Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А55-12528/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А55-12528/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Администрации городского округа Сызрань - извещен, не явился;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинов О.В., доверенность от 30.12.2013 г. N 12-8868;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2014 года по делу N А55-12528/2014 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,

установил:

Администрация городского округа Сызрань (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа N 08/701/2014-831 от 07.03.2014 года в государственной регистрации права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань, на объект недвижимости - земельный участок, площадью 647 кв. м, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Парижской коммуны, 65 "а", кадастровый номер 63:08:0103037:60 и обязании.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 г. N 404, в случае, если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию, на государственную регистрацию необходимо представить кадастровый паспорт земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Согласно поступившему в порядке внутриведомственного взаимодействия кадастрового паспорта здания N 63-00-102/14-78146 от 07.02.2014 г. в отношении - нежилого здания (здание котельной N 6) литера А по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Парижской Коммуны, д. 65А, в графе 8 отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположено указанное здание.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, согласно данным Государственного кадастра недвижимости, на земельном участке, право муниципальной собственности на который заявлено на государственную регистрацию, отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества.
По мнению подателя жалобы, обстоятельства, на которые ссылается суд, не подтверждают наличие прямой связи между объектом - зданием котельной и спорным земельным участком, которую необходимо установить при проведении правовой экспертизы в силу абз. 2 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Податель жалобы считает, что изложенное свидетельствует о том, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Администрации городского округа Сызрань в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Администрации.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Росреестра по Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Муниципальное образование городской округ Сызрань Самарской области 04.02.2014 года обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Парижской Коммуны, 65 "а" на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1. ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 года.
Сообщением N 08/701/2014-831 от 07.03.2014 года в государственной регистрации права муниципальной собственности заявителю было отказано (л.д. - 6-11).
При принятии решения об удовлетворении заявленных администрацией требований о признании указанного отказа в государственной регистрации права незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В качестве основания для отказа в регистрации Управление указало, что в соответствии с полученным в порядке внутриведомственного взаимодействия кадастровым паспортом земельного участка N 63-00-102/14-70242 от 05.02.2014 г. в нем отсутствуют сведения о строениях, расположенных на данном земельном участке.
В ЕГРП имеется запись о регистрации права муниципального образования -городской округ Сызрань Самарской области на нежилое здание (здание котельной N 6) литера "А" по адресу: г. Сызрань, ул. Парижской коммуны, 65 "а".
Согласно поступившего в порядке внутриведомственного взаимодействия кадастрового паспорта здания N 63-00-102/14-78146 от 07.02.2014 года в графе 8 отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположено указанное нежилое здание.
На основании изложенного регистрирующий орган делает вывод о том, что отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Муниципального образования - городской округ Сызрань на земельный участок, права на который заявлены к регистрации.
Муниципальное образование городской округ Сызрань является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания котельной N 6 литера А по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Парижской коммуны, 65 "А" площадью 86,70 кв. м.
Право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности и не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Право собственности муниципального образования городской округ Сызрань на здание котельной было зарегистрировано на основании Решения Самарского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 19.11.1991 г. "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
При этом, в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РФ земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Как подтверждается материалами дела 28.10.2005 года земельный участок с кадастровым номером 63:08:0103037:60 расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Парижской Коммуны, 65 "а" поставлен на кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 10 кадастрового паспорта разрешенным использованием данного участка указано: "под зданием котельной".
Заявитель при обращении с заявлением о государственной регистрации права прямо указал на основания его возникновения: абзац 2 пункта 3 статьи 3.1 ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ".
Судом верно отмечено в решении, что отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка сведений о строениях, расположенных на данном земельном участке само по себе не является доказательством того, что участок является незастроенным и не может быть зарегистрирован по правилам статьи 3.1 ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ", поскольку единственным доказательством существования права на объект недвижимости является его государственная регистрация (статья 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Также не может являться основанием для отказа в регистрации права на земельный участок не указание в кадастровом паспорте здания сведений о земельных участках на котором расположено указанное здание.
Доказательством наличия права собственности на строения, расположенные на регистрируемом земельном участке, являются записи о регистрации права собственности, сделанные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Указанными сведениями регистрирующий орган обладает, следовательно, сомнения в наличии правовых оснований для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок могли им самим быть устранены.
Судом правильно указано на то, что наличие зарегистрированного права собственности заявителя на здание котельной и представленный кадастровый паспорт земельного участка, в силу указанных норм Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", а также в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются достаточными правовыми основаниями, позволяющими провести регистрацию права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ в регистрации права собственности на земельный участок не отвечает требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию земельного участка, что является, согласно статье 201 АПК РФ, основанием для признания его незаконным.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту -Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с утвержденным перечнем документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, является заявление, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Право собственности муниципального образования - городской округ Сызрань на здание котельной было зарегистрировано на основании Решения Самарской областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 19.11.1991 г. "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области".
На момент государственной регистрации права на здание котельной Администрацией к заявлению был приложен план объекта, заявленного к регистрации, удостоверенный органом учета объектов недвижимого имущества, (п. 4 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ) и хранится в делах правоустанавливающих документов в регистрирующем органе.
Что касается ссылки в апелляционной жалобе на статью 7 Федерального закона N 221-ФЗ о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости, то в соответствии с пунктом 1 статьи 7 в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Пунктом 2 статьи 7 установлены дополнительные сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Согласно Письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 декабря 2013 года N 14-исх/11593-ГЕ/13 указано что сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположено сооружение, (равно как и здание), указываются в соответствующей строке раздела "Характеристики сооружения" технического плана сооружения при его наличии.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2014 года по делу N А55-12528/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)