Судебные решения, арбитраж
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от закрытого акционерного общества "Энергогазхолдинг": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от заместителя главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель Сутягиной В.П. Нововоронежского отдела Управления Росреестра по Воронежской области: Малкина С.А., заместителя начальника отдела правового обеспечения по доверенности от 27.12.2013 N 76-д;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Энергогазхолдинг", г. Москва (ОГРН 1093668013383, ИНН 3666158170) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2013 по делу N А14-7260/2013 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению закрытого акционерного общества "Энергогазхолдинг" к заместителю главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель Сутягиной В.П. Нововоронежского отдела Управления Росреестра по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления N 37/04-34-54 от 25.06.2013 о назначении административного наказания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Энергогазхолдинг", г. Москва (далее - заявитель, ЗАО "Энергогазхолдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Заместителю главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель Сутягиной В.П. Нововоронежского отдела Управления Росреестра по Воронежской области, г. Воронеж (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 37/04-34-54 от 25.06.2013 о назначении административного наказания.
Решением суда от 16.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Закрытое акционерное общество "Энергогазхолдинг" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Общество обращалось в администрацию за продлением разрешения на строительство, без которого деятельность на спорном земельном участке не осуществляется. Администрация уклоняется от оформления каких-либо правоотношений со спорным участком. Материалы прокурорской проверки подтверждают бездействие Администрации при рассмотрении обращений Общества о приобретении спорного земельного участка в собственность.
В отзыве на жалобу представитель заинтересованного лица указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
В судебное заседание Закрытое акционерное общество "Энергогазхолдинг" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 28.03.2014 объявлялся перерыв до 04.04.2014 (29.03.2014 и 30.03.2014 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, 22.05.2013 Администрацией городского округа город Нововоронеж было принято распоряжение "О проведении плановой выездной проверки ЗАО "Энергогазхолдинг".
На основании вышеназванного распоряжения, администрация, уведомлением N 3509 от 22.05.2013 сообщила обществу о проведении плановой проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 36:33:0002301:20, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Первомайская, 5б (начало проверки 18.06.2013 в 11 час. 00 мин.).
В результате проверки было выявлено, что по месту расположения объекта незавершенного строительства, земельный участок не имеет ограждения, доступ свободный. Межевые знаки на местности не сохранены, произвести обмеры участка и определить, что его размеры и границы соответствуют кадастровому паспорту земельного участка от 08.06.2010 N 33-2/10-1549, не представляется возможным. На участке имеется часть асфальтового покрытия ориентировочной площадью 252 кв. м, остальная часть участка заросла сорняками. Никакая деятельность на участке не осуществляется, кроме части асфальтового покрытия других временных строений, сооружений не имеется. В результате природного воздействия и в связи с тем, что ЗАО "Энергогазхолдинг", как собственник объекта незавершенного строительства, не несет бремя его содержания, указанный объект разрушился. Разрешенное использование земельного участка - для строительства автозаправочной станции - не соблюдается.
По итогам проверки 18.06.2013 Администрацией городского округа город Нововоронеж, в присутствии представителя ЗАО "Энергогазхолдинг" составлен акт проверки N 23, который вручен представителю общества.
18.06.2013 муниципальным инспектором по использованию и охране земель на территории городского округа город Нововоронеж вынесено предписание об устранении допущенных нарушений в срок до 18.08.2013.
Уведомлением N 243/04-34-09 от 20.06.2013 Управление Росреестра по Воронежской области сообщило ЗАО "Энергогазхолдинг" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 45, 46).
По итогам выявленных нарушений 21.06.2013 Управлением Росреестра по Воронежской области, в отсутствие общества, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.
Определением Управления Росреестра по Воронежской области от 21.06.2013 по делу N 37/04-34-54 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении - в 10 час. 00 мин. 25.06.2013 (г. Нововоронеж, ул. Октябрьская, д. 16). Определение получено заявителем 09.07.2013 (почтовое уведомление N 39607046034079).
25.06.2013 заместителем главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель Сутягиной В.П., в присутствии представителя ЗАО "Энергогазхолдинг" вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 37/04 - 34 - 54, которым последнее признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Обществу назначен штраф в размере 10 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, ЗАО "Энергогазхолдинг" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Указанная норма права предусматривает ответственность за два самостоятельных состава правонарушения: самовольное занятие земельного участка и за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Объектом правонарушения являются отношения в области охраны собственности.
Объективная сторона самовольного занятия земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей).
Фактическое использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на этот участок образует объективную сторону правонарушения по использованию земельного участка, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения являются лица, в силу закона обязанные получить необходимые правоустанавливающие документы. Субъективная сторона характеризуется виной.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава правонарушения.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 14 названного Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.
В ходе проведения проверки административный орган пришел к выводу об использовании ЗАО "Энергогазхолдинг" земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов.
При принятии решения суд области пришел к выводу, что с 2010 года ЗАО "Энергогазхолдинг" не предпринималось действий по оформлению спорного земельного участка (в том числе с помощью судебной защиты).
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции полагает данный выводы суда области неверными по следующим основаниям.
Как было установлено при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, ЗАО "Энергогазхолдинг" обращалось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 18.06.2013 муниципального инспектора по использованию и охране земель на территории городского округа - город Нововоронеж Кочкиной Юлии Николаевны.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2013 по делу N А14-6634/2013 заявленные требования были удовлетворены.
Из анализа предметов спора по делу N А14-6634/2013 и по настоящему делу видно, что оспариваемые акты были вынесены при проведении одной проверки на основании распоряжения от 22.05.2013 N 266-р, по итогам которой был составлен акт N 23 от 18.06.2013.
Судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что предписание нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, поскольку под угрозой привлечения к административной ответственности возлагает на общество исполнение неконкретизированных обязанностей. Предписание не исполнимо и не конкретно.
В рамках дела N А14-10326/2013 обжалуется бездействие Администрации, связанное с попытками Общества оформить спорный участок: ЗАО "Энергогазхолдинг", г. Воронеж обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области о признании незаконным бездействие Администрации городского округа - город Нововоронеж по представлению ответа и документов, запрошенных в обращении от 25.02.2013 и обязании устранить допущенные нарушения - дать ответ по вопросу приобретения ЗАО "Энергогазхолдинг" в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:33:0002301:20; предоставить документ (ы) о согласовании ООО "Гочел" складирования щебня, предписание и акт обследования принадлежащего обществу замощения.
Решением суда от 23.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.04.2014 решение оставлено без изменения.
Из названных судебных актов видно, что 25.02.2013 ЗАО "Энергогазхолдинг" обратилось с заявлением в Администрацию городского округа - город Нововоронеж Воронежской области о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Первомайская, 5б, площадью 990 кв. м, кадастровый номер 36:33:000 23 01:20, на котором находится незавершенный строительством объект (готовностью 75%), принадлежащий заявителю на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 36-АВ 750002 от 08.04.2010; о предоставлении документов, на основании которых в 2012 г. ООО "Гочел" администрацией согласовывалась возможность складирования строительных материалов, предписания об удалении щебня и акт обследования принадлежащего заявителю замощения.
Заявление было принято администрацией 25.02.2013 и зарегистрировано входящий N 1002 (л.д. 74). Данный факт Администрацией не оспаривается.
Доказательств того, что на данное обращение был дан мотивированный ответ ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Так, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Администрацией городского округа - город Нововоронеж Воронежской области было совершено бездействие по непредставлению ответа и документов, запрошенных ЗАО "Энергогазхолдинг" в обращении от 25.02.2013, как несоответствующие Федеральному закону N 8-ФЗ от 09.02.2009 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Таким образом, поскольку проверка была проведена в июне 2013 года, а в феврале 2013 года Общество предпринимало действия по оформлению правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в действиях Общества отсутствует вина вменяемого административного правонарушения.
Бездействие Администрации, выраженное в непредставлении ответа и документов, запрошенных ЗАО "Энергогазхолдинг" в обращении от 25.02.2013, и установленное вступившим в законную силу решение суда, исключает вину Общества.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенных выше обстоятельств следует, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по оформлению правоустанавливающих документом на спорный земельный участок.
Таким образом, вина Общества отсутствует, в связи с чем, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, не доказан.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При названных условиях, постановление Управления Росреестра по Воронежской области по делу об административном правонарушении от 25.06.2013 N 37/04-34-54, о привлечении ЗАО "Энергогазхолдинг" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемого решения, как принятого с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2013 по делу N А14-7260/2013 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Росреестра по Воронежской области по делу об административном правонарушении от 25.06.2013 N 37/04 - 34 - 54, о привлечении ЗАО "Энергогазхолдинг" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2014 ПО ДЕЛУ N А14-7260/2013
Разделы:Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу N А14-7260/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от закрытого акционерного общества "Энергогазхолдинг": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от заместителя главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель Сутягиной В.П. Нововоронежского отдела Управления Росреестра по Воронежской области: Малкина С.А., заместителя начальника отдела правового обеспечения по доверенности от 27.12.2013 N 76-д;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Энергогазхолдинг", г. Москва (ОГРН 1093668013383, ИНН 3666158170) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2013 по делу N А14-7260/2013 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению закрытого акционерного общества "Энергогазхолдинг" к заместителю главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель Сутягиной В.П. Нововоронежского отдела Управления Росреестра по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления N 37/04-34-54 от 25.06.2013 о назначении административного наказания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Энергогазхолдинг", г. Москва (далее - заявитель, ЗАО "Энергогазхолдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Заместителю главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель Сутягиной В.П. Нововоронежского отдела Управления Росреестра по Воронежской области, г. Воронеж (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 37/04-34-54 от 25.06.2013 о назначении административного наказания.
Решением суда от 16.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Закрытое акционерное общество "Энергогазхолдинг" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Общество обращалось в администрацию за продлением разрешения на строительство, без которого деятельность на спорном земельном участке не осуществляется. Администрация уклоняется от оформления каких-либо правоотношений со спорным участком. Материалы прокурорской проверки подтверждают бездействие Администрации при рассмотрении обращений Общества о приобретении спорного земельного участка в собственность.
В отзыве на жалобу представитель заинтересованного лица указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
В судебное заседание Закрытое акционерное общество "Энергогазхолдинг" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 28.03.2014 объявлялся перерыв до 04.04.2014 (29.03.2014 и 30.03.2014 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, 22.05.2013 Администрацией городского округа город Нововоронеж было принято распоряжение "О проведении плановой выездной проверки ЗАО "Энергогазхолдинг".
На основании вышеназванного распоряжения, администрация, уведомлением N 3509 от 22.05.2013 сообщила обществу о проведении плановой проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 36:33:0002301:20, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Первомайская, 5б (начало проверки 18.06.2013 в 11 час. 00 мин.).
В результате проверки было выявлено, что по месту расположения объекта незавершенного строительства, земельный участок не имеет ограждения, доступ свободный. Межевые знаки на местности не сохранены, произвести обмеры участка и определить, что его размеры и границы соответствуют кадастровому паспорту земельного участка от 08.06.2010 N 33-2/10-1549, не представляется возможным. На участке имеется часть асфальтового покрытия ориентировочной площадью 252 кв. м, остальная часть участка заросла сорняками. Никакая деятельность на участке не осуществляется, кроме части асфальтового покрытия других временных строений, сооружений не имеется. В результате природного воздействия и в связи с тем, что ЗАО "Энергогазхолдинг", как собственник объекта незавершенного строительства, не несет бремя его содержания, указанный объект разрушился. Разрешенное использование земельного участка - для строительства автозаправочной станции - не соблюдается.
По итогам проверки 18.06.2013 Администрацией городского округа город Нововоронеж, в присутствии представителя ЗАО "Энергогазхолдинг" составлен акт проверки N 23, который вручен представителю общества.
18.06.2013 муниципальным инспектором по использованию и охране земель на территории городского округа город Нововоронеж вынесено предписание об устранении допущенных нарушений в срок до 18.08.2013.
Уведомлением N 243/04-34-09 от 20.06.2013 Управление Росреестра по Воронежской области сообщило ЗАО "Энергогазхолдинг" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 45, 46).
По итогам выявленных нарушений 21.06.2013 Управлением Росреестра по Воронежской области, в отсутствие общества, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.
Определением Управления Росреестра по Воронежской области от 21.06.2013 по делу N 37/04-34-54 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении - в 10 час. 00 мин. 25.06.2013 (г. Нововоронеж, ул. Октябрьская, д. 16). Определение получено заявителем 09.07.2013 (почтовое уведомление N 39607046034079).
25.06.2013 заместителем главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель Сутягиной В.П., в присутствии представителя ЗАО "Энергогазхолдинг" вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 37/04 - 34 - 54, которым последнее признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Обществу назначен штраф в размере 10 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, ЗАО "Энергогазхолдинг" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Указанная норма права предусматривает ответственность за два самостоятельных состава правонарушения: самовольное занятие земельного участка и за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Объектом правонарушения являются отношения в области охраны собственности.
Объективная сторона самовольного занятия земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей).
Фактическое использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на этот участок образует объективную сторону правонарушения по использованию земельного участка, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения являются лица, в силу закона обязанные получить необходимые правоустанавливающие документы. Субъективная сторона характеризуется виной.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава правонарушения.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 14 названного Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.
В ходе проведения проверки административный орган пришел к выводу об использовании ЗАО "Энергогазхолдинг" земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов.
При принятии решения суд области пришел к выводу, что с 2010 года ЗАО "Энергогазхолдинг" не предпринималось действий по оформлению спорного земельного участка (в том числе с помощью судебной защиты).
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции полагает данный выводы суда области неверными по следующим основаниям.
Как было установлено при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, ЗАО "Энергогазхолдинг" обращалось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 18.06.2013 муниципального инспектора по использованию и охране земель на территории городского округа - город Нововоронеж Кочкиной Юлии Николаевны.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2013 по делу N А14-6634/2013 заявленные требования были удовлетворены.
Из анализа предметов спора по делу N А14-6634/2013 и по настоящему делу видно, что оспариваемые акты были вынесены при проведении одной проверки на основании распоряжения от 22.05.2013 N 266-р, по итогам которой был составлен акт N 23 от 18.06.2013.
Судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что предписание нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, поскольку под угрозой привлечения к административной ответственности возлагает на общество исполнение неконкретизированных обязанностей. Предписание не исполнимо и не конкретно.
В рамках дела N А14-10326/2013 обжалуется бездействие Администрации, связанное с попытками Общества оформить спорный участок: ЗАО "Энергогазхолдинг", г. Воронеж обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области о признании незаконным бездействие Администрации городского округа - город Нововоронеж по представлению ответа и документов, запрошенных в обращении от 25.02.2013 и обязании устранить допущенные нарушения - дать ответ по вопросу приобретения ЗАО "Энергогазхолдинг" в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:33:0002301:20; предоставить документ (ы) о согласовании ООО "Гочел" складирования щебня, предписание и акт обследования принадлежащего обществу замощения.
Решением суда от 23.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.04.2014 решение оставлено без изменения.
Из названных судебных актов видно, что 25.02.2013 ЗАО "Энергогазхолдинг" обратилось с заявлением в Администрацию городского округа - город Нововоронеж Воронежской области о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Первомайская, 5б, площадью 990 кв. м, кадастровый номер 36:33:000 23 01:20, на котором находится незавершенный строительством объект (готовностью 75%), принадлежащий заявителю на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 36-АВ 750002 от 08.04.2010; о предоставлении документов, на основании которых в 2012 г. ООО "Гочел" администрацией согласовывалась возможность складирования строительных материалов, предписания об удалении щебня и акт обследования принадлежащего заявителю замощения.
Заявление было принято администрацией 25.02.2013 и зарегистрировано входящий N 1002 (л.д. 74). Данный факт Администрацией не оспаривается.
Доказательств того, что на данное обращение был дан мотивированный ответ ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Так, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Администрацией городского округа - город Нововоронеж Воронежской области было совершено бездействие по непредставлению ответа и документов, запрошенных ЗАО "Энергогазхолдинг" в обращении от 25.02.2013, как несоответствующие Федеральному закону N 8-ФЗ от 09.02.2009 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Таким образом, поскольку проверка была проведена в июне 2013 года, а в феврале 2013 года Общество предпринимало действия по оформлению правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в действиях Общества отсутствует вина вменяемого административного правонарушения.
Бездействие Администрации, выраженное в непредставлении ответа и документов, запрошенных ЗАО "Энергогазхолдинг" в обращении от 25.02.2013, и установленное вступившим в законную силу решение суда, исключает вину Общества.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенных выше обстоятельств следует, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по оформлению правоустанавливающих документом на спорный земельный участок.
Таким образом, вина Общества отсутствует, в связи с чем, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, не доказан.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При названных условиях, постановление Управления Росреестра по Воронежской области по делу об административном правонарушении от 25.06.2013 N 37/04-34-54, о привлечении ЗАО "Энергогазхолдинг" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемого решения, как принятого с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2013 по делу N А14-7260/2013 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Росреестра по Воронежской области по делу об административном правонарушении от 25.06.2013 N 37/04 - 34 - 54, о привлечении ЗАО "Энергогазхолдинг" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)