Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2014 N 17АП-12181/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8117/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. N 17АП-12181/2014-ГК

Дело N А50-8117/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гладких Е.О., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя - Погорелов Д.В., доверенность от 10.04.2014,
от иных лиц, участвующих в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 июля 2014 года
по делу N А50-8117/2014,
вынесенное судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Содействие"
(ОГРН 1095905005107, ИНН 5905272930),
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
третье лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми,
о признании незаконным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - заявитель, общество "Содействие") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 04.03.2014 N И-21-01-09-3541 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 2208 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина по продаже товаров для социально незащищенных групп населения, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Окулова; обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя - принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и выдать акт выбора земельного участка.
Определением суда от 07.05.2014 в соответствии со ст. 51, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение Департамента, изложенное в письме от 04.03.2014 N И-21-01-09-3541, признано незаконным. Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем выдачи акта выбора земельного участка примерной площадью 2208 кв. м по ул. Окулова в Дзержинском районе города Перми, а также совершить действия, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответчик с решением суда от 29.07.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Ответчик указал, что п. 4.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее - Положение), содержащий перечень объектов, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, утратил силу в связи с принятием решения Пермской городской Думы от 28.01.2014.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда не подлежащим отмене, поскольку отмена п. 4.2. Положения, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, основанием для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не являлась. Испрашиваемый земельный участок не подпадает под критерии, предусмотренные Положением, препятствующие проведению предварительного согласования места размещения объекта.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что 28.01.2014 заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 2208 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина по продаже товаров для социально незащищенных групп населения, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Окулова (л.д. 32).
Письмом от 04.03.2014 N И-21-01-09-3541 Департамент отказал заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта со ссылкой на отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (л.д. 12-13).
Полагая, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, общество "Содействие" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что указанная заявителем цель предоставления земельного участка соответствует положениям п. 4.2. Положения, а также градостроительным регламентам территориальной зоны Ц-2. Заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о том, что такой объект, как магазин по продаже товаров для социально незащищенных групп населения, не относится к объектам, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, является необоснованным. Пункт 4.2. Положения подлежит применению, так как он действовал на момент подачи заявления.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов установлен ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с положениями ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с положениями ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 3.1.2. Регламента предусмотрено, что Департамент земельных отношений администрации г. Перми в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в функциональные и территориальные органы администрации города, в том числе в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
В соответствии с п. 3.2. Регламента в течение 10 календарных дней с даты получения запроса Департамента земельных отношений администрации г. Перми функциональные и территориальные органы администрации города готовят заключения о возможности размещения объекта на указанном в заявлении месте.
Пунктом 4.1. Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В п. 4.2. Регламента указано, что Департамент земельных отношений администрации г. Перми в зависимости от принятого решения в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в п. 4.1. настоящего Регламента: оформляет акт о выборе земельного участка для строительства и выдает его заявителю для проведения согласования, подготавливает ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и направляет его заявителю.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми дано отрицательное заключение от 05.02.2014 о возможности размещение объекта на спорном земельном участке на том основании, что размещение объекта не предусмотрено п. 4.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (л.д. 48).
Пунктом 4.2. названного Положения (в редакции от 22.10.2013, действующей на момент обращения заявителя - 28.01.2014 и на момент подготовки отрицательного заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми - 05.02.2014) установлен перечень объектов строительства, в отношении которых производится предварительное согласование места размещения.
- В силу указанной правовой нормы предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и других), предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения, реконструируемого объекта, объекта незавершенного строительства) к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и другим;
- для строительства объектов благоустройства: внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек;
- для строительства подъездов к автомобильным дорогам общего пользования, съездов с автомобильных дорог общего пользования;
- для предоставления дополнительного земельного участка к основному земельному участку, ранее предоставленному для строительства и принадлежащему заявителю на каком-либо законном праве, в случае, если возможность изменения границ предоставленного земельного участка предусмотрена утвержденным в установленном порядке проектом межевания территории и если отсутствует возможность использования такого земельного участка для строительства другими лицами, в том числе отсутствует возможность формирования земельного участка для строительства как самостоятельного;
- для предоставления дополнительного земельного участка, предусмотренного утвержденным в установленном порядке проектом межевания территории, для реконструкции здания, принадлежащего заявителю на праве собственности и находящегося на смежном земельном участке, принадлежащем заявителю на каком-либо законном праве, в случае, если отсутствует возможность использования такого земельного участка для строительства другими лицами, в том числе отсутствует возможность формирования земельного участка для строительства как самостоятельного;
- для строительства объектов, осуществляемого полностью за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов;
- для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения религиозным организациям;
- для строительства антенн сотовой, радиорелейной и спутниковой связи при условии, что площадь земельного участка не превышает 400 кв. м;
- для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа;
- для строительства объектов, предназначенных для защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- для строительства линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;
- для строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанный заявителем объект - магазин по продаже товаров для социально незащищенных групп населения - не входит в перечень объектов, указанных в п. 4.2 Положения, в связи с чем, его размещение на испрашиваемом земельном участке невозможно в порядке предварительного согласования места размещения объекта.
Учитывая вышеизложенное, отрицательное заключение Департамента от 05.02.2014 является обоснованным, соответствует действующему на тот момент п. 4.2. Положения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент принятия Департаментом оспариваемого решения 04.03.2014 п. 4.2. Положения утратил силу на основании решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11, вступившего в силу момента его опубликования 07.02.2014.
При рассмотрении Департаментом земельных отношений администрации г. Перми заявления общества с соблюдением сроков, предусмотренных п.п. 3.1.2., 3.2., 4.1., 4.2. Регламента, решение Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11 было бы обязательным для применения с учетом сроков вступления его в законную силу.
Поскольку основания, по которым Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал в выборе участка и предварительном согласовании места размещения объекта, ошибочно признаны судом незаконными, решение суда подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ, в удовлетворении заявления следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований и в соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению относится на заявителя ООО "Содействие".
Поскольку ответчик в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом разъяснений п. 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139), государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию с заявителя в доход федерального бюджета не подлежит.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июля 2014 года по делу N А50-8117/2014 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)