Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Предпринимателю было отказано в предоставлении земельного участка в аренду под строительство магазина продовольственных товаров.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Нерюнгринской районной администрации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2014 года по делу N А58-655/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Коротин Сергей Васильевич (ОГРН 306143429900014, г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)) (далее - предприниматель Коротин С.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным отказа Нерюнгринской районной администрации (ОГРН 1031401720129, г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)) (далее - Администрация) от 23.10.2013 N 3-07-05/2462 в предоставлении земельного участка по адресу: г. Нерюнгри, район дома N 7 по ул. Тимптонская под строительство магазина продовольственных товаров.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2014 года с учетом определения от 22.08.2014 об исправлении опечатки, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года, заявленные требования удовлетворены. На Администрацию судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Коротина С.В.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков для строительства объектов, утвержденного решением Нерюнгринского районного Совета от 16.09.2008 N 4-44 (далее - Порядок N 4-44).
Заявитель кассационной жалобы считает, что письмо от 23.10.2013 N 3-07-05/2462 не является отказом в предоставлении земельного участка, а разъясняет процедуру предоставления земельного участка и не подлежит обжалованию в судебном порядке; полагает, что удовлетворение исковых требований нарушает установленный порядок предоставления земельных участков, поскольку в предварительном согласовании места размещения объекта, выборе земельного участка участвуют различные органы, в то время как на заявлении предпринимателя имеется только подпись исполняющего обязанности главы города Нерюнгри; предоставление участка для строительства может быть осуществлено на торгах в соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, для проведения которых участок должен быть освобожден и рекультивирован, поставлен на кадастровый учет с указанием разрешенного использования "строительство объектов торговли".
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Коротин С.В. считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Администрации от 08.10.2003 N 1995-р "Об утверждении акта выбора площадки под проектирование" утвержден акт выбора площадки под проектирование временного торгового павильона площадью 150 кв. м в районе квартала "М" ул. Тимптонская, 7.
Распоряжением главы Муниципального образования "Нерюнгринский район" от 26.12.2006 N 2573-р утвержден проект границ земельного участка согласно землеустроительного (межевого) дела площадью 104 кв. м, расположенного по адресу: Нерюнгри, улица Тимптонская, 15 м на север от жилого дома N 7 для эксплуатации временного торгового павильона для реализации продуктов питания. Заявителю - предпринимателю Коротину С.В. поручено провести кадастровый учет земельного участка в Нерюнгринском филиале ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Саха (Якутия)".
На основании распоряжения Главы МО "Нерюнгринский район" от 05.03.2007 N 366р "О предоставлении земельного участка в аренду" между предпринимателем Коротиным С.В. и МО "Нерюнгринский район" в лице Комитета земельных и имущественных отношений заключен договор аренды от 07.03.2007 N 248 земельного участка из земель населенных пунктов с к/н 14:19:102014:0057, находящийся по адресу (адресные ориентиры): РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Тимптонская, 15 м на север от жилого дома N 7, общей площадью 104 кв. м, для эксплуатации временного торгового павильона для реализации продуктов питания на срок до 30.12.2007; и ежегодно заключались договоры аренды земельного участка N 248 от 07.03.2007, N 255 от 21.04.2008, N 136 от 26.02.2009, N 162 от 23.03.2010, N 115 от 24.03.2011, N 41 от 26.01.2012, N 41 от 06.02.2013, N 45 от 05.02.2014.
Земельный участок с кадастровым номером 14:19:102014:0057, на котором расположен объект временного торгового павильона для реализации продуктов питания, принадлежащий и эксплуатируемый предпринимателем Коротиным С.В., передан ему по акту приема-передачи.
26.06.2012 предприниматель обратился к Главе муниципального образования "Нерюнгринский район" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка (провести работы по выбору земельного участка) для строительства магазина продовольственных товаров площадью 170 кв. м. Согласно уточнению от 26.05.2014 к заявлению от 26.06.2012, площадь земельного участка в размере 170 кв. м была указана ошибочно вместо 104 кв. м.
Сообщением от 06.08.2012 N 1803 администрация муниципального образования "город Нерюнгри" отказала в предварительном согласовании выбора земельного участка для строительства магазина продовольственных товаров в связи с тем, что генеральным планом г. Нерюнгри размещение данного объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2013 по делу N А58-5516/2012 указанный отказ администрации муниципального образования "город Нерюнгри" в предварительном согласовании выбора земельного участка от 06.08.2012 признан незаконным. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Администрация муниципального образования "город Нерюнгри", исполняя решение арбитражного суда, согласовала предварительный выбор земельного участка, проставив в правом верхнем углу заявления штамп "Утверждаю 11.10.2013", и передала заявление и приложенные к нему документы для дальнейшего исполнения в Нерюнгринскую районную администрацию, заявление принято вх. 5/2770 от 14.10.2013.
Письмом от 23.10.2013 N 3-05-07/2462 Нерюнгринская районная администрация сообщила, что в настоящее время предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, так как он накладывается на существующий земельный участок с кадастровым номером 14:19:102014:0057, переданный предпринимателю в аренду под эксплуатацию временного торгового павильона. Повторное рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для строительства магазина продовольственных товаров возможно после освобождения и рекультивации земельного участка с кадастровым номером 14:19:102014:0057.
Предприниматель Коротин С.В., полагая, что названное письмо является отказом в предоставлении земельного участка под строительство торгового объекта, который не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта на основании вступившего в силу решения суда по другому делу является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка, в связи с чем оспариваемый отказ Администрации противоречит требованиям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает его возможности приобрести земельный участок и использовать его для строительства и эксплуатации в предпринимательских целях магазина. Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Как установили суды двух инстанций, предприниматель просил предоставить ему указанный земельный участок под строительство с предварительным согласованием размещением объекта строительства в порядке статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1); предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3); предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5).
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).
В рассматриваемом случае суды установили, что исполнив решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2013 года по делу N А58-5516/2012, Администрация муниципального образования "город Нерюнгри" согласовала предоставление земельного участка для строительства, не установив каких-либо законных ограничений к тому, о чем свидетельствует письмо Администрации муниципального образования "город Нерюнгри" от 22.04.2014 N 1744-02.1, согласно которому поставленная на заявлении подпись исполняющего обязанности главы города Нерюнгри является решением о согласовании предоставления земельного участка для строительства (т. 3, л.д. 25).
Учитывая, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, суды двух инстанций, обоснованно признали, что в данном конкретном случае процедура выбора спорного земельного участка, предусмотренная статьями 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации, должна была быть выполнена согласно статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что заявителю на основании решения арбитражного суда было удовлетворено требование о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в отношении указанного земельного участка кадастровые работы фактически проведены, а сам земельный участок сформирован, о чем свидетельствует кадастровый паспорт, земельный участок с кадастровым номером 14:19:102014:0057 закреплен за предпринимателем на праве аренды под эксплуатацию временного торгового павильона.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что, обращаясь с заявлением о предоставлении указанного земельного участка для строительства объекта недвижимости "Магазина продовольственных товаров", предприниматель фактически просил, в том числе изменить целевое использование земельного участка. При этом разрешенное использование земельного участка для размещения объектов торговли не изменилось.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно признали, что у Нерюнгринской районной администрации не было законных оснований отказывать предпринимателю в предоставлении указанного земельного участка лишь по тем основаниям, что он накладывается на существующий земельный участок с кадастровым номером 14:19:102014:0057, переданный самому заявителю в аренду под эксплуатацию временного торгового павильона, и что повторное рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для строительства магазина продовольственных товаров возможно после освобождения и рекультивации земельного участка с кадастровым номером 14:19:102014:0057.
Учитывая вышеизложенные установленные по данному делу фактические обстоятельства и положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание довод заявителя кассационной жалобы о том, что удовлетворение заявленных требований нарушает порядок предоставления земельных участков, установленный пунктом 2.4 Порядка N 4-44.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что письмо от 23.10.2013 N 3-07-05/2462 не является отказом в предоставлении земельного участка (решением органа местного самоуправления), а только разъясняет процедуру предоставления земельного участка и не подлежит обжалованию в судебном порядке, не может быть учтен, поскольку данное письмо в ответ на заявление предпринимателя в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка для строительства (вх. N 5/2770), фактически содержит отказ в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка. Таким образом, суды обоснованно рассмотрели названное письмо как отказ в предоставлении земельного участка и проверили его на соответствие действующему законодательству.
Иные доводы кассационной жалобы проверены, однако не могут быть приняты во внимание, как не влияющие на правильность вышеназванных выводов судебных инстанций.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2014 года по делу N А58-655/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2014 N Ф02-6098/2014 ПО ДЕЛУ N А58-655/2014
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Предпринимателю было отказано в предоставлении земельного участка в аренду под строительство магазина продовольственных товаров.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу N А58-655/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Нерюнгринской районной администрации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2014 года по делу N А58-655/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Коротин Сергей Васильевич (ОГРН 306143429900014, г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)) (далее - предприниматель Коротин С.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным отказа Нерюнгринской районной администрации (ОГРН 1031401720129, г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)) (далее - Администрация) от 23.10.2013 N 3-07-05/2462 в предоставлении земельного участка по адресу: г. Нерюнгри, район дома N 7 по ул. Тимптонская под строительство магазина продовольственных товаров.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2014 года с учетом определения от 22.08.2014 об исправлении опечатки, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года, заявленные требования удовлетворены. На Администрацию судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Коротина С.В.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков для строительства объектов, утвержденного решением Нерюнгринского районного Совета от 16.09.2008 N 4-44 (далее - Порядок N 4-44).
Заявитель кассационной жалобы считает, что письмо от 23.10.2013 N 3-07-05/2462 не является отказом в предоставлении земельного участка, а разъясняет процедуру предоставления земельного участка и не подлежит обжалованию в судебном порядке; полагает, что удовлетворение исковых требований нарушает установленный порядок предоставления земельных участков, поскольку в предварительном согласовании места размещения объекта, выборе земельного участка участвуют различные органы, в то время как на заявлении предпринимателя имеется только подпись исполняющего обязанности главы города Нерюнгри; предоставление участка для строительства может быть осуществлено на торгах в соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, для проведения которых участок должен быть освобожден и рекультивирован, поставлен на кадастровый учет с указанием разрешенного использования "строительство объектов торговли".
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Коротин С.В. считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Администрации от 08.10.2003 N 1995-р "Об утверждении акта выбора площадки под проектирование" утвержден акт выбора площадки под проектирование временного торгового павильона площадью 150 кв. м в районе квартала "М" ул. Тимптонская, 7.
Распоряжением главы Муниципального образования "Нерюнгринский район" от 26.12.2006 N 2573-р утвержден проект границ земельного участка согласно землеустроительного (межевого) дела площадью 104 кв. м, расположенного по адресу: Нерюнгри, улица Тимптонская, 15 м на север от жилого дома N 7 для эксплуатации временного торгового павильона для реализации продуктов питания. Заявителю - предпринимателю Коротину С.В. поручено провести кадастровый учет земельного участка в Нерюнгринском филиале ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Саха (Якутия)".
На основании распоряжения Главы МО "Нерюнгринский район" от 05.03.2007 N 366р "О предоставлении земельного участка в аренду" между предпринимателем Коротиным С.В. и МО "Нерюнгринский район" в лице Комитета земельных и имущественных отношений заключен договор аренды от 07.03.2007 N 248 земельного участка из земель населенных пунктов с к/н 14:19:102014:0057, находящийся по адресу (адресные ориентиры): РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Тимптонская, 15 м на север от жилого дома N 7, общей площадью 104 кв. м, для эксплуатации временного торгового павильона для реализации продуктов питания на срок до 30.12.2007; и ежегодно заключались договоры аренды земельного участка N 248 от 07.03.2007, N 255 от 21.04.2008, N 136 от 26.02.2009, N 162 от 23.03.2010, N 115 от 24.03.2011, N 41 от 26.01.2012, N 41 от 06.02.2013, N 45 от 05.02.2014.
Земельный участок с кадастровым номером 14:19:102014:0057, на котором расположен объект временного торгового павильона для реализации продуктов питания, принадлежащий и эксплуатируемый предпринимателем Коротиным С.В., передан ему по акту приема-передачи.
26.06.2012 предприниматель обратился к Главе муниципального образования "Нерюнгринский район" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка (провести работы по выбору земельного участка) для строительства магазина продовольственных товаров площадью 170 кв. м. Согласно уточнению от 26.05.2014 к заявлению от 26.06.2012, площадь земельного участка в размере 170 кв. м была указана ошибочно вместо 104 кв. м.
Сообщением от 06.08.2012 N 1803 администрация муниципального образования "город Нерюнгри" отказала в предварительном согласовании выбора земельного участка для строительства магазина продовольственных товаров в связи с тем, что генеральным планом г. Нерюнгри размещение данного объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2013 по делу N А58-5516/2012 указанный отказ администрации муниципального образования "город Нерюнгри" в предварительном согласовании выбора земельного участка от 06.08.2012 признан незаконным. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Администрация муниципального образования "город Нерюнгри", исполняя решение арбитражного суда, согласовала предварительный выбор земельного участка, проставив в правом верхнем углу заявления штамп "Утверждаю 11.10.2013", и передала заявление и приложенные к нему документы для дальнейшего исполнения в Нерюнгринскую районную администрацию, заявление принято вх. 5/2770 от 14.10.2013.
Письмом от 23.10.2013 N 3-05-07/2462 Нерюнгринская районная администрация сообщила, что в настоящее время предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, так как он накладывается на существующий земельный участок с кадастровым номером 14:19:102014:0057, переданный предпринимателю в аренду под эксплуатацию временного торгового павильона. Повторное рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для строительства магазина продовольственных товаров возможно после освобождения и рекультивации земельного участка с кадастровым номером 14:19:102014:0057.
Предприниматель Коротин С.В., полагая, что названное письмо является отказом в предоставлении земельного участка под строительство торгового объекта, который не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта на основании вступившего в силу решения суда по другому делу является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка, в связи с чем оспариваемый отказ Администрации противоречит требованиям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает его возможности приобрести земельный участок и использовать его для строительства и эксплуатации в предпринимательских целях магазина. Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Как установили суды двух инстанций, предприниматель просил предоставить ему указанный земельный участок под строительство с предварительным согласованием размещением объекта строительства в порядке статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1); предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3); предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5).
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).
В рассматриваемом случае суды установили, что исполнив решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2013 года по делу N А58-5516/2012, Администрация муниципального образования "город Нерюнгри" согласовала предоставление земельного участка для строительства, не установив каких-либо законных ограничений к тому, о чем свидетельствует письмо Администрации муниципального образования "город Нерюнгри" от 22.04.2014 N 1744-02.1, согласно которому поставленная на заявлении подпись исполняющего обязанности главы города Нерюнгри является решением о согласовании предоставления земельного участка для строительства (т. 3, л.д. 25).
Учитывая, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, суды двух инстанций, обоснованно признали, что в данном конкретном случае процедура выбора спорного земельного участка, предусмотренная статьями 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации, должна была быть выполнена согласно статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что заявителю на основании решения арбитражного суда было удовлетворено требование о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в отношении указанного земельного участка кадастровые работы фактически проведены, а сам земельный участок сформирован, о чем свидетельствует кадастровый паспорт, земельный участок с кадастровым номером 14:19:102014:0057 закреплен за предпринимателем на праве аренды под эксплуатацию временного торгового павильона.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что, обращаясь с заявлением о предоставлении указанного земельного участка для строительства объекта недвижимости "Магазина продовольственных товаров", предприниматель фактически просил, в том числе изменить целевое использование земельного участка. При этом разрешенное использование земельного участка для размещения объектов торговли не изменилось.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно признали, что у Нерюнгринской районной администрации не было законных оснований отказывать предпринимателю в предоставлении указанного земельного участка лишь по тем основаниям, что он накладывается на существующий земельный участок с кадастровым номером 14:19:102014:0057, переданный самому заявителю в аренду под эксплуатацию временного торгового павильона, и что повторное рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для строительства магазина продовольственных товаров возможно после освобождения и рекультивации земельного участка с кадастровым номером 14:19:102014:0057.
Учитывая вышеизложенные установленные по данному делу фактические обстоятельства и положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание довод заявителя кассационной жалобы о том, что удовлетворение заявленных требований нарушает порядок предоставления земельных участков, установленный пунктом 2.4 Порядка N 4-44.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что письмо от 23.10.2013 N 3-07-05/2462 не является отказом в предоставлении земельного участка (решением органа местного самоуправления), а только разъясняет процедуру предоставления земельного участка и не подлежит обжалованию в судебном порядке, не может быть учтен, поскольку данное письмо в ответ на заявление предпринимателя в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка для строительства (вх. N 5/2770), фактически содержит отказ в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка. Таким образом, суды обоснованно рассмотрели названное письмо как отказ в предоставлении земельного участка и проверили его на соответствие действующему законодательству.
Иные доводы кассационной жалобы проверены, однако не могут быть приняты во внимание, как не влияющие на правильность вышеназванных выводов судебных инстанций.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2014 года по делу N А58-655/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)