Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно выше их рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.
при секретаре Царевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Колобаевой Г.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Колобаевой Г.Ю. на решение Челябинского областного суда от 16 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Правительства Челябинской области Матвеевой Ю.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Колобаева Г.Ю. (далее - заявитель) обратилась в Челябинский областной суд с заявлением (с учетом уточнений) об установлении по состоянию на 1 января 2010 г. кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в отношении следующих земельных участков: с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб.
Решением Челябинского областного суда от 16 марта 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Колобаева Г.Ю. просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Колобаева Г.Ю., федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Правительства Челябинской области, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Колобаева Г.Ю. является собственником земельных участков: с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...> от с. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...> от <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, примерно в <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами купли-продажи от 3 ноября 2011 г., от 22 мая 2014 г. и свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно кадастровым паспортам от 28 ноября 2014 г., кадастровым справкам от 1 сентября 2014 г., от 20 октября 2014 г., отзыва и ответа на запрос суда ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Челябинской области от 20 ноября 2014 г. N 11427 сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> внесены в государственный кадастр недвижимости 26 июля 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; в отношении остальных земельных участков: с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый 25.10.2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25.10.2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.
Поскольку указанные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет после проведения массовой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, они не вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" по состоянию на 1 января 2010 г.
Заявителем представлен отчет от 2 сентября 2014 г. N 3Н/0375/-26/08/14, выполненный индивидуальным предпринимателем И., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена по состоянию на 26 июля 2013 г. в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб. определена по состоянию на 25 октября 2013 г.
На отчет получено положительное экспертное заключение от 1 октября 2014 г. N 912/Н-14 Некоммерческого партнерства "Свободный оценочный департамент".
По ходатайству заявителя об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2010 г. по делу проведена судебная экспертиза.
В соответствии с названным экспертным заключением рыночная стоимость определена на указанную дату в отношении следующих земельных участков: с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб.
После проведения судебной экспертизы заявитель изменила требования и просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г. в размере, определенном заключением эксперта от 9 января 2015 г. N 017Р-01.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Датой определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности является дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
В данном случае заявитель обратилась в суд с заявлением об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости после 22 июля 2014 г.
Следовательно, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, поэтому заключение эксперта от 9 января 2015 г. N 017Р-01.2015 в нарушение статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности составлено на ненадлежащую дату.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что Колобаева Г.Ю. не заявляла ходатайство о проведении судебной экспертизы, противоречит материалам дела, в котором содержится ходатайство представителя заявителя Чвало А.А. о назначении экспертизы в порядке статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с возложением расходов на заявителя (т. 1, л.д. 234).
Указанное ходатайство мотивировано необходимостью проверки представленного заявителем отчета об оценке на предмет достоверности, обоснованности в нем информации, в том числе о стоимости объектов оценки. При этом перед экспертом общества с ограниченной ответственностью "Судебная экспертиза и оценка" Г. заявителем ставится вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2010 г.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Челябинского областного суда от 16 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Колобаевой Г.Ю. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.07.2015 N 48-АПГ15-32
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно выше их рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. N 48-АПГ15-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.
при секретаре Царевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Колобаевой Г.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Колобаевой Г.Ю. на решение Челябинского областного суда от 16 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Правительства Челябинской области Матвеевой Ю.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Колобаева Г.Ю. (далее - заявитель) обратилась в Челябинский областной суд с заявлением (с учетом уточнений) об установлении по состоянию на 1 января 2010 г. кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в отношении следующих земельных участков: с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> в размере <...> руб.
Решением Челябинского областного суда от 16 марта 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Колобаева Г.Ю. просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Колобаева Г.Ю., федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Правительства Челябинской области, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Колобаева Г.Ю. является собственником земельных участков: с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...> от с. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, примерно в <...> метрах по направлению на <...> от <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, примерно в <...> метрах по направлению на <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами купли-продажи от 3 ноября 2011 г., от 22 мая 2014 г. и свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно кадастровым паспортам от 28 ноября 2014 г., кадастровым справкам от 1 сентября 2014 г., от 20 октября 2014 г., отзыва и ответа на запрос суда ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Челябинской области от 20 ноября 2014 г. N 11427 сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> внесены в государственный кадастр недвижимости 26 июля 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; в отношении остальных земельных участков: с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25 октября 2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый 25.10.2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет 25.10.2013 г., и его кадастровая стоимость определена в размере <...> руб.
Поскольку указанные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет после проведения массовой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, они не вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" по состоянию на 1 января 2010 г.
Заявителем представлен отчет от 2 сентября 2014 г. N 3Н/0375/-26/08/14, выполненный индивидуальным предпринимателем И., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена по состоянию на 26 июля 2013 г. в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб. определена по состоянию на 25 октября 2013 г.
На отчет получено положительное экспертное заключение от 1 октября 2014 г. N 912/Н-14 Некоммерческого партнерства "Свободный оценочный департамент".
По ходатайству заявителя об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2010 г. по делу проведена судебная экспертиза.
В соответствии с названным экспертным заключением рыночная стоимость определена на указанную дату в отношении следующих земельных участков: с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб.
После проведения судебной экспертизы заявитель изменила требования и просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г. в размере, определенном заключением эксперта от 9 января 2015 г. N 017Р-01.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Датой определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности является дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
В данном случае заявитель обратилась в суд с заявлением об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости после 22 июля 2014 г.
Следовательно, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, поэтому заключение эксперта от 9 января 2015 г. N 017Р-01.2015 в нарушение статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности составлено на ненадлежащую дату.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что Колобаева Г.Ю. не заявляла ходатайство о проведении судебной экспертизы, противоречит материалам дела, в котором содержится ходатайство представителя заявителя Чвало А.А. о назначении экспертизы в порядке статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с возложением расходов на заявителя (т. 1, л.д. 234).
Указанное ходатайство мотивировано необходимостью проверки представленного заявителем отчета об оценке на предмет достоверности, обоснованности в нем информации, в том числе о стоимости объектов оценки. При этом перед экспертом общества с ограниченной ответственностью "Судебная экспертиза и оценка" Г. заявителем ставится вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2010 г.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Челябинского областного суда от 16 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Колобаевой Г.Ю. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)