Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2014 ПО ДЕЛУ N А21-5838/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2014 г. по делу N А21-5838/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Ракчеевой М.А., при участии до перерыва в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "КАЛИНА" Арешкина К.В. (доверенность от 17.07.2013), от Правительства Калининградской области Глущенко А.В. (доверенность от 24.12.2013), после перерыва - представителя общества с ограниченной ответственностью "КАЛИНА" Арешкина К.В. (доверенность от 17.07.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2013 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Серикова И.А.) по делу N А21-5838/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КАЛИНА", место нахождения: 236039, Калининградская обл., Калининград, Ленинский пр., д. 131, ОГРН 1075032017070, ИНН 5032180299 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининградская обл., Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665, выразившегося в уклонении от принятия решения о переводе земельного участка площадью 106 127 кв. м с кадастровым номером 39:05:040609:133, расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский р-н, Романовский с/о, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения; обязании Правительства Калининградской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе названного земельного участка из одной категории земель в другую.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, место нахождения: 236000, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900999011, ИНН 3906006871, администрация муниципального образования "Ковровское сельское поселение", место нахождения: 238553, Калининградская обл., Зеленоградский р-н, пос. Коврово, Балтийская ул., д. 53, ОГРН 1063913020291, ИНН 3918027971.
В связи с принятием Правительством Калининградской области решения по спорному вопросу после обращения Общества в арбитражный суд последнее в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило требования и просило признать недействительным постановление Правительства Калининградской области от 14.08.2013 N 587 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую" (в редакции постановления от 21.10.2013 N 759); обязать Правительство Калининградской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе принадлежащего заявителю земельного участка из одной категории земель в другую.
Решением от 05.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 данное решение оставлено без изменения.
Правительство Калининградской области в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, перевод спорного земельного участка в категорию земель промышленности противоречит утвержденному Генеральному плану муниципального образования "Ковровское сельское поселение" (далее - Генеральный план Ковровского сельского поселения), а также целям создания государственного природного заказника регионального значения "Пионерское"; судами не учтены выводы, содержащиеся в решении Калининградского областного суда от 01.10.2013 по делу N 3-34/2013, до вступления в законную силу которого рассмотрение настоящего дела было невозможным и производство по нему подлежало приостановлению; в нарушение статьи 25 Федерального закона от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) заявитель не представил разрешение соответствующего органа на застройку площадей залегания полезных ископаемых.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными, соглашаясь с выводами судов.
В судебном заседании представитель Правительства Калининградской области поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании, назначенном на 02.09.2014, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, по окончании которого рассмотрение кассационной жалобы продолжено тем же составом суда.
Явившийся в заседание после перерыва представитель Общества подтвердил ранее изложенную позицию.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 106 127 кв. м с кадастровым номером 39:05:040609:133, расположенный по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский р-н, Романовский с/о, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства".
В июне 2012 года Общество обратилось к губернатору Калининградской области с ходатайством о переводе названного земельного участка в категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения для целей строительства производственно-складского комплекса.
Постановлением Правительства Калининградской области от 14.08.2013 N 587 (в редакции постановления от 21.10.2013 N 759) Обществу отказано в переводе принадлежащего ему земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, иного специального назначения на основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земельных участков) и в связи с нарушением пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 25 Закона о недрах.
Общество, считая, что оснований для отказа в переводе испрашиваемого земельного участка в другую категорию земель не имелось, в связи с чем оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 названного Кодекса предусмотрены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В силу статьи 8 того же Кодекса порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
К таким законам относится Закон о переводе земельных участков, статьей 4 которого установлены основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Согласно пункту 3 названной статьи перевод земельных участков из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В обоснование принятия оспариваемого отказа Правительство Калининградской области ссылалось на Генеральный план Ковровского сельского поселения, согласно которому принадлежащий Обществу земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, и входит в состав функциональной зоны - зона сельскохозяйственного использования.
Суд первой инстанции, отклоняя указанный довод заинтересованного лица, посчитал недоказанным ни принятие в установленном порядке соответствующего нормативного акта, ни несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану, разработанному проектной организацией на основании муниципального контракта.
Апелляционный суд признал установленным, что в соответствии с Генеральным планом Ковровского сельского поселения, утвержденным решением поселкового Совета депутатов муниципального образования "Ковровское сельское поселение" от 24.12.2012 N 53, спорный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и входит в состав зоны сельскохозяйственного использования. Однако суд апелляционной инстанции посчитал, что данное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку на тот момент, когда Правительство Калининградской области было обязано принять решение по заявке Общества о переводе земельного участка в другую категорию, генеральный план поселения не был принят.
Кассационная инстанция находит, что поскольку на момент принятия оспариваемого решения Правительства Калининградской области испрашиваемое целевое назначение земельного участка не соответствовало утвержденному Генеральному плану Ковровского сельского поселения и это обстоятельство установлено апелляционным судом, у судов не имелось оснований для признания данного решения незаконным и возложения на государственный орган обязанности принять решение, противоречащее генеральному плану поселения.
В силу статей 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований. Согласно пункту 3 статьи 9 документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, Правительство Калининградской области было не вправе при разрешении ходатайства Общества игнорировать утвержденный Генеральный план Ковровского сельского поселения и принимать решение по вопросу о переводе земельного участка в другую категорию земель, оформленное постановлением от 14.08.2013 N 587, в противоречие с данным документом. Несоблюдение органом исполнительной власти предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона о переводе земельных участков сроков рассмотрения ходатайства Общества о переводе земельного участка из одной категории земель в другую не может служить обоснованием принятия решения, не соответствующего действующему на момент его принятия генеральному плану поселения.
Возражения Общества относительно недоказанности утверждения и опубликования в надлежащем порядке Генерального плана Ковровского сельского поселения подлежат отклонению, так как данное обстоятельство установлено апелляционным судом, переоценивать выводы которого в этой части суд кассационной инстанции не вправе.
При таком положении обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, поскольку выводы судов об удовлетворении заявленных требований Общества и обязании Правительства Калининградской области принять положительное решение по ходатайству Общества не соответствуют нормам материального права. Поскольку установленное судом апелляционной инстанции обстоятельство является достаточным основанием для отказа в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения, кассационная инстанция полномочна в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.07.2014 по ходатайству Правительства Калининградской области исполнение решения от 05.11.2013 было приостановлено до завершения производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с отменой обжалуемых судебных актов решение от 05.11.2013 не подлежит исполнению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 по делу N А21-5838/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "КАЛИНА" отказать.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.А.РАКЧЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)