которого испрашивается земельный участок, находится в разрушенном состоянии и не является Объектом недвижимости пригодным для эксплуатации.
Также в результате осмотра испрашиваемого земельного участка установлено, что он фактически не огорожен, т.е. невозможно определить границы фактического землепользования, в то время как в соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Кроме того, в оспариваемом отказе указано, что в распоряжении заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 16.10.2012 N 504-02-4136/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка. Расположенного в Октябрьском районе г. Иркутск, мкр.Лисиха" следует, что площадь главного корпуса составляет 9455 кв. м, в то время как согласно выписке из ЕГРП от 15.04.2014 N 01/026/2014-942 площадь нежилого здания - 6886,7 кв. м.
Посчитав отказ незаконным, общество оспорило его в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация и министерство обратились в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя общества в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Перечень документов.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, реализация права юридического лица на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположен принадлежащий юридическому лицу объект недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти по совершению действий, направленных на выполнение законных требований заявителя.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Суд первой инстанции нашел заявление поданным надлежаще, с приложением необходимых документов, данный факт сторонами не оспаривается, апелляционным судом данный вывод поддерживается, как и вывод о том, что Министерство имущественных отношений Иркутской области в нарушение требований статьи 36 ЗК РФ, прав и законных интересов Общества не приняло решение о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка и не направило в его адрес проект договора аренды этого участка.
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Таким образом, пункт 4 статьи 27 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда земельный участок не может быть предоставлен в аренду.
В силу ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как правильно указывает суд первой инстанции, наличия названных обстоятельств, установленных законом для отказа в предоставлении земельного участка, в оспариваемом письме Министерства не названо, и соответствующих доказательств не представлено, из чего следует вывод, что в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо не представило доказательств невозможности предоставления заявителю земельного участка в аренду по основаниям, предусмотренным в законе.
Довод заинтересованного лица, приведенный и апелляционному суду, о том, что на земельном участке расположено здание в разрушенном состоянии, правильно отклонен судом первой инстанции как не подтвержденный материалами дела, поскольку представленный в обоснование отказа в предоставлении земельного участка в аренду акт осмотра земельного участка от 21.04.2014 г. N 5 не может быть принят в качестве доказательства, так как составлен в одностороннем порядке, свидетельствует об осмотре земельного участка, а не объекта недвижимого имущества - нежилое здание - Главный корпус, назначение: нежилое, 2 - этажный, общая площадь 6 886,7 кв. м инв. N 25:401:001:200236270:7001. адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, пос.Лисиха, кадастровый номер-: 38.36:000023:0021:25:401:001:200236270:7001, из приложенных к акту фотографий невозможно установить, какие конкретно капитальные объекты изображены на них, а также установить их взаимосвязь в территориальном отношении и принадлежности их заявителю.
В соответствии с техническим паспортом главного корпуса кадастровый номер 38:36:000023:0021:25:401:001:200236270:7001, износ частей здания составляет от 52% до 62%, однако сведений о разрушенности и ветхости здания в документах на здание не содержится. При этом, эксплуатация здания главного корпуса возможна по назначению и собственник здания сохраняет право на приобретение земельного участка под зданием в собственность или в аренду.
При этом, как правильно указывает суд первой инстанции, по смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 39 нахождение объекта недвижимого имущества в разрушенном состоянии означает, что его собственник, в силу прямого указания закона, сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на землю, на котором расположен указанный объект. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Отсутствие в собственности земельного участка, расположенного под разрушенными объектами, не ограничивает права заявителя как субъекта гражданского оборота. Норму закона или иного нормативного акта, запрещающую предоставление заявителю земельного участка в аренду, представитель Министерства не назвал.
Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Обстоятельство отмены распоряжения от 16.10.2012 г. N 504-02-4136/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутск, мкр.Лисиха", на которое имеется ссылка и в апелляционной жалобе министерства, правильно расценено как не исключающее обязанности уполномоченного лица по предоставлению земельного участка по ст. 36 Земельного кодекса РФ. Поскольку на момент принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка распоряжение от 16.10.2012 г. N 504-02-4136/12 было действующим, прилагалось к заявлению о предоставлении земельного участка, как и кадастровый паспорт земельного участка, ссылка в оспариваемом отказе на то, что невозможно определить границы фактического землепользования, неправомерна.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, изложенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление Закрытого акционерного общества "Фирма Стройиндустрия" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от 11.06.2014 N 51-37-3473/4, обоснованным и подлежащим удовлетворению, а требование об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя также подлежит удовлетворению путем предоставления в аренду земельного участка для эксплуатации объекта недвижимого имущества "Главный корпус", расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, пос. Лисиха.
Доводы администрации о том, что решение суда первой инстанции неисполнимо, так как обязанность по формированию земельных участков в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ возложена на органы местного самоуправления, отклоняются апелляционным судом, так как удовлетворение данного требования означает, что министерством должны быть произведены надлежащие действия, результатом которых должно стать предоставление в установленном земельным законодательством порядке земельного участка в аренду, то есть, если потребуется, то во взаимодействии и с органами местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 октября 2014 года по делу N А19-9922/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)