Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе И.О. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований И.Н. к Администрации городского округа г. Уфа о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, в гаражном кооперативе "..." под гаражным боксом N ..., N ... с кадастровым номером N ..., площадью ... кв. м - отказать из-за необоснованности.
Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия
установила:
И.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, признании права собственности на земельный участок. В обоснование исковых требований указал, что постановлением главы администрации г. Уфы от 14 декабря 1999 года гаражному кооперативу "..." в аренду предоставлен земельный участок, площадью ... кв. м, находящийся на пересечении улиц адрес. 06 января 2000 года с гаражным кооперативом "..." заключен договор аренды земель для эксплуатации металлических и капитальных гаражей. Постановлением Администрации городского округа г. Уфа от 14 марта 2012 года гаражному кооперативу "..." предоставлен земельный участок в кадастровым номером N ..., площадью .... м в аренду сроком на 3 года. В 2006 году он приобрел гаражные боксы N ..., N ..., общей площадью ... кв. м в гаражном кооперативе "...", вступив в члены гаражного кооператива. 17 мая 2012 года он получил свидетельства о праве собственности на указанные гаражные боксы. Площадь по внешнему обмеру гаражных боксов составляет ... кв. м. Обратившись с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного под гаражными боксами в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа, он получил отказ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе. Указанный отказ, по его мнению, является незаконным. Во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или находящемся на земельном участке строением, у собственника возникает право на приобретение в собственность земельного участка. Указанная в кадастровом паспорте земельного участка "Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс" не является поименованной в норме п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, в связи с чем режим земель ограниченных в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, на земельные участки, расположенные в пределах данной зоны не распространяется. Просил признать отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа в предоставлении земельного участка И.Н. в собственность незаконным, признать за И.Н. право собственности на земельный участок под гаражным боксом N ..., N ..., площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, И.Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на него незаконность и необоснованность, указав, что суд не учел, что согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки, ответчиком нарушено его исключительное право на приобретение земельного участка в собственность. Само по себе наличие в кадастровом паспорте земельного участка сведений о вхождении участка в состав "Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс" не имеет юридического значения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица МУП "Водоканал" Г., возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
На основании п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки:
- - в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
- - из состава земель лесного фонда;
- - в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- - занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- - предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
- - не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
- - предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
- - предоставленные для нужд связи;
- - занятые объектами космической инфраструктуры;
- - расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
- - предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
- - загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
- - расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
- - в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 14.12.1999 года N ... земельный участок, площадью ... кв. м, расположенный на пересечении адрес, предоставлен гаражному кооперативу "..." в аренду на 1 год (л.д. 15).
Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 14 марта 2012 года N ... гаражному кооперативу "..." предоставлен земельный участок площадью .... м с кадастровым номером N ..., относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся восточнее дома адрес, занимаемый металлическими и капитальными гаражами, ГК "...", в аренду сроком на три года (л.д. 16).
Из материалов дела следует, что на основании решения Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2012 года И.Н. является собственником нежилых помещений, общей площадью ... кв. м, по адресу: адрес, гаражный бокс N ..., N ... (л.д. 8).
По данным технического паспорта на гаражные боксы по состоянию на 16 февраля 2009 года гаражный бокс N ... имеет площадь ... кв. м, гаражный бокс N ... имеет площадь ... кв. м, застроенная площадь составляет ... кв. м.
В обоснование своих требований о признании права собственности на земельный участок истец представил кадастровый паспорт земельного участка от 09 сентября 2013 года 2012 года N ..., из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером N ..., номер кадастрового квартала N ... имеет площадь ... кв. м и расположен по адресу: адрес.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа от 03.10.2013 года истцу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов г. Уфы (л.д. 24).
В силу п. 1, 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также в пределах лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами
В силу ч. 1 и 4 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлен запрет на предоставление земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии п. п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и нормами Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года N 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зона санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
Следовательно, отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зону санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.
Проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995 года определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Из представленного истцом кадастрового паспорта земельного участка от 09 сентября 2013 года 2012 года N ..., что спорный земельный участок полностью входит в Зону "Республика Башкортостан, г. Уфа, Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер N ...".
Доводы апелляционной жалобы И.Н., что согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки, ответчиком нарушено его исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, само по себе наличие в кадастровом паспорте земельного участка сведений о вхождении участка в состав "Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс" не имеет юридического значения, не могут служить основаниями для отмены состоявшегося по делу решения суда, поскольку сведения о нахождении спорного земельного участка во втором поясе санитарной зоны охраны водозаборов внесены в кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.
Согласно п. 2.3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02 боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней меже не должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе.
Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора (подп. 2.2.2.2 СанПин 2.1.4.1110-02).
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
Учитывая приведенные выше правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, относится к землям, ограниченным в обороте и предоставление его в собственность не допускается.
Судебная коллегия считает, что такой вывод суда первой соответствует требованиям закона и основан на установленных судом обстоятельствах, имеющих существенное значение для рассматриваемого спора.
При таких обстоятельствах, Администрация городского округа г. Уфа правомерно отказала И.Н. в предоставлении в собственность спорного земельного участка. Оспариваемый отказ соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права истца.
В материалах дела имеется Проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", содержащий текстовое описание границ второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, что позволяет без специальных познаний с учетом общедоступных картографических материалов достоверно определить, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы.
Кроме того, как следует из просительной части искового заявления, истец просит признать право собственности на земельный участок площадью ... кв. м.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный (кадастровый) номер (п. 1 ст. 5 Закона N 221-ФЗ).
Сведения о том, что земельный участок площадью 60,5 кв. м сформирован, поставлен на кадастровый учет в материалах дела отсутствуют, поэтому спорный земельный участок указанной площадью не может быть объектом гражданского оборота.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая заявленные И.Н. требования суд в резолютивной части решения указал, что удовлетворению не подлежат требования И.Н. о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес под гаражным боксом N ..., N ... с кадастровым номером N ..., площадью ... кв. м, из-за необоснованности.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
Учитывая, что истцом заявлены требования о признании права собственности на земельный участок под гаражным боксом N ..., N ... площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес" решение суда в части площади спорного земельного участка и кадастрового номера, подлежит изменению с указанием об отказе в удовлетворении исковых требований признании за И.Н. право собственности на земельный участок под гаражным боксом N ..., N ..., площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес".
В остальной части судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, поскольку при разрешении спора судом верно определены все юридически значимые обстоятельства имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дана надлежащую оценку и решение суда в соответствует требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2013 года изменить в части площади земельного участка под гаражным боксом N ..., N ... и кадастрового номера земельного участка, указав об отказе в удовлетворении исковых требований И.Н. о признании за ним право собственности на земельный участок под гаражным боксом N ..., N ..., площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес.
В остальной части решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 25.03.2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе И.О. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований И.Н. к Администрации городского округа г. Уфа о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, в гаражном кооперативе "..." под гаражным боксом N ..., N ... с кадастровым номером N ..., площадью ... кв. м - отказать из-за необоснованности.
Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия
установила:
И.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, признании права собственности на земельный участок. В обоснование исковых требований указал, что постановлением главы администрации г. Уфы от 14 декабря 1999 года гаражному кооперативу "..." в аренду предоставлен земельный участок, площадью ... кв. м, находящийся на пересечении улиц адрес. 06 января 2000 года с гаражным кооперативом "..." заключен договор аренды земель для эксплуатации металлических и капитальных гаражей. Постановлением Администрации городского округа г. Уфа от 14 марта 2012 года гаражному кооперативу "..." предоставлен земельный участок в кадастровым номером N ..., площадью .... м в аренду сроком на 3 года. В 2006 году он приобрел гаражные боксы N ..., N ..., общей площадью ... кв. м в гаражном кооперативе "...", вступив в члены гаражного кооператива. 17 мая 2012 года он получил свидетельства о праве собственности на указанные гаражные боксы. Площадь по внешнему обмеру гаражных боксов составляет ... кв. м. Обратившись с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного под гаражными боксами в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа, он получил отказ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе. Указанный отказ, по его мнению, является незаконным. Во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или находящемся на земельном участке строением, у собственника возникает право на приобретение в собственность земельного участка. Указанная в кадастровом паспорте земельного участка "Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс" не является поименованной в норме п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, в связи с чем режим земель ограниченных в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, на земельные участки, расположенные в пределах данной зоны не распространяется. Просил признать отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа в предоставлении земельного участка И.Н. в собственность незаконным, признать за И.Н. право собственности на земельный участок под гаражным боксом N ..., N ..., площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, И.Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на него незаконность и необоснованность, указав, что суд не учел, что согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки, ответчиком нарушено его исключительное право на приобретение земельного участка в собственность. Само по себе наличие в кадастровом паспорте земельного участка сведений о вхождении участка в состав "Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс" не имеет юридического значения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица МУП "Водоканал" Г., возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
На основании п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки:
- - в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
- - из состава земель лесного фонда;
- - в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- - занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- - предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
- - не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
- - предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
- - предоставленные для нужд связи;
- - занятые объектами космической инфраструктуры;
- - расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
- - предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
- - загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
- - расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
- - в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 14.12.1999 года N ... земельный участок, площадью ... кв. м, расположенный на пересечении адрес, предоставлен гаражному кооперативу "..." в аренду на 1 год (л.д. 15).
Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 14 марта 2012 года N ... гаражному кооперативу "..." предоставлен земельный участок площадью .... м с кадастровым номером N ..., относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся восточнее дома адрес, занимаемый металлическими и капитальными гаражами, ГК "...", в аренду сроком на три года (л.д. 16).
Из материалов дела следует, что на основании решения Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2012 года И.Н. является собственником нежилых помещений, общей площадью ... кв. м, по адресу: адрес, гаражный бокс N ..., N ... (л.д. 8).
По данным технического паспорта на гаражные боксы по состоянию на 16 февраля 2009 года гаражный бокс N ... имеет площадь ... кв. м, гаражный бокс N ... имеет площадь ... кв. м, застроенная площадь составляет ... кв. м.
В обоснование своих требований о признании права собственности на земельный участок истец представил кадастровый паспорт земельного участка от 09 сентября 2013 года 2012 года N ..., из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером N ..., номер кадастрового квартала N ... имеет площадь ... кв. м и расположен по адресу: адрес.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа от 03.10.2013 года истцу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов г. Уфы (л.д. 24).
В силу п. 1, 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также в пределах лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами
В силу ч. 1 и 4 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлен запрет на предоставление земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии п. п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и нормами Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года N 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зона санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
Следовательно, отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зону санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.
Проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995 года определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Из представленного истцом кадастрового паспорта земельного участка от 09 сентября 2013 года 2012 года N ..., что спорный земельный участок полностью входит в Зону "Республика Башкортостан, г. Уфа, Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер N ...".
Доводы апелляционной жалобы И.Н., что согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки, ответчиком нарушено его исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, само по себе наличие в кадастровом паспорте земельного участка сведений о вхождении участка в состав "Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс" не имеет юридического значения, не могут служить основаниями для отмены состоявшегося по делу решения суда, поскольку сведения о нахождении спорного земельного участка во втором поясе санитарной зоны охраны водозаборов внесены в кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.
Согласно п. 2.3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02 боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней меже не должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе.
Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора (подп. 2.2.2.2 СанПин 2.1.4.1110-02).
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
Учитывая приведенные выше правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, относится к землям, ограниченным в обороте и предоставление его в собственность не допускается.
Судебная коллегия считает, что такой вывод суда первой соответствует требованиям закона и основан на установленных судом обстоятельствах, имеющих существенное значение для рассматриваемого спора.
При таких обстоятельствах, Администрация городского округа г. Уфа правомерно отказала И.Н. в предоставлении в собственность спорного земельного участка. Оспариваемый отказ соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права истца.
В материалах дела имеется Проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", содержащий текстовое описание границ второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, что позволяет без специальных познаний с учетом общедоступных картографических материалов достоверно определить, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы.
Кроме того, как следует из просительной части искового заявления, истец просит признать право собственности на земельный участок площадью ... кв. м.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный (кадастровый) номер (п. 1 ст. 5 Закона N 221-ФЗ).
Сведения о том, что земельный участок площадью 60,5 кв. м сформирован, поставлен на кадастровый учет в материалах дела отсутствуют, поэтому спорный земельный участок указанной площадью не может быть объектом гражданского оборота.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая заявленные И.Н. требования суд в резолютивной части решения указал, что удовлетворению не подлежат требования И.Н. о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес под гаражным боксом N ..., N ... с кадастровым номером N ..., площадью ... кв. м, из-за необоснованности.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
Учитывая, что истцом заявлены требования о признании права собственности на земельный участок под гаражным боксом N ..., N ... площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес" решение суда в части площади спорного земельного участка и кадастрового номера, подлежит изменению с указанием об отказе в удовлетворении исковых требований признании за И.Н. право собственности на земельный участок под гаражным боксом N ..., N ..., площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес".
В остальной части судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, поскольку при разрешении спора судом верно определены все юридически значимые обстоятельства имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дана надлежащую оценку и решение суда в соответствует требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2013 года изменить в части площади земельного участка под гаражным боксом N ..., N ... и кадастрового номера земельного участка, указав об отказе в удовлетворении исковых требований И.Н. о признании за ним право собственности на земельный участок под гаражным боксом N ..., N ..., площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес.
В остальной части решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)