Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Радченко Ж.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Анцифировой Г.П.,
судей: Быковской Е.В., Кандалова П.М.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 апреля 2014 года апелляционную жалобу У. на решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 11 декабря 2012 года по делу по иску Министерства имущественных отношений Московской области к У. о принудительном выкупе земельного участка, жилого дома с надворными постройками, об обязании заключить соглашение, о передаче недвижимости в собственность, о прекращении права собственности на земельный участок, жилой дом, об освобождении земельного участка, жилого дома,
заслушав доклад судьи Быковской Е.В.,
объяснения представителя У. - Л., представителя Министерства имущественных отношений Ч.,
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд иском к У. с исковыми требованиями о принудительном выкупе земельного участка с расположенным на нем жилым домом, о понуждении ответчика заключить соглашение о выкупе недвижимости по цене на день, предшествующий постановлению Правительства Московской области об изъятии указанного имущества для государственных нужд, о прекращении права собственности на данное недвижимое имущество, об освобождении земельного участка и жилого дома.
В обоснование заявленных требований истец указал, что принадлежащий У. земельный участок входит в границы земельного участка, предназначенного для реконструкции автомобильной дороги Лихачевское шоссе в г. Долгопрудном Московской области, и подлежит изъятию для государственных нужд.
Решением суда земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенными по адресу: Московская область, город Долгопрудный, Лихачевский проспект, дом 115, изъяты для государственных нужд, прекращено право собственности У. на указанные объекты недвижимости; с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу У. взыскана выкупная цена земельного участка в размере 7 430 000 рублей и объектов недвижимости на нем в размере 2 115 000 рублей; на У. возложена обязанность освободить земельный участок и жилой дом, надворные постройки от принадлежащего ей движимого имущества и прекратить право пользования им, в удовлетворении иных требований отказано.
У. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения, увеличении выкупной цены земельного участка.
Суд установил, что У. является собственником земельного участка площадью 1386 кв. м с расположенным на нем жилым домом по адресу: Московская область, город Долгопрудный, Лихачевский проспект, дом 115.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 19 июня 2009 года N 490/24 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области" земельный участок У. и объекты недвижимости, расположенные на нем, подлежат изъятию путем их выкупа для государственных нужд Московской области.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования Министерства имущественных отношений Московской области, суд исходил из того, что порядок выкупа земельного участка для государственных нужд у У. ответчиком был соблюден, она была уведомлена о предстоящем изъятии принадлежащего ей земельного участка и жилого дома, о произведенной 14 декабря 2009 года государственной регистрации указанного постановления Правительства Московской области и оценке изымаемого недвижимого имущества.
Поскольку соглашение о выкупной цене земельного участка между сторонами достигнуто не было, суд с учетом проведенной по делу экспертизы, определил рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 18.06.2009 года (день, предшествующий принятию решения о его изъятии) в размере 7 430 000 рублей.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в силу статей 55 ЗК РФ, 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа.
Согласно положению статьи 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных и муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (пункт 2 статьи 55 ЗК РФ).
Соглашение о выкупной цене между сторонами не достигнуто.
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую (п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 ЗК РФ) включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В обоснование доводов увеличения выкупной цены до рыночной стоимости изымаемого участка, истцом проведена его оценка, которая составила по заключению экспертно-юридического бюро ООО "Гарбор" - 11551000 рубль. С данной оценкой судебная коллегия соглашается, поскольку отчет об оценке составлен компетентной организацией, оценка стоимости выкупаемого земельного участка производилась оценщиками сравнительным методом, при этом в качестве аналогов были использованы земельные участки с аналогичным целевым назначением тождественным оцениваемому участку, с учетом физических характеристик объекта оценки. Стороной истца в опровержение доводов в этой части доказательств не представлено. Суд находит необходимым в этой части решение суда изменить, взыскать в пользу ответчика с истца указанную выкупную цену.
Иные доводы жалобы не влекут изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 11 декабря 2012 года изменить в части размера выкупной цены земельного участка: взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу У. выкупную цену земельного участка 11551000 (одиннадцать миллионов пятьсот пятьдесят одну тысячу) рублей, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу У. - удовлетворить частично.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7918/2014
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу N 33-7918/2014
Судья: Радченко Ж.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Анцифировой Г.П.,
судей: Быковской Е.В., Кандалова П.М.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 апреля 2014 года апелляционную жалобу У. на решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 11 декабря 2012 года по делу по иску Министерства имущественных отношений Московской области к У. о принудительном выкупе земельного участка, жилого дома с надворными постройками, об обязании заключить соглашение, о передаче недвижимости в собственность, о прекращении права собственности на земельный участок, жилой дом, об освобождении земельного участка, жилого дома,
заслушав доклад судьи Быковской Е.В.,
объяснения представителя У. - Л., представителя Министерства имущественных отношений Ч.,
установила:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд иском к У. с исковыми требованиями о принудительном выкупе земельного участка с расположенным на нем жилым домом, о понуждении ответчика заключить соглашение о выкупе недвижимости по цене на день, предшествующий постановлению Правительства Московской области об изъятии указанного имущества для государственных нужд, о прекращении права собственности на данное недвижимое имущество, об освобождении земельного участка и жилого дома.
В обоснование заявленных требований истец указал, что принадлежащий У. земельный участок входит в границы земельного участка, предназначенного для реконструкции автомобильной дороги Лихачевское шоссе в г. Долгопрудном Московской области, и подлежит изъятию для государственных нужд.
Решением суда земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенными по адресу: Московская область, город Долгопрудный, Лихачевский проспект, дом 115, изъяты для государственных нужд, прекращено право собственности У. на указанные объекты недвижимости; с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу У. взыскана выкупная цена земельного участка в размере 7 430 000 рублей и объектов недвижимости на нем в размере 2 115 000 рублей; на У. возложена обязанность освободить земельный участок и жилой дом, надворные постройки от принадлежащего ей движимого имущества и прекратить право пользования им, в удовлетворении иных требований отказано.
У. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения, увеличении выкупной цены земельного участка.
Суд установил, что У. является собственником земельного участка площадью 1386 кв. м с расположенным на нем жилым домом по адресу: Московская область, город Долгопрудный, Лихачевский проспект, дом 115.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 19 июня 2009 года N 490/24 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области" земельный участок У. и объекты недвижимости, расположенные на нем, подлежат изъятию путем их выкупа для государственных нужд Московской области.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования Министерства имущественных отношений Московской области, суд исходил из того, что порядок выкупа земельного участка для государственных нужд у У. ответчиком был соблюден, она была уведомлена о предстоящем изъятии принадлежащего ей земельного участка и жилого дома, о произведенной 14 декабря 2009 года государственной регистрации указанного постановления Правительства Московской области и оценке изымаемого недвижимого имущества.
Поскольку соглашение о выкупной цене земельного участка между сторонами достигнуто не было, суд с учетом проведенной по делу экспертизы, определил рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 18.06.2009 года (день, предшествующий принятию решения о его изъятии) в размере 7 430 000 рублей.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в силу статей 55 ЗК РФ, 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа.
Согласно положению статьи 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных и муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (пункт 2 статьи 55 ЗК РФ).
Соглашение о выкупной цене между сторонами не достигнуто.
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую (п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 ЗК РФ) включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В обоснование доводов увеличения выкупной цены до рыночной стоимости изымаемого участка, истцом проведена его оценка, которая составила по заключению экспертно-юридического бюро ООО "Гарбор" - 11551000 рубль. С данной оценкой судебная коллегия соглашается, поскольку отчет об оценке составлен компетентной организацией, оценка стоимости выкупаемого земельного участка производилась оценщиками сравнительным методом, при этом в качестве аналогов были использованы земельные участки с аналогичным целевым назначением тождественным оцениваемому участку, с учетом физических характеристик объекта оценки. Стороной истца в опровержение доводов в этой части доказательств не представлено. Суд находит необходимым в этой части решение суда изменить, взыскать в пользу ответчика с истца указанную выкупную цену.
Иные доводы жалобы не влекут изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 11 декабря 2012 года изменить в части размера выкупной цены земельного участка: взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу У. выкупную цену земельного участка 11551000 (одиннадцать миллионов пятьсот пятьдесят одну тысячу) рублей, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу У. - удовлетворить частично.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)