Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей Г.М. Грачева, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Айленд Фасилити Менеджмент",
апелляционное производство N 05АП-8177/2015
на решение от 16.07.2015
судьи Т.П. Пустоваловой
по делу N А59-657/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сахалинский Водоканал" (ИНН 6501149700, ОГРН 1046500626611)
к обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Сервис"
о взыскании задолженности за превышение загрязняющих веществ в сточных водах,
при участии: от сторон - представители не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сахалинский водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Сервис" (далее - ответчик) о взыскании платы за превышение установленных нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах по договору водоснабжения и водоотведения N 604 от 01.02.2012 в размере 99 390 рублей 17 копеек.
Определением суда от 03.03.2015 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением 25.03.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ООО "Оренбург Сервис" изменило фирменное наименование на ООО "Айленд Фасилити Менеджмент".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 16.07.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Айленд Фасилити Менеджмент" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на незаконность и необоснованность оспариваемого решения, на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального права. Отмечает, что из содержания акта N 1021 следует, что для взятия проб использовался пробоотборник из материала полимер, следовательно не представляется возможным считать результаты лабораторного исследования достоверными в связи с нарушением порядка отбора проб для анализа. Полагает, что необоснованно применен расчет платы за превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, т.к. из текста договора от 01.02.2012 N 604 следует, что суммарный выпуск сточных вод составляет 19,82 куб. метра в сутки. Указывает, что решением городской Думы г. Южно-Сахалинск от 25.02.2015 N 94/7-15-5 признаны утратившими силу решения городского Собрания г. Южно-Сахалинск, в том числе решение от 03.07.2006 N 343/18-06-3.
Стороны, извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
От истца через канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ООО "Сахалинский Водоканал" (организация ВКХ) и ООО "Оренбург Сервис" (абонент) 01.02.2012 заключен договор N 604 водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым организация ВКХ отпускает питьевую воду и принимает сточные воды в объемах, согласованных сторонами (Приложение N 1 к настоящему договору) с учетом возможностей систем водоснабжения и канализации, а Абонент оплачивает оказываемые услуги.
В соответствии с условиями договора, истец имеет право осуществлять лабораторный контроль за составом сточных вод абонента и взимать плату за превышение лимитов водопотребления и водоотведения по объему и предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ сточной жидкости в соответствии с действующим законодательством (пункты 2.2.3 и 2.2.4 договора).
Согласно пунктам 2.3.1 и 2.3.18 договора ответчик обязан своевременно и в полном объеме производить оплату за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества по установленным тарифам в соответствии с условиями настоящего договора, а также соблюдать требования, предъявляемые к сточным водам, сбрасываемым в систему коммунальной канализации.
14.08.2014 совместно с представителями организации ВКХ и Абонента произведен отбор проб сточных абонента ООО "Оренбург Сервис" на объекте расположенном по ул. Крайней, 51 Б, 57 Б в г. Южно-Сахалинске, что по результатам которого составлен акт отбора проб сточных вод N 1021 от 14.08.2014.
По результатам проведенного контроля качества сточных вод, лаборатория ООО Сахалинский Водоканал" выявила превышения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточной жидкости по пяти химическим показателям.
На основании исследования ООО "Сахалинский водоканал" составлен протокол N 1021 результатов анализа проб сточных вод, произведен расчет платы за превышение установленных нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и выставлен ответчику счет-фактура N 14081411 от 14.08.2014 на сумму 99 390 рублей 17 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора, истец в адрес ответчика направил претензию N 6404 от 11.12.2014 с требованием погасить задолженность в добровольном порядке в течение пяти дней с момента ее получения.
Поскольку в добровольном порядке задолженность ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 30 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", контроль за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
Такой порядок определен в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" и регулирует деятельность абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы - допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно - абоненты, контроль состава и свойств сточных вод). Сам порядок отбора проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод, регламентирован в разделе IV Постановления Правительства РФ N 525 Отношения сторон по отпуску (подаче) питьевой воды и приему сточных вод регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02. года (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Отборы проб ООО "Сахалинский водоканал" на производственной базе из согласованного контрольного колодца, что сторонами не оспаривается, при отборах присутствовал представитель абонента, следовательно, процедура отбора проб проведена в соответствии с требованиями Правил N 167, ГОСТа Р 51592-2000. Право лаборатории ООО "Водоканал" производить анализы сточных вод подтверждено свидетельством N 743, выданным ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Сахалинской области" сроком до 01.03.2017.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Постановлением администрации Сахалинской области от 25.03.2002 N 36-па утвержден Порядок взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Сахалинской области, в соответствии с которым в качестве мер экономического воздействия с абонентов предприятий ВКХ взимается плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и временных условий приема загрязняющих веществ. Плата взимается за превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод при сбросе загрязняющих веществ с фактическими концентрациями, превышающими нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ (пункт 14).
При этом плата взимается в следующих размерах: за превышение нормативов по одному загрязняющему веществу в двукратном размере действующих цен (тарифов) за услуги по приему сточных вод, умноженных на общий объем фактических объемов сточных вод за один расчетный период; за превышение нормативов одновременно по двум загрязняющим веществам - в трехкратном, по трем - в четырехкратном и т.д. размере действующих цен за услуги по приему сточных вод, умноженных на общий объем фактически сброшенных сточных вод за один расчетный период.
Письмом N ОД-06-01-31/2606 от 20.02.2015 "О плате за сбросы сточных вод" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования", дала разъяснения по вопросу исчисления платы за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения, в котором указала следующее.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 N 458-ФЗ часть 1 статьи 28 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" вступает в силу с 01.07.2015.
Указанная норма означает, что с 01.07.2015 абоненты централизованных систем водоотведения, подлежащие нормированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" (далее - Постановление), вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а не организациям водопроводно-коммунального хозяйства.
Для второй группы абонентов (не нормируемых в соответствии с Постановлением) продолжает сохранять свое действие постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и подпунктами 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 67.
Согласно данным нормативным правовым актам органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов с абонентов, а денежные средства, взимаемые с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, используются организациями водопроводно-коммунального хозяйства при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Как следует из материалов дела, акт отбора проб представителем абонента подписан без замечаний и возражений.
Расчет размера платы за сброс сточных вод с повышенным содержанием предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ правомерно выполнен истцом в соответствии указанными выше нормативными правовыми актами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать на правовую позицию, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N ГКПИ 00-1448 о том, что при осуществлении сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а, следовательно, и в окружающую среду ущерб последним наносится при сбросе, как в пределах, так и сверх установленных нормативов. Обязанностью же предприятия ВКХ при приеме сточных вод является принятие мер к снижению размера вредного воздействия. В случае если объем вредных стоков превышает установленные нормативы, предприятие ВКХ во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждено затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков, восстановление систем канализации и систем очистки с токов. Поскольку сама организация ВКХ платит повышенную плату природоохранным органам за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, причем из своей прибыли, то, с экономической точки зрения, установление повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы городской канализации является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, при отсутствии доказательств оплаты выставленных истцом ответчику к оплате счета и удовлетворения направленной в адрес последнего претензии, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
Следует обратить внимание на тот факт, что абонент имеет право произвести параллельную пробу сточных вод и ее анализ в независимой аттестованной и (или) аккредитованной в установленном порядке лаборатории (пункт 2.4.5 договора).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что акта отбора параллельных проб ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.07.2015 по делу N А59-657/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.Ю.РОТКО
Судьи
Г.М.ГРАЧЕВ
И.С.ЧИЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2015 N 05АП-8177/2015 ПО ДЕЛУ N А59-657/2015
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2015 г. N 05АП-8177/2015
Дело N А59-657/2015
Резолютивная часть постановления оглашена 22 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей Г.М. Грачева, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Айленд Фасилити Менеджмент",
апелляционное производство N 05АП-8177/2015
на решение от 16.07.2015
судьи Т.П. Пустоваловой
по делу N А59-657/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сахалинский Водоканал" (ИНН 6501149700, ОГРН 1046500626611)
к обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Сервис"
о взыскании задолженности за превышение загрязняющих веществ в сточных водах,
при участии: от сторон - представители не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сахалинский водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Сервис" (далее - ответчик) о взыскании платы за превышение установленных нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах по договору водоснабжения и водоотведения N 604 от 01.02.2012 в размере 99 390 рублей 17 копеек.
Определением суда от 03.03.2015 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением 25.03.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ООО "Оренбург Сервис" изменило фирменное наименование на ООО "Айленд Фасилити Менеджмент".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 16.07.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Айленд Фасилити Менеджмент" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на незаконность и необоснованность оспариваемого решения, на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального права. Отмечает, что из содержания акта N 1021 следует, что для взятия проб использовался пробоотборник из материала полимер, следовательно не представляется возможным считать результаты лабораторного исследования достоверными в связи с нарушением порядка отбора проб для анализа. Полагает, что необоснованно применен расчет платы за превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, т.к. из текста договора от 01.02.2012 N 604 следует, что суммарный выпуск сточных вод составляет 19,82 куб. метра в сутки. Указывает, что решением городской Думы г. Южно-Сахалинск от 25.02.2015 N 94/7-15-5 признаны утратившими силу решения городского Собрания г. Южно-Сахалинск, в том числе решение от 03.07.2006 N 343/18-06-3.
Стороны, извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
От истца через канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ООО "Сахалинский Водоканал" (организация ВКХ) и ООО "Оренбург Сервис" (абонент) 01.02.2012 заключен договор N 604 водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым организация ВКХ отпускает питьевую воду и принимает сточные воды в объемах, согласованных сторонами (Приложение N 1 к настоящему договору) с учетом возможностей систем водоснабжения и канализации, а Абонент оплачивает оказываемые услуги.
В соответствии с условиями договора, истец имеет право осуществлять лабораторный контроль за составом сточных вод абонента и взимать плату за превышение лимитов водопотребления и водоотведения по объему и предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ сточной жидкости в соответствии с действующим законодательством (пункты 2.2.3 и 2.2.4 договора).
Согласно пунктам 2.3.1 и 2.3.18 договора ответчик обязан своевременно и в полном объеме производить оплату за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества по установленным тарифам в соответствии с условиями настоящего договора, а также соблюдать требования, предъявляемые к сточным водам, сбрасываемым в систему коммунальной канализации.
14.08.2014 совместно с представителями организации ВКХ и Абонента произведен отбор проб сточных абонента ООО "Оренбург Сервис" на объекте расположенном по ул. Крайней, 51 Б, 57 Б в г. Южно-Сахалинске, что по результатам которого составлен акт отбора проб сточных вод N 1021 от 14.08.2014.
По результатам проведенного контроля качества сточных вод, лаборатория ООО Сахалинский Водоканал" выявила превышения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточной жидкости по пяти химическим показателям.
На основании исследования ООО "Сахалинский водоканал" составлен протокол N 1021 результатов анализа проб сточных вод, произведен расчет платы за превышение установленных нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и выставлен ответчику счет-фактура N 14081411 от 14.08.2014 на сумму 99 390 рублей 17 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора, истец в адрес ответчика направил претензию N 6404 от 11.12.2014 с требованием погасить задолженность в добровольном порядке в течение пяти дней с момента ее получения.
Поскольку в добровольном порядке задолженность ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 30 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", контроль за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
Такой порядок определен в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" и регулирует деятельность абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы - допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно - абоненты, контроль состава и свойств сточных вод). Сам порядок отбора проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод, регламентирован в разделе IV Постановления Правительства РФ N 525 Отношения сторон по отпуску (подаче) питьевой воды и приему сточных вод регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02. года (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Отборы проб ООО "Сахалинский водоканал" на производственной базе из согласованного контрольного колодца, что сторонами не оспаривается, при отборах присутствовал представитель абонента, следовательно, процедура отбора проб проведена в соответствии с требованиями Правил N 167, ГОСТа Р 51592-2000. Право лаборатории ООО "Водоканал" производить анализы сточных вод подтверждено свидетельством N 743, выданным ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Сахалинской области" сроком до 01.03.2017.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Постановлением администрации Сахалинской области от 25.03.2002 N 36-па утвержден Порядок взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Сахалинской области, в соответствии с которым в качестве мер экономического воздействия с абонентов предприятий ВКХ взимается плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и временных условий приема загрязняющих веществ. Плата взимается за превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод при сбросе загрязняющих веществ с фактическими концентрациями, превышающими нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ (пункт 14).
При этом плата взимается в следующих размерах: за превышение нормативов по одному загрязняющему веществу в двукратном размере действующих цен (тарифов) за услуги по приему сточных вод, умноженных на общий объем фактических объемов сточных вод за один расчетный период; за превышение нормативов одновременно по двум загрязняющим веществам - в трехкратном, по трем - в четырехкратном и т.д. размере действующих цен за услуги по приему сточных вод, умноженных на общий объем фактически сброшенных сточных вод за один расчетный период.
Письмом N ОД-06-01-31/2606 от 20.02.2015 "О плате за сбросы сточных вод" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования", дала разъяснения по вопросу исчисления платы за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения, в котором указала следующее.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 N 458-ФЗ часть 1 статьи 28 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" вступает в силу с 01.07.2015.
Указанная норма означает, что с 01.07.2015 абоненты централизованных систем водоотведения, подлежащие нормированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" (далее - Постановление), вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а не организациям водопроводно-коммунального хозяйства.
Для второй группы абонентов (не нормируемых в соответствии с Постановлением) продолжает сохранять свое действие постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и подпунктами 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 67.
Согласно данным нормативным правовым актам органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов с абонентов, а денежные средства, взимаемые с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, используются организациями водопроводно-коммунального хозяйства при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Как следует из материалов дела, акт отбора проб представителем абонента подписан без замечаний и возражений.
Расчет размера платы за сброс сточных вод с повышенным содержанием предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ правомерно выполнен истцом в соответствии указанными выше нормативными правовыми актами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать на правовую позицию, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N ГКПИ 00-1448 о том, что при осуществлении сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а, следовательно, и в окружающую среду ущерб последним наносится при сбросе, как в пределах, так и сверх установленных нормативов. Обязанностью же предприятия ВКХ при приеме сточных вод является принятие мер к снижению размера вредного воздействия. В случае если объем вредных стоков превышает установленные нормативы, предприятие ВКХ во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждено затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков, восстановление систем канализации и систем очистки с токов. Поскольку сама организация ВКХ платит повышенную плату природоохранным органам за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, причем из своей прибыли, то, с экономической точки зрения, установление повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы городской канализации является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, при отсутствии доказательств оплаты выставленных истцом ответчику к оплате счета и удовлетворения направленной в адрес последнего претензии, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
Следует обратить внимание на тот факт, что абонент имеет право произвести параллельную пробу сточных вод и ее анализ в независимой аттестованной и (или) аккредитованной в установленном порядке лаборатории (пункт 2.4.5 договора).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что акта отбора параллельных проб ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.07.2015 по делу N А59-657/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.Ю.РОТКО
Судьи
Г.М.ГРАЧЕВ
И.С.ЧИЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)