Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2015 N 17АП-10699/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8330/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. N 17АП-10699/2014-ГК

Дело N А50-8330/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя - Кузнецов А.А., доверенность от 24.05.2002,
от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений Администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 марта 2015 года
по делу N А50-8330/2014,
вынесенное судьей Вихниной М.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича (ОГРНИП 314595805100070, ИНН 590416868609)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми,
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми,
о признании незаконным решения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Худорожков Александр Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Департамент, ДЗО), оформленного письмом от 15.04.2014 N И-21-01-09-6449, возложении на Департамент обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Чистопольская, 21.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2014 (резолютивная часть решения объявлена 24.06.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2015 решение Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2014 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 04.12.2014 решение суда от 01.07.2014 и постановление суда от 19.09.2015 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
При новом рассмотрении дела согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми (с учетом определения суда от 26.01.2015).
Заявитель уточнил требования, в части возложения обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, просил возложить на Департамент обязанность направить в адрес заявителя проект договора земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717162:317 площадью 358+/-2 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, восточнее ул. Чистопольская, д. 21 Уточнение заявленных требований судом принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.03.2015 отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми, оформленный письмом от 15.04.2014 N И-21-01-09-6449, признан недействительным. На ответчика возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя путем совершения Департаментом земельных отношений администрации города Перми последовательных действий, предусмотренных пунктами 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент обращения с заявлением - 12.03.2014.
Ответчик с решением суда 10.03.2015 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик указал, что земельный участок расположен в зоне Ц-2, в соответствии с градостроительными регламентами, установленными для данной территории, предоставление земельного участка под павильон-выставку в указанной зоне невозможно. Со ссылкой на заключение Управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми указал, что павильон относится к нестационарным торговым объектам, павильон, под который испрашивается земельный участок не предусмотрен в схеме размещения нестационарных торговых объектов. Указал, что павильон-выставка не отвечает признакам капитального объекта, предусмотренным в отношении выставочных залов. Также, по мнению ответчика, земельные участки под строительство объектов социально-культурного назначения, в том числе выставочных залов предоставляются по иной процедуре, предусмотренной Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указал, что указанная заявителем цель предоставления земельного участка соответствует виду его разрешенного использования, проекту межевания территории и градостроительному зонированию. Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением Администрации г. Перми от 27.09.2012 N 572, не предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта по ул. Чистопольской, 21.
Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми и Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми в отзывах на апелляционную жалобу доводы апелляционной жалобы поддержали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.08.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 370 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Чистопольская, 21.
25.09.2013 Департаментом принято решение о возможности предоставления в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 370 кв. м по ул. Чистопольской, 21 для размещения павильона-выставки.
Заявителем подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая согласована Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (20.12.2013) и утверждена ДЗО (22.01.2014).
Земельный участок площадью 358 кв. м с разрешенным использованием - для павильона-выставки поставлен на кадастровый учет 06.03.2013 за номером 59:01:1717162:317.
В дальнейшем заявитель 11.03.2014 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717162:317 в аренду под павильон-выставку на срок 4 года 11 месяцев.
Решением, оформленным письмом от 15.04.2014 N И-21-01-09-6449, заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду со ссылкой на отрицательные заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управления по развитию потребительского рынка. В качестве основания для отказа указано на то, что испрашиваемая цель не соответствует утвержденному проекту межевания территории, который не предусматривает формирование земельного участка под павильон-выставку. Проектом межевания территории предусмотрено размещение на земельном участке торгового объекта - павильона. Также указанная цель предоставления земельного участка не соответствует видам разрешенного использования территориальной зоны Ц-2.
Заявитель, полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми (далее - Порядок).
Согласно п. 1.7 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность.
В силу п. 1.8 указанного Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться: без размещения временных объектов, для размещения временных объектов.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом. Срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год с момента публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении, размещенного в соответствии с пунктом 2.9 6 Порядка.
В соответствии с п. 2.7 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством. В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
Согласно п. 2.9 уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка.
Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка публикуется в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", носит уведомительный характер и не ставит целью поиск иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.10 названного Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 2.11 Порядка установлено, что уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю на праве, указанном в пункте 2.9 настоящего Порядка, и направляет ему копию такого решения.
В соответствии с указанным выше Порядком критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.6.1. Порядка установлено, что предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда: испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Как указано ранее, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду явилось несоответствие испрашиваемой цели утвержденному проекту межевания территории.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, постановлением Администрации города Перми от 01.11.2010 N 734 утвержден проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории.
Указанным проектом определена цель использования испрашиваемого заявителем земельного участка - под павильон.
Из заявления предпринимателя от 11.03.2014 следует, что земельный участок испрашивался им под павильон - выставку для целей, не связанных с осуществлением торговой деятельности.
При этом предприниматель предварительно (22.08.2013) обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка для размещения павильона, в ответ на которое Департаментом 25.09.2013 принято решение о возможности такого предоставления, после чего заявитель обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка с разрешенным использованием - для размещения павильона-выставки. Данные действия осуществлялись также при участии как департамента, так и Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, что выразилось в согласовании и утверждении указанными лицами схемы подлежащего кадастровому учету земельного участка для целей размещения на нем павильона-выставки.
Между тем, в обоснование отказа в предоставлении земельного участка в аренду после выполнения предпринимателем всех действий, предусмотренных ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Департамент указал на несоответствие предусмотренного проектом межевания целевого использования земельного участка (павильон) заявленному (павильон-выставка).
Только указание на размещение на земельном участке павильона не может означать, что такой объект может быть использован исключительно для ведения торговой деятельности и не может быть использован для других целей. Кроме того, судом установлено, что Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации г. Перми от 27.09.2012 N 572, размещение на испрашиваемом земельном участке торгового павильона не предусмотрено.
В п. 2.14.3 Национального стандарта Российской Федерации "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения", утвержденные Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 N 512-ст, под павильоном понимается здание или сооружение, площадь которого сдается в аренду экспонентам на время проведения выставки/ярмарки.
Возможность осуществления выставок на рассматриваемой территории предполагается, так как территория отнесена Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 к зоне Ц-2 (л.д. 83-87 т. 2).
Полученное в ходе рассмотрения первоначального заявления отрицательное заключение Управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми о не возможности предоставления земельного участка (л.д. 7 т. 2) обоснованно не принято судом во внимание, поскольку мотивировано со ссылкой на невозможность осуществления на испрашиваемом земельном участке торговой деятельности, ведение которой не предполагалось.
Иных оснований невозможности принятия решения о предоставления в аренду земельного участка Департаментом не приведено.
С учетом изложенного, оснований для отказа в предоставлении в аренду земельного участка для указанной цели, не связанной со строительством, у ответчика не имелось.
Учитывая изложенное, вывод суд первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований предпринимателя является правильным.
Исходя из положений п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующего органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В порядке устранения прав и законных интересов заявителя суд обязал устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения ответчиком последовательных действий, предусмотренных пунктами 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент обращения с заявлением - 12.03.2014.
Апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент земельных отношений администрации города Перми освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 марта 2015 года по делу N А50-8330/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)