Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска (заинтересованного лица) на решение от 08.09.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 24.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-7649/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова Евгения Борисовича (ОГРНИП 304550317100175, ИНН 550313894760) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244), департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: департамент имущественных отношений администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Краснофлотская, 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003).
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) приняли участие представители:
от администрации города Омска (заинтересованного лица) - Веселкова И.А. по доверенности от 08.09.2014 N Исх.-АГ/24-4633:
от департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (заинтересованного лица) - Немыкина К.С. по доверенности от 11.06.2014 N 34.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Кузнецов Евгений Борисович обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент архитектуры и градостроительства) от 24.12.2013 N 3554-р "О признании утратившим силу распоряжение департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 11 июля 2013 года N 1511-р" и пункта 3 постановления администрации города Омска (далее - администрация) от 14.02.2014 N 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска".
Заявленные требования со ссылкой на статьи 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы нарушением оспариваемыми ненормативными правовыми актами прав и законных интересов Кузнецова Е.Б. как арендатора земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:12816.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент имущественных отношений).
Решением от 08.09.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы администрация указывает, что Кузнецовым Е.Б. пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок подачи заявления об оспаривании ненормативных правовых актов в суд; заявитель, обратившись в департамент архитектуры и градостроительства, не приобрел каких-либо прав в отношении спорного земельного участка; законность постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" подтверждена решением от 02.06.2014 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1716/2014, оставленным без изменения постановлением от 15.08.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа; обжалуемые решение и постановление содержат противоположные выводы, сделанные судами по делу N А46-1716/2014; неверное определение судами момента возникновения каких-либо прав на земельный участок привело к неправомерному применению в данной ситуации положений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях; с 29.06.2013 уполномоченный орган не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта в случае намерения заявителя осуществить строительство объектов, включенных в утвержденный решением Омского горсовета от 19.06.2013 N 131 перечень; факт подачи Кузнецовым Е.Б. заявления о предварительном согласовании места размещения объекта до момента издания нормативного правового акта, определяющего случаи предоставления земельных участков исключительно на торгах, сам по себе не является основанием для неприменения установленного решением Омского горсовета от 19.06.2013 N 131 порядка.
В отзыве на кассационную жалобу Кузнецов Е.Б. просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представители администрации и департамента архитектуры и градостроительства поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе администрации.
Выслушав пояснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в декабре 2012 года в адрес департамента архитектуры и градостроительства поступило обращение Главного управления по земельным ресурсам Омской области о выборе земельного участка для строительства объекта "курсы водителей автотранспортных средств вблизи строения N 186 корпус 1 по ул. 7я-Линия в Октябрьском административном округе г. Омска".
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства от 11.03.2013 г. N 363-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 186 корпус 1 по ул. 7я Линия в Октябрьском административном округе г. Омска.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства от 11.07.2013 N 1511-р предварительно согласовано место размещения объекта "курсы водителей автотранспортных средств по улице 7-я Линия в Октябрьском административном округа г. Омска", и утвержден акт о выборе земельного участка.
Сформированный земельный участок площадью 1 200 м 2, из категории "земли населенных пунктов" поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 55:36:090205:12816, местоположением: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 7-я Линия, вблизи строения N 186, корпус 1 и разрешенным использованием: для строительства объекта "курсы водителей автотранспортных средств" (кадастровый паспорт земельного участка от 223.09.2013 N 55/201/13-267766).
Постановлением администрации от 06.11.2013 N 1293-п данный земельный участок предоставлен Кузнецову Е.Б. в аренду сроком на три года, на основании которого департамент имущественных отношений (арендодатель) и Кузнецов Е.Б. (арендатор) заключили 26.11.2013 договор аренды земельного участка N Д-0-31-10384 для строительства объекта "курсы водителей автотранспортных средств".
В связи с принятием Омским городским Советом решения от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" департамент архитектуры и градостроительства распоряжением от 24.12.2013 N 3554-р признал утратившим силу распоряжение от 11.07.2013 N 1511-р.
Администрация пунктом 3 постановления от 14.02.2014 N 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска" признала утратившим силу постановление от 06.11.2013 N 1293-п "О предоставлении в аренду Кузнецову Евгению Борисовичу земельного участка по улице 7-я Линия в Октябрьском административном округе города Омска".
Кузнецов Е.Б., считая незаконными и нарушающими его права и интересы распоряжение департамента архитектуры и градостроительства от 24.12.2013 N 3554-р и пункт 3 постановления администрации от 14.02.2014 N 182-п, оспорил их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из их законности и обоснованности.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов предусмотрен статьей 31 ЗК РФ, согласно которой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).
В силу пунктов 3, 4 статьи 9 Закона Омской области N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Установив, что в нарушение названного Закона Омской области заявление Кузнецова Е.Б. о предоставлении земельного участка под строительство объекта, поданное в соответствующий орган в декабре 2012 года, несмотря на положительное решение от 24.01.2013 комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска департамента архитектуры и градостроительства, а также проведенные в марте 2013 года процедуры согласования, что вытекает из акта выбора, фактически рассмотрено 11.07.2013 путем вынесения распоряжения N 1511-р, суды пришли к правильному выводу, что в случае надлежащего исполнения уполномоченным органом своих обязанностей по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка акт выбора земельного участка под строительство объекта по заявлению предпринимателя должен был бы быть утвержден до издания вышеупомянутого решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
С учетом изложенного посчитали, что неправомерное бездействие департамента архитектуры и градостроительства привело к несвоевременному выбору испрашиваемого Кузнецовым Е.Б. земельного участка.
Поэтому признали недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства от 24.12.2013 N 3354-р "О признании утратившими силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 11.07.2013 N 1511р" и пункт 3 постановления администрации от 14.02.2014 N 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска", которым признано утратившим силу постановление от 06.11.2013 N 1293-п "О предоставлении в аренду Кузнецову Евгению Борисовичу земельного участка по улице 7-я Линия в Октябрьском административном округе города Омска".
При этом обоснованно указали, что, отменяя ранее вынесенное постановление о представлении предпринимателю Кузнецову Е.Б. земельного участка в аренду, администрация не учла, что отношения по предоставлению земельного участка, представляющие собой единую процедуру, возникающие в связи с подачей заинтересованным лицом соответствующего заявления в орган, наделенный соответствующими полномочиями, инициированы заявителем в декабре 2012 года, следовательно, применение к рассматриваемым отношениям положений, содержащихся в решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев представления земельных участков для строительства исключительно на торгах", противоречит статье 4 ГК РФ, предусматривающей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Кроме того, поскольку с Кузнецовым Е.Б. заключен договор аренды N Д-0-31-10384, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, процедуру представления земельного участка в аренду суды посчитали завершенной, а отмену ненормативных актов, послуживших основанием для заключения сторонами договора аренды, - по сути, расторжением договора в порядке, не предусмотренном действующим законодательством.
Принимая во внимание, что отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка в соответствующий уполномоченный орган, суды отклонили ссылку администрации на постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", согласно которому решение от 19.06.2013 N 131 имеет обратную силу.
Помимо этого, учли правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Также отклонена судами ссылка администрации на решение от 02.06.2014 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1716/2014, в рамках которого оценивалась законность постановления Омского горсовета N 655, так как в указанном деле рассматривались заявления претендентов на земельные участки, решения о предоставлении которых не были оформлены соответствующими распоряжениями департамента архитектуры и градостроительства, основаниями к обращению указанных лиц в арбитражный суд послужил факт отказа в предоставлении земельных участков.
С учетом изложенного требования предпринимателя удовлетворены правомерно.
Несогласие администрации с оценкой судами представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В целом доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих изменение или отмену обжалуемых судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.09.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7649/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.02.2015 N Ф04-15132/2015 ПО ДЕЛУ N А46-7649/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. по делу N А46-7649/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска (заинтересованного лица) на решение от 08.09.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 24.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-7649/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова Евгения Борисовича (ОГРНИП 304550317100175, ИНН 550313894760) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244), департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: департамент имущественных отношений администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Краснофлотская, 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003).
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) приняли участие представители:
от администрации города Омска (заинтересованного лица) - Веселкова И.А. по доверенности от 08.09.2014 N Исх.-АГ/24-4633:
от департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (заинтересованного лица) - Немыкина К.С. по доверенности от 11.06.2014 N 34.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Кузнецов Евгений Борисович обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент архитектуры и градостроительства) от 24.12.2013 N 3554-р "О признании утратившим силу распоряжение департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 11 июля 2013 года N 1511-р" и пункта 3 постановления администрации города Омска (далее - администрация) от 14.02.2014 N 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска".
Заявленные требования со ссылкой на статьи 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы нарушением оспариваемыми ненормативными правовыми актами прав и законных интересов Кузнецова Е.Б. как арендатора земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:12816.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент имущественных отношений).
Решением от 08.09.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы администрация указывает, что Кузнецовым Е.Б. пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок подачи заявления об оспаривании ненормативных правовых актов в суд; заявитель, обратившись в департамент архитектуры и градостроительства, не приобрел каких-либо прав в отношении спорного земельного участка; законность постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" подтверждена решением от 02.06.2014 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1716/2014, оставленным без изменения постановлением от 15.08.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа; обжалуемые решение и постановление содержат противоположные выводы, сделанные судами по делу N А46-1716/2014; неверное определение судами момента возникновения каких-либо прав на земельный участок привело к неправомерному применению в данной ситуации положений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях; с 29.06.2013 уполномоченный орган не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта в случае намерения заявителя осуществить строительство объектов, включенных в утвержденный решением Омского горсовета от 19.06.2013 N 131 перечень; факт подачи Кузнецовым Е.Б. заявления о предварительном согласовании места размещения объекта до момента издания нормативного правового акта, определяющего случаи предоставления земельных участков исключительно на торгах, сам по себе не является основанием для неприменения установленного решением Омского горсовета от 19.06.2013 N 131 порядка.
В отзыве на кассационную жалобу Кузнецов Е.Б. просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представители администрации и департамента архитектуры и градостроительства поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе администрации.
Выслушав пояснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в декабре 2012 года в адрес департамента архитектуры и градостроительства поступило обращение Главного управления по земельным ресурсам Омской области о выборе земельного участка для строительства объекта "курсы водителей автотранспортных средств вблизи строения N 186 корпус 1 по ул. 7я-Линия в Октябрьском административном округе г. Омска".
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства от 11.03.2013 г. N 363-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 186 корпус 1 по ул. 7я Линия в Октябрьском административном округе г. Омска.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства от 11.07.2013 N 1511-р предварительно согласовано место размещения объекта "курсы водителей автотранспортных средств по улице 7-я Линия в Октябрьском административном округа г. Омска", и утвержден акт о выборе земельного участка.
Сформированный земельный участок площадью 1 200 м 2, из категории "земли населенных пунктов" поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 55:36:090205:12816, местоположением: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 7-я Линия, вблизи строения N 186, корпус 1 и разрешенным использованием: для строительства объекта "курсы водителей автотранспортных средств" (кадастровый паспорт земельного участка от 223.09.2013 N 55/201/13-267766).
Постановлением администрации от 06.11.2013 N 1293-п данный земельный участок предоставлен Кузнецову Е.Б. в аренду сроком на три года, на основании которого департамент имущественных отношений (арендодатель) и Кузнецов Е.Б. (арендатор) заключили 26.11.2013 договор аренды земельного участка N Д-0-31-10384 для строительства объекта "курсы водителей автотранспортных средств".
В связи с принятием Омским городским Советом решения от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" департамент архитектуры и градостроительства распоряжением от 24.12.2013 N 3554-р признал утратившим силу распоряжение от 11.07.2013 N 1511-р.
Администрация пунктом 3 постановления от 14.02.2014 N 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска" признала утратившим силу постановление от 06.11.2013 N 1293-п "О предоставлении в аренду Кузнецову Евгению Борисовичу земельного участка по улице 7-я Линия в Октябрьском административном округе города Омска".
Кузнецов Е.Б., считая незаконными и нарушающими его права и интересы распоряжение департамента архитектуры и градостроительства от 24.12.2013 N 3554-р и пункт 3 постановления администрации от 14.02.2014 N 182-п, оспорил их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из их законности и обоснованности.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов предусмотрен статьей 31 ЗК РФ, согласно которой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).
В силу пунктов 3, 4 статьи 9 Закона Омской области N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Установив, что в нарушение названного Закона Омской области заявление Кузнецова Е.Б. о предоставлении земельного участка под строительство объекта, поданное в соответствующий орган в декабре 2012 года, несмотря на положительное решение от 24.01.2013 комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска департамента архитектуры и градостроительства, а также проведенные в марте 2013 года процедуры согласования, что вытекает из акта выбора, фактически рассмотрено 11.07.2013 путем вынесения распоряжения N 1511-р, суды пришли к правильному выводу, что в случае надлежащего исполнения уполномоченным органом своих обязанностей по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка акт выбора земельного участка под строительство объекта по заявлению предпринимателя должен был бы быть утвержден до издания вышеупомянутого решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
С учетом изложенного посчитали, что неправомерное бездействие департамента архитектуры и градостроительства привело к несвоевременному выбору испрашиваемого Кузнецовым Е.Б. земельного участка.
Поэтому признали недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства от 24.12.2013 N 3354-р "О признании утратившими силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 11.07.2013 N 1511р" и пункт 3 постановления администрации от 14.02.2014 N 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска", которым признано утратившим силу постановление от 06.11.2013 N 1293-п "О предоставлении в аренду Кузнецову Евгению Борисовичу земельного участка по улице 7-я Линия в Октябрьском административном округе города Омска".
При этом обоснованно указали, что, отменяя ранее вынесенное постановление о представлении предпринимателю Кузнецову Е.Б. земельного участка в аренду, администрация не учла, что отношения по предоставлению земельного участка, представляющие собой единую процедуру, возникающие в связи с подачей заинтересованным лицом соответствующего заявления в орган, наделенный соответствующими полномочиями, инициированы заявителем в декабре 2012 года, следовательно, применение к рассматриваемым отношениям положений, содержащихся в решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев представления земельных участков для строительства исключительно на торгах", противоречит статье 4 ГК РФ, предусматривающей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Кроме того, поскольку с Кузнецовым Е.Б. заключен договор аренды N Д-0-31-10384, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, процедуру представления земельного участка в аренду суды посчитали завершенной, а отмену ненормативных актов, послуживших основанием для заключения сторонами договора аренды, - по сути, расторжением договора в порядке, не предусмотренном действующим законодательством.
Принимая во внимание, что отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка в соответствующий уполномоченный орган, суды отклонили ссылку администрации на постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", согласно которому решение от 19.06.2013 N 131 имеет обратную силу.
Помимо этого, учли правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Также отклонена судами ссылка администрации на решение от 02.06.2014 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1716/2014, в рамках которого оценивалась законность постановления Омского горсовета N 655, так как в указанном деле рассматривались заявления претендентов на земельные участки, решения о предоставлении которых не были оформлены соответствующими распоряжениями департамента архитектуры и градостроительства, основаниями к обращению указанных лиц в арбитражный суд послужил факт отказа в предоставлении земельных участков.
С учетом изложенного требования предпринимателя удовлетворены правомерно.
Несогласие администрации с оценкой судами представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В целом доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих изменение или отмену обжалуемых судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.09.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7649/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)