Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.08.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7853

Требование: О признании незаконными действий органа местного самоуправления по отказу в утверждении схемы кадастрового плана территории, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. по делу N 33-7853


Судья Ежелева Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Малякина А.В.,
судей Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В. гражданское дело по заявлениям Ф. <данные изъяты>, М. <данные изъяты>, К.Т. <данные изъяты> об оспаривании действий Администрации Емельяновского района Красноярского края, Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", возложении обязанности утвердить и выдать схемы расположения земельных участков,
по апелляционной жалобе представителя заявителей К.Т., Ф., М. - К.Н. на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28 мая 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении: исковых требований Ф. о признании незаконными действий Администрации Емельяновского района по отказу в утверждении схемы КПТ на земельный участок, расположенный по адресу: Емельяновский район, и. <данные изъяты>, о признании незаконными действий Администраций Емельяновского района, выразившихся в преждевременном отказе Ф. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, <данные изъяты>; об обязании МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать Ф. схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, п. <данные изъяты>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет,
исковых требований М. о признании незаконными действий Администрации Емельяновского района по отказу в утверждении схемы КПТ на земельный участок, расположенный по адресу: Емельяновский район, <данные изъяты>, о признании незаконными действий Администрации Емельяновского района, выразившихся в преждевременном отказе М. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, <данные изъяты>; об обязании МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать М. схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, <данные изъяты> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет,
исковых требований К.Т. <данные изъяты> о признании незаконными действий Администрации Емельяновского района по отказу в утверждении схемы КПТ на земельный участок, расположенный по адресу: Емельяновский район<данные изъяты> о признании незаконными действий Администрации Емельяновского района, выразившихся в преждевременном отказе К.Т. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, п. <данные изъяты>; об обязании МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать К.Т. схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, п. <данные изъяты>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет отказать",

установила:

Ф., М. и К.Т. обратились с заявлениями об оспаривании действий Администрации Емельяновского района Красноярского края, Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" (далее - МКУ "УправЗем"), возложении обязанности утвердить и выдать схемы расположения земельных участков, мотивируя тем, что подали заявления в администрацию Емельяновского района: К.Т. 08 июля 2013 года о предоставлении в аренду под ведение личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ) земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <данные изъяты>; М. - 29 июля 2013 года о предоставлении в аренду под ведение ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <...> Ф. - 29 июля 2013 года о предоставлении в аренду под ведение ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <данные изъяты>, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и о выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ. МКУ "УправЗем", рассмотрев заявления, предоставило ответы о включении инвалидов в реестр очередников, фактически отказав в предоставлении испрашиваемых участков со ссылкой на то, что участки ранее согласованы другим лицам и находятся в стадии формирования.
Ф. просила признать незаконными действия Администрации Емельяновского района по отказу в утверждении схемы кадастрового плана территории на земельный участок, расположенный по адресу: <...> признать незаконными действия Администрации Емельяновского района, выразившиеся в преждевременном отказе в предоставлении указанного земельного участка; обязать МКУ "УправЗем" утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, <данные изъяты>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет.
М. просила признать незаконными действия Администрации Емельяновского района по отказу в утверждении схемы кадастрового плана территории на земельный участок, расположенный по адресу: <...> признать незаконными действия Администрации Емельяновского района, выразившиеся в преждевременном отказе в предоставлении указанного земельного участка; обязать МКУ "УправЗем" утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, <данные изъяты>, <данные изъяты> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет.
К.Т. просил признать незаконными действия Администрации Емельяновского района по отказу в утверждении схемы кадастрового плана территории на земельный участок, расположенный по адресу: Емельяновский район, <данные изъяты>; признать незаконными действия Администрации Емельяновского района выразившейся в преждевременном отказе в предоставлении указанного земельного участка; обязать МКУ "УправЗем" утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, <данные изъяты> <данные изъяты>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет.
Определением Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 ноября 2013 года гражданское дело по заявлению Ф. и М. и гражданское дело по заявлению К.Т. объединены в одно производство.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель К.Т., Ф., М. - К.Н. просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Утвержденные схемы кадастрового плана территорий в отношении испрашиваемых земельных участков Администрацией Емельяновского района суду представлены не были, однако суд указал в решении, что эти схемы выданы другим лицам. Утверждение указанных схем по заявлению граждан является обязанностью, а не правом Администрации Емельяновского района.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителей К.Т., Ф., М. - К.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя МКУ "УправЗем" Т., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" установлено, что гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
- утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
- принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
- заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года N <данные изъяты> утверждено Положение о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район (далее - Положение, утвержденное Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года N <данные изъяты>), в соответствии с которым рассмотрение заявлений по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на МКУ "УправЗем" (п. 3.2).
Отдел архитектуры, входящий в МКУ "УправЗем", рассматривает заявление, после чего руководитель МКУ "УправЗем" утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или готовит мотивированный отказ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления заявления (п. 5.1.1.).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 08 июля 2013 года К.Т., зарегистрированная по месту жительства в г. Красноярске, обратилась в Администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду под ведение личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <данные изъяты>, и о выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
29 июля 2013 года М., зарегистрированная по месту жительства в г. Красноярске, обратилась в Администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду под ведение личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <данные изъяты> и о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
29 июля 2013 года Ф., зарегистрированная по месту жительства в г. Канске, обратилась в Администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду под ведение личного подсобного хозяйства земельного участка расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <данные изъяты>, и о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В указанных заявлениях К.Т., Ф. и М. ссылались на ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и на ст. 34 Земельного кодекса РФ.
МКУ "УправЗем", рассмотрев заявления, дало всем письменные ответы от 01 августа 2013 года - К.Т., от 12 августа 2013 года - М. и Ф. о том, что испрашиваемые земельные участки согласованы другим гражданам по ранее поданным заявлениям и в настоящее время находятся в стадии формирования, а также о том, что каждый из заявителей включен в реестр граждан, обладающих правом на льготное предоставление земельных участков, при этом К.Т. включена под номером 259, М. - под номером 337, Ф. - под номером 338.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что по смыслу подлежащих применению норм материального права, обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче обратившемуся лицу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, как один из первых этапов предоставления земельного участка в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, возникает только в случае реальной возможности предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах и местоположении, то есть при условии, что испрашиваемый земельный участок является свободным.
Из материалов дела следует, что еще до обращения заявителей с просьбой предоставить земельные участки, а также утвердить и выдать схемы кадастрового плана территории, Администрация Емельяновского района уже согласовала предоставление испрашиваемых заявителями земельных участков другим гражданам, что подтверждается заявлениями этих граждан и положительными ответами о готовности предоставить земельные участки.
Само по себе отсутствие в материалах дела ранее утвержденных схем кадастрового плана территории, выданных другим гражданам, не свидетельствует о незаконности судебного решения, учитывая при этом, что представитель МКУ "УправЗем" в судебном заседании суда апелляционной инстанции также подтвердил факт утверждения и выдачи схем по заявлениям других граждан, пояснив, что в настоящее время продолжается процедура оформления земельных участков по заявлениям этим лиц.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает согласиться с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда и иную оценку обстоятельств дела, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28 мая 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя К.Т., Ф., М. - К.Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)