Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 02.10.2015 N Ф08-6847/2015 ПО ДЕЛУ N А32-25875/2014

Требование: О признании незаконным бездействия департамента, понуждении к организации и проведению торгов на право заключения договора аренды.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Предприниматель был извещен о направлении подготовленных в отношении участка обезличенных материалов для организации и проведения торгов в связи с наличием нескольких конкурирующих заявок. Однако торги не проведены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2015 г. по делу N А32-25875/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны (ИНН 262702116236, ОГРНИП 312265123000167), органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципальной собственности город Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Довгаль Ю.А., Веревкина А.В., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2015 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-25875/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Дорошенко Наталья Викторовна (далее - предприниматель) подала в Арбитражный суд Краснодарского края заявление о признании незаконным бездействия департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент муниципальной собственности, администрация) по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 89 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Симферопольская - ул. Новороссийская для целей, не связанных со строительством, - размещения торгового павильона (далее - земельный участок), о понуждении департамента к организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы поступлением в орган местного самоуправления до принятия им решения о предварительном согласовании места размещения объекта нескольких конкурирующих заявок о предоставлении земельного участка в аренду и отсутствием препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду на торгах независимо от стадии его формирования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Довгаль Ю.А. и Веревкин А.В. (далее - физические лица).
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), полагая, что несформированный земельный участок (не прошедший государственный кадастровый учет) не может быть предметом торгов, сроки проведения работ по обеспечению кадастрового учета земельного участка законодателем не установлены, а местным бюджетом не предусмотрены расходы на проведение работ по формированию земельного участка.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в связи с поступлением от одного из физических лиц заявления от 21.11.2013 о предоставлении на праве аренды земельного участка для размещения магазина сборно-разборной конструкции администрацией в целях обеспечения информированности населения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка в пределах муниципального образования в выпуске газеты "Краснодарские известия" от 18.01.2014 опубликована информация о наличии свободного земельного участка, предназначенного для целей, не связанных со строительством, - размещения торгового павильона. Заинтересованным лицам предложено обращаться по вопросу о предоставления земельного участка в администрацию в течение 30 дней. Предприниматель и другое физическое лицо обратились в администрацию с заявлениями от 22.01.2014 и от 25.01.2014 о предоставлении земельного участка в аренду.
Письмом от 06.03.2014 N 29/03-2919 департамент архитектуры и градостроительства известил предпринимателя о направлении подготовленных в отношении земельного участка обезличенных материалов в департамент муниципальной собственности для организации и проведения торгов в связи с наличием нескольких конкурирующих заявок. Аналогичные письма направлены физическим лицам.
Предполагаемая незаконность бездействия администрации в лице департамента муниципальной собственности в вопросе организации и проведения торгов (аукциона) на право заключения договора аренды земельного участка подвигла предпринимателя на обращение в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражный процессуальный кодекс и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта, производится только в целях капитального строительства.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, урегулирован в статье 34 Земельного кодекса, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Названные органы также обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. При этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Соблюдение вышеназванных принципов достигается обязанностью уполномоченных органов по обеспечению подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременной публикации такой информации.
В определении от 25.11.2010 N 1549-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что приведенные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса).
На основании указанного заявления орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 4, 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса).
В отсутствие законодательно установленного порядка предоставления земельного участка при наличии конкурирующих заявлений право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги, что отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Изложенный правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 применительно к процедуре предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Однако в силу универсальности воли законодателя он может быть распространен и на случаи предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
По смыслу вышеназванных нормативных положений и разъяснений подлежащая опубликованию информация должна содержать сведения, позволяющие неопределенному кругу лиц однозначно идентифицировать подлежащий предоставлению гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях земельный участок, формирование и кадастровый учет земельного участка должны предшествовать принятию уполномоченным органом решения о проведении торгов.
Судом первой инстанции применены положения Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 25.02.2010 N 71, которым уполномоченному органу предписано в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявления обеспечить публикацию в средствах массовой информации сообщения о возможном предоставлении земельного участка, осуществление предоставления земельных участков в аренду на торгах в случае, если подано два и более заявления, а также постановление главы муниципального образования город Краснодар от 01.08.2008 N 2201, которым утвержден Перечень документов, необходимых для распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар, сроки подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Поскольку на приобретение земельного участка в аренду претендовали предприниматель и физические лица, у органа местного самоуправления возникла обязанность по формированию земельного участка, обеспечению его кадастрового учета, организации и проведению соответствующих торгов. Отклоняя доводы о несформированности земельного участка, об отсутствии законодательно установленных сроков проведения работ, осуществляемых при предоставлении земельного участка, а также о том, что решением городской Думы "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" не предусмотрены расходы на формирование земельного участка, суды обоснованно отметили следующее. Реализация гражданами и юридическими лицами своих законных прав не может быть поставлена в зависимость от бюджетных полномочий органов местного самоуправления. Бюджетным законодательством не определен исчерпывающий перечень подлежащих формированию земельных участков, в том числе для последующей продажи права их аренды на публичных торгах. Необходимость проведения торгов не зависит от того, являлся ли испрашиваемый земельный участок сформированным или лишь проходил процедуру формирования. Исполнение решения суда предполагает организацию администрацией проведения соответствующих работ (в том числе по формированию земельного участка и выставлению его на торги), что не означает невозможность осуществления указанных действий (выполнения работ) ее структурными подразделениями, а также третьими лицами по обращению администрации. Срок организации и проведения торгов, несмотря на отсутствие его законодательного установления, должен быть разумным. Непроведение торгов в период с февраля 2014 года по декабрь 2014 года свидетельствует о наличии в действиях департамента муниципальной собственности незаконного бездействия.
Ошибочное включение в мотивировочную часть апелляционного постановления ссылок на не подлежащие в рассматриваемом случае применению положения статей 30, 31 Земельного кодекса не привели к принятию незаконного судебного акта.
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А32-25875/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)