Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.09.2015 N 46-АПГ15-47

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки; согласно отчету об оценке кадастровая стоимость участков превышает их рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2015 г. N 46-АПГ15-47


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0000000:250 и 63:17:0000000:431 в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, на решение Самарского областного суда от 22 июня 2015 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Носальской А.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

федеральное казенное предприятие "Самарский завод "Коммунар" (далее - ФКП "Самарский завод "Коммунар") обратилось в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:250, площадью 118 274 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под государственное казенное предприятие "Коммунар", расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава и земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:431, площадью 68 288 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты железнодорожного транспорта, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 г., в размере 35 489 832 руб. и 22 761 640 руб. соответственно.
Решением Самарского областного суда от 22 июня 2015 г. заявление удовлетворено частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
ФКП "Самарский завод "Коммунар", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области), ТУ Росимущества в Самарской области, Правительство Самарской области, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФКП "Самарский завод "Коммунар" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:250, общей площадью 118 274 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под государственное казенное предприятие "Коммунар", расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава и земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:431, общей площадью 68 288 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты железнодорожного транспорта, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава.
Согласно кадастровом паспортам от 28 марта 2014 г. и 16 апреля 2014 г. земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:250 и 63:17:0000000:431 поставлены на государственный кадастровый учет 13 апреля 2007 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:250 составляет 131 392 952,08 руб., а земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:431 - 75 862 504,96 руб., что подтверждается письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 3 апреля 2014 г. N 9894.
Указанная кадастровая стоимость определена на основании постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" по состоянию на 1 января 2013 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 11 июля 2014 г. 2014 г. N 10/14, выполненный оценщиком закрытого акционерного общества Консалтинговой компании "Ценные бумаги".
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:250 по состоянию на 1 января 2013 г. составила 35 489 832 руб., а земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:431 по состоянию на 1 января 2013 г. - 22 761 640 руб.
По результатам экспертизы отчета от 11 июля 2014 г. N 10/14, проведенной экспертом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 1 августа 2014 г. N 2666/2014.
Кроме того, заявителем представлено решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 2 октября 2014 г. N 14/28с-76, подтверждающее соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
По ходатайству представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2013 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления".
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной экспертизы от 27 апреля 2015 г. N 03-24/2015 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:250 по состоянию на 1 января 2013 г. составила 73 859 747,52 руб., а земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:431 по состоянию на 1 января 2013 г. - 40 548 116,93 руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 27 апреля 2015 г. N 03-24/2015 установил кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0000000:250 и 63:17:0000000:431, равную их рыночной стоимости в размере 73 859 747,52 руб. и 40 548 116,93 руб. соответственно.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельных участков. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у заявителя права выступать заказчиком оценки рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, основаны на неверном толковании норм права и не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Самарского областного суда от 22 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)