Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 07.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-8956

Требование: Об устранении препятствий владения и пользования земельным участком.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка, над площадью которого проходит высоковольтная линия электропередач, принадлежащая ответчику. При этом обременений на принадлежащем истцу земельном участке не зарегистрировано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. по делу N 33-8956


Судья: Сортов В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Кунгурцевой И.В., Дегтяревой Л.Б.,
при секретаре Ф.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Ю. к ОАО "Электросервис" об устранении препятствий владения и пользования земельным участком,
по апелляционной жалобе Ф.Ю. на решение Ольгинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя ОАО "Электросервис" Л., судебная коллегия

установила:

Ф.Ю. обратился в суд с иском об устранении препятствий владения и пользования земельным участком. В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка общей площадью 1585 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Над площадью указанного земельного участка проходит высоковольтная линия электропередач напряжением 10000 в, принадлежащая ответчику. При этом обременений на принадлежащем истцу земельном участке не зарегистрировано. Охранная зона электросетевого хозяйства перекрывает более трети площади земельного участка, принадлежащего истцу, что не позволяет использовать его по назначению. Просил обязать ответчика перенести линию электропередачи, проходящую над земельным участком по адресу: <адрес> за пределы участка, с соблюдением правил, нормативов, установленных законодательством РФ.
Истец, его представитель в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ОАО "Электросервис" в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, указал, что устройство высоковольтной линии электропередач 10 кВ проведено при бывшем собственнике, в связи с чем Ф.Ю. достоверно знал при приобретении имущества о наличии ограничений.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым не согласился истец Ф.Ю., им подана апелляционная жалоба и дополнения к ней об отмене решения как незаконного. В жалобе указано на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, отсутствие согласия предыдущего собственника земельного участка на проведение линии электропередач.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
В соответствии с пунктом 3, 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены но основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", к объектам электроэнергетики относятся объекты электросетевого хозяйства, в т.ч. линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Судом установлено, что постановлением главы администрации Ольгинского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.2) З.О.П. предоставлены в собственность земельные участки по адресу: <адрес> под индивидуальный жилой дом и приусадебный участок в количестве 0,15 га бесплатно и 0,0085 га за плату и пожизненное наследуемое владение.
В соответствии с указанным постановлением З.О.П. выданы правоустанавливающие документы: свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ N, государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ N, свидетельство о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью 1500 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью 85 кв. м.
Ф.Ю. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел у З.О.П. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 85 кв. м, жилой одноэтажный дом, общей площадью 39,3 кв. м, земельный участок под жилую застройку общей площадью 1500 кв. м расположенные по адресу: <адрес>.
По материалам дела установлено, что по территории вышеуказанного земельного участка проходит высоковольтная воздушная линия электропередач под напряжением 10000 Вольт (10 кВ), принадлежащая ОАО "Электросервис", которая, как пояснил суду начальник Ольгинского РЭС ООО "Электросервис", П., установлена примерно в ДД.ММ.ГГГГ в ходе реконструкции, является резервной и перемычкой между фидерами N, которые снабжают электроэнергией пос. Ольга.
При разрешении спора судом правильно принято во внимание, что в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", указанные Правила установления охранных зон не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления.
В силу пп. а п. 4 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением СМ ССР от 26.03.1984 N 255 (действующим на дату установки опоры и линии электропередач) для линии напряжения до 20 киловольт устанавливается охранная зона электрических сетей вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии в размере 10 метров.
Согласно пункту 5 данных Правил земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
При проверке доводов жалобы об отсутствии правовых основания для использования принадлежащему ему земельного участка линией электропередач судебной коллегией установлено следующее:
Согласно техническому паспорту жилой дом по адресу <адрес>. построен в ДД.ММ.ГГГГ и принадлежит З. на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, на котором расположен данный жилой дом предоставлен З. согласно постановлению администрации Ольгинского поссовета N от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации п. Ольга Ольгинского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N Кавалеровскому межрайонному предприятию электрических сетей в постоянное пользование предоставлены земельные участки площадью 0,344 га, в том числе под территорию базы Ольгинского участка КМПЭС - 0,172 га, под подстанции, принадлежащие КМПЭС 4 шт. - 0,026 га, под опоры ВЛ-10 кВ - 0,133 га, под КТПН 19\\8 шт. - 0,013 га, о чем был выдан акт на право пользования землей, находящейся в государственной собственности.
Поскольку часть земельного участка, занятого опорой и линией электропередач у предыдущего собственника не изымалась, компенсация не выплачивалась, а право истца, как покупателя не оспорены, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении части земельного участка, принадлежащего истцу установлен публичный сервитут.
Так, в силу п. п. 1 и 2 ст. 23 Земельного Кодекса РФ в отношении использования земельных участков т.ч. в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры могут устанавливаться частный сервитут в соответствии с гражданским законодательством или публичный сервитут, который устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
В соответствии п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, в том числе сервитут, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правильно руководствовался, что установление сервитута предусматривает иной способ защиты права.
В силу п. 6 ст. 23 Земельного Кодекса РФ собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой по материалам дела судебной коллегией не установлено. Решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ольгинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)