Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6612/2015

Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием сведений о категории земель и отсутствием в правоустанавливающем документе описания участка, достаточного для его идентификации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. по делу N 33-6612/2015


Судья Максимова Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Захаровой О.А.,
Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Шмелевой А.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок от 02.10.2014,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 09.02.2015.
Заслушав доклад судьи Полевщиковой С.Н., пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области З., представителя П. - Э., судебная коллегия

установила:

П. (далее - П.) обратился в Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.10.2014, вынесенный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление).
В качестве способа обеспечения нарушенного права, заявитель просит обязать заинтересованное лицо осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный им земельный участок.
В обоснование заявленных требований П. указал, что для регистрации права собственности на земельный участок площадью 800 кв. м, расположенный по адресу: <...> и перед домом <...>, кадастровый номер <...>, был представлен в регистрирующий орган пакет документов.
26.10.2014 заявитель получил сообщение N 01/677/2-14-190 от 02.10.2014 об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 09.02.2015 заявление П. удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ от 02.10.2014 N 01/677/2-14-190 в государственной регистрации права собственности П. на земельный участок и обязал Управление осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на земельный участок площадью 800 кв. м, местоположение: <...> и перед домом <...>, кадастровый номер <...>.
Не согласившись с судебным актом, представитель заинтересованного лица обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам.
По мнению заявителя жалобы, отказ в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок является законным, поскольку заявителем на государственную регистрацию не были представлены необходимые документы для ее проведения.
В частности, в ходе проверки было установлено, что ни свидетельство о праве собственности на землю, ни кадастровый паспорт не содержат сведений о категории земельного участка.
Между тем, в силу п. 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - РФ), ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), кадастровый паспорт должен содержать сведения о категории земель, а описание объекта в правоустанавливающем документе должно ему соответствовать в силу ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Для устранения причин, препятствующих государственной регистрации прав заявителю необходимо было предоставить в орган регистрации кадастровый паспорт земельного участка и правоустанавливающий документ, содержащий информацию о категории земель, к которой такой участок относится.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, 19.07.2014 Э, действующая по доверенности за П., обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 800 кв. м, расположенный по адресу: <...> и перед домом <...>, кадастровый номер <...>.
03.09.2014 регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку в свидетельстве о праве собственности на землю от 01.03.1993 N 159 не указана категория земельного участка.
Кроме того, в представленном заявителем кадастровом паспорте земельного участка от 10.07.2014, категория земель не установлена.
Сообщением от 02.10.2014 П. отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании абз 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ, в связи с невозможностью осуществить государственную регистрацию на основании представленных документов.
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы П., последний обратился с заявлением в суд, рассмотрев которое, суд нашел его подлежащим удовлетворению.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителя заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 16 названного Закона определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- - прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- - правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- - установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- - внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- - совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Таким образом, при осуществлении государственной регистрации регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу документов и установить наличие или отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании части 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10).
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что заявителем при обращении для осуществления государственной регистрации права собственности в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок была предоставлена копия свидетельства о праве собственности на землю от 01.03.1993 N 159, согласно которому П. решением Садового сельского совета от 04.08.1992 N 36 предоставлен указанный выше земельный участок.
Также заявителем был представлен кадастровый паспорт от 10.07.2014, выданный филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра по <...>", согласно которому объект земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 800 кв. м, местоположение: <...>, расположен за <...> и перед домом <...>, кадастровый номер 66:41:0102035:66, имеет разрешенное использование для огородничества и индивидуального жилья, собственник П., категория земли не установлена, дата внесения в кадастр недвижимости 01.03.1993.
Основанием для возникновения сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации права собственности, а также в подлинности документа, удостоверяющего права на землю, послужило отсутствие в представленных на регистрацию документах сведений о категории земель земельного участка, а также отсутствие в документе, предоставленном в качестве правоустанавливающего на земельный участок, описания земельного участка достаточного для установления идентичности участка, указанного в свидетельстве о праве собственности на землю.
В целях устранения сомнений, заинтересованным лицом был сделан запрос в государственный фонд данных относительно решение Садового сельского Совета от 04.08.1992 N 36.
Из полученного ответа, решение Садового сельского Совета от 04.08.1992 N 36, указанное в свидетельстве о праве собственности на землю П., в государственном фонде данных не зарегистрировано и не хранится.
Данный ответ явился основанием для направления в адрес заявителя сообщения от 02.10.2014, которым отказано в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в связи с тем, что в свидетельстве о праве собственности N 159 от 01.03.1993 не указана категория земельного участка, и в кадастровом паспорте от 10.07.2014 отсутствуют сведений о категории земель.
Распределяя бремя доказывания, суд первой инстанции обоснованно учел, что в силу положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на принявший его орган.
Закон N 122-ФЗ не содержит оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на соответствующий земельный участок по причине отсутствия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то органы местного самоуправления городского округа или муниципального района принимают решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся, что фактически в рассматриваемом деле сделано последними не было.
Соответственно орган кадастрового учета не имел возможность внести в кадастр сведения о категории земель ранее учтенного земельного участка.
Что касается сомнения заинтересованного лица относительно подлинности документа, удостоверяющего права на землю, то суд апелляционной инстанции считает, что, отказывая в регистрации права собственности, Управление, не устранило сомнения, которые явились основанием для приостановления государственной регистрации права, и достоверности указанных в них сведений.
То обстоятельство, что в государственном фонде данных такие решения как решение Садового сельского Совета от 04.08.1992 N 36 не зарегистрировано, и не хранится, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на земельный участок.



















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)