Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.03.2015 ПО ДЕЛУ N А79-7663/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2015 г. по делу N А79-7663/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.03.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.01.2015
по делу N А79-7663/2014,
принятое судьей Бойко О.И.
по заявлению администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики - Сливина А.В. по доверенности от 26.09.2014 N 823 сроком действия до 26.09.2015,
Министерства экономического развития Российской Федерации - Иголкиной Н.В. по доверенности от 12.02.2015 N 12-АУ сроком действия один год, Павловой Н.В. по доверенности от 12.02.2015 N 11-АУ сроком действия один год,
Талановой Ольги Валентиновны - Павлова А.Н. по доверенности от 18.02.2015 сроком действия три года,
Сафиянова Ильгизара Минсафиновича - Портновой Т.К. по доверенности от 25.12.2014 сроком действия три года,
Архипова Виталия Николаевича - лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
и
установил:

администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Кадастровая палата по ЧР, орган кадастрового учета, Учреждение), выразившегося во невнесении в Государственный кадастр недвижимости сведений об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:98 с земель лесного фонда на "земли населенных пунктов" в связи с включением указанного земельного участка в границы поселка Сюктерка Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в целях жилищного строительства. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган устранить допущенное нарушение прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии), Иванов Анатолий Николаевич, Иванова Ольга Валерьевна, Иванова Евдокия Анатольевна, Таланова Ольга Валентиновна, Архипов Виталий Николаевич, Шухайкин Иван Вячеславович, Соловьева Елена Борисовна, Сафиянов Ильгизар Минсафинович.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.01.2015 заявленные требования удовлетворены; оспариваемое бездействие Кадастровой палаты Чувашской Республики признано незаконным. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Учреждение в течение восемнадцати календарных дней после вступления решения суда в законную силу внести в Государственный кадастр недвижимости сведения об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:98 с категории земель "лесного фонда" на категорию земель "населенных пунктов" в связи с его включением в границы поселка Сюктерка Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в целях жилищного строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кадастровая палата по Чувашской Республике обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению орган кадастрового учета, в рассматриваемом случае при внесении изменений в Генеральный план Вурман-Сюктерского сельского поселения в части включения земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:98 органом местного самоуправления не соблюдена соответствующая процедура, в связи с чем со стороны Учреждения отсутствует незаконное бездействие.
Министерство экономического развития Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу указывает на обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Иванов А.Н., Иванова О.В., Иванова Е.А., Архипов В.Н., Шухайкин И.В., Соловьева Е.Б., Таланова О.В. в отзывах на апелляционную жалобу указывают на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители органа местного самоуправления, Министерства экономического развития Российской Федерации, Талановой О.В., Сафиянова И.М., Архипов В.Н. поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, законных представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права Иванову А.Н., Ивановой О.В., Ивановой Е.А., Талановой О.В., Архипову В.Н., Шухайкину И.В., Соловьевой Е.Б. и Сафиянову И.М. принадлежат на праве собственности индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, расположенные на принадлежащем Российской Федерации земельном участке общей площадью 24 092 кв. м, кадастровый номер 21:01:080201:98, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Опытное лесничество, Карачуринское участковое лесничество, квартал 21, выдел 11, квартал 22; категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства.
15.07.2013 Иванов А.Н., Иванова О.В., Иванова Е.А., Таланова О.В., Архипов В.Н., Шухайкин И.В., Соловьева Е.Б. и Сафиянов И.М. инициировали внесение изменений в генеральный план Вурман-Сюктерского сельского поселения в части включения земельного участка с кадастровым номером 21:01:080201:98 в границы населенного пункта поселка Сюктерка.
02.06.2014 посредством электронной связи в порядке информационного взаимодействия администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения направила в Кадастровую палату Чувашской Республики документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:01:080201:98 с категории земель лесного фонда на категорию земель населенных пунктов в целях жилищного строительства в связи с включением обозначенного земельного участка в поселок Сюктерка.
Письмом от 18.06.2014 N 1770 Учреждение предложило органу местного самоуправления представить документ, принятый исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающий изменение категории обозначенного земельного участка.
В целях получения разъяснений администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения обратилась в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (от 23.06.2014 N 421).
Письмом от 01.07.2014 N 07/23-7538 Минстрой Чувашии уведомил орган местного самоуправления об отсутствии необходимости заключения (постановления) Кабинета Министров Чувашской Республики в случае включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда.
02.07.2014 администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения повторно обратилась в орган кадастрового учета с заявлением о внесении в Государственный кадастр недвижимости изменений в части изменения категории земельного участка с кадастровым номером 21:01:080201:98, приложив необходимые документы.
Бездействие Кадастровой палаты по Чувашской Республике послужило основанием для обращения органа местного самоуправления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 N 69 и исходил из того, что орган кадастрового учета не доказал правомерность оспариваемого бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены в статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.
Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Положениями статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) предусмотрен перевод земель, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, в земли населенных пунктов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Возможность перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий также предусмотрена при установлении или изменении границы населенного пункта (пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
При этом внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (часть 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если проект генерального плана поселения предусматривает включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, проект подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 N 69 (далее - Порядок N 69) утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований.
Согласно пунктам 2.1 - 2.3 Порядка N 69 уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе (далее - уведомление) направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Министерство) - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
При поступлении в Министерство хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования.
В пункте 1.3 Порядка N 69 специально оговорено, что в случае неполучения органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, заключения проект документа территориального планирования считается согласованным.
Частями 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае не поступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Таким образом, законодатель уполномочил и обязал уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а в рассматриваемых правоотношениях таковым является Министерство экономического развития Российской Федерации, принять решение по вопросу согласования проекта генерального плана поселения в течение трех месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана.
Если по истечении этого срока главе поселения не поступает заключение на проект генерального плана, такой проект считается согласованным.
Суд первой инстанции установил и подтверждается материалами дела, что проект изменений в генеральный план Вурман-Сюктерского сельского поселения, касающийся включения земельного участка с кадастровым номером 21:01:080201:98 в границы поселка Сюктерка в целях жилищного строительства, размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования 19.11.2013 (карточка согласования N 139749681).
28.11.2013 Министерство регионального развития Российской Федерации получило соответствующее уведомление администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения (письмо от 21.11.2013 N 808).
Следовательно, до 01.03.2014 Министерству надлежало принять решение по вопросу согласования планируемых изменений в генеральный план Вурман-Сюктерского сельского поселения.
Однако до указанного времени заключение на проект вносимых изменений в генеральный план в орган местного самоуправления не поступило и доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, в силу прямого указания закона проект считается согласованным.
03.04.2014 собрание депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения приняло решение N 32-02 "О внесении изменений в генеральных план Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики", согласно пункту 1.2 которого земельный участок с кадастровым номером 21:01:080201:98 включается в границы поселка Сюктерка Вурман-Сюктерского сельского поселения в целях жилищного строительства.
Решение собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 03.04.2014 N 32-02 опубликовано в средстве массовой информации (издании) "Ведомости Чебоксарского района" от 04.04.2014 N 9 (251), часть 1, и до настоящего времени в установленном законом порядке не оспорено.
Следовательно, 17.04.2014 администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения в порядке информационного взаимодействия правомерно обратилась в Кадастровую палату Чувашской Республики с заявлением о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о границах поселка Сюктерка.
Уведомлением от 29.05.2014 Учреждение поставило орган местного самоуправления в известность о внесении соответствующих изменений.
02.06.2014 администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения в аналогичном порядке направила в орган кадастрового учета документы для учета изменений категории земельного участка с кадастровым номером 21:01:080201:98 (из земель лесного фонда в земли населенных пунктов).
Однако для проведения государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости Учреждение в письме от 18.06.2014 N 1770 указало на необходимость представления документа об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 21:01:080201:98, принятый исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом подтвердив, что документы от органа местного самоуправления получены в порядке информационного взаимодействия.
Администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения письмом от 02.07.2014 N 438 со ссылкой на разъяснения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (уполномоченный орган власти Чувашской Республики в сфере градостроительной деятельности) уведомила Учреждение об отсутствии в настоящее время необходимости принятия Кабинетом Министров Чувашской Республики решения в случае включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда. Одновременно сообщила о проведении процедуры согласования внесения изменений в проект генерального плана Вурман-Сюктерского сельского поселения с Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с Порядком и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Положениями частей 1 - 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Согласно пунктам 13 и 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, кадастровый учет изменений, связанных с категорией земельного участка и видом его разрешенного использования, может быть произведен на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Это обстоятельство подтверждается положениями пунктов 3 и 6 части 1 статьи 15 Закона о государственном кадастре, в соответствии с которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно части 2 статьи 17 Закона о государственном кадастре кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия не в связи с заявлением о кадастровом учете, осуществляется в срок не более, чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Суд первой инстанции установил, что процедура внесения изменений в генеральный план Вурман-Сюктерского сельского поселения в части включения земельного участка в границы поселка Сюктерка произведена в соответствии с нормами действующего законодательства.
Следовательно, получив 02.06.2014 от администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения документы об изменении границ поселка Сюктерка и, соответственно, об изменении вида его разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:98, Кадастровой палате Чувашской Республики надлежало в течение 30 рабочих дней внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости.
Материалы дела не содержат какие-либо доказательства, подтверждающие несоответствие направленных органом местного самоуправления документов, необходимых для внесения изменений.
При таких обстоятельствах у Кадастровой палаты Чувашской Республики отсутствовали правовые основания для оставления без внимания обращения органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае Учреждение не указало, а суд не установил действующих правовых норм, в соответствии с которыми оно вправе допускать установленное бездействие.
Довод Учреждения о том, что 15.08.2014 оно направило запрос в Министерство регионального развития Российской Федерации (в настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации) о предоставлении информации по согласованию проекта изменений в генеральный план Вурман-Сюктерского сельского поселения, в данном случае не имеет правового значения, поскольку проект на тот момент уже считался согласованным в силу закона и был утвержден решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 03.04.2014.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения представила в материалы дела надлежащие доказательства, подтверждающие правомерность ее позиции.
Со своей стороны Кадастровая палата Чувашской Республики вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств законности своего бездействия.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что допущенное органом кадастрового учета бездействие противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона о государственном кадастре, Федерального закона N 172-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно возложил на Учреждение обязанность устранить допущенное нарушение заявителя.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Учреждения признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Всем доводам заявителя апелляционной жалобы судом дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.01.2015 по делу N А79-7663/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.01.2015 по делу N А79-7663/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)