Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Мокроусовой Л.М.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
открытого акционерного общества "Пигмент": Алпатовой Е.А., представителя по доверенности от 01.09.2014,
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от МО г. Тамбов в лице Администрации города Тамбова: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 по делу N А64-3106/2014 (судья Макарова Н.Ю.),
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Пигмент" к Администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, МО г. Тамбов в лице Администрации города Тамбова,
установил:
Открытое акционерное общество "Пигмент" (далее - ОАО "Пигмент", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации Тамбовской области, Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714 общей площадью 4859 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 общей площадью 436838 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716 общей площадью 282 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717 общей площадью 3488 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718 общей площадью 2813 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, муниципальное образование г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова.
Определением арбитражного суда от 23.06.2014 г. назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено до окончания производства экспертизы.
В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу возобновлено определением от 01.07.2014 г.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на нарушение судом норм материального и процессуального права. Также заявитель указывал, что представленный отчет является недостоверным и ненадлежащим доказательством.
10.11.2014 через систему "Мой арбитр" от ОАО "Пигмент" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.11.2014 представитель ОАО "Пигмент" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание 13.11.2014 представители Администрации города Тамбова, Администрации Тамбовской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области не явились.
Через канцелярию суда от Администрации Тамбовской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителей.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3714 общей площадью 4859 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68АБ 797053 от 30.04.14.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 23 665 808,09 (Двадцать три миллиона шестьсот шестьдесят пять тысяч восемьсот восемь, О9) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49836. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 4 398 100 (Четыре миллиона триста девяносто восемь тысяч сто) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-69 от 06.05.14. об оценке.
ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 общей площадью 436838 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 2 127 623 847,38 (Два миллиарда сто двадцать семь миллионов шестьсот двадцать три тысячи восемьсот сорок семь, 38) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49837. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 244 913 200 (Двести сорок четыре миллиона девятьсот тринадцать тысяч двести) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-70 от 06.05.14. об оценке.
Также ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3716 общей площадью 282 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68АБ 797051 от 30.04.14. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 1 373 483,82 (Один миллион триста семьдесят три тысячи четыреста восемьдесят три, 82) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49841. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 255 300 (Двести пятьдесят пять тысяч триста) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-73 от 06.05.14. об оценке.
ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3717 общей площадью 3488 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68АБ 797050 от 30.04.14. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 16 988 338,88 (Шестнадцать миллионов девятьсот восемьдесят восемь тысяч триста тридцать восемь, 88) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49839. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 3 157 200 (Три миллиона сто пятьдесят семь тысяч двести) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-71 от 06.05.14. об оценке.
ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3718 общей площадью 2813 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68АБ 797049 от 30.04.14. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 13 700 744,63 (Тринадцать миллионов семьсот тысяч семьсот сорок четыре, 63) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49840. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 2 546 200 (Два миллиона пятьсот сорок шесть тысяч двести) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-72 от 06.05.14. об оценке.
Ссылаясь на несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанных земельных участков их рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, ОАО "Пигмент" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714 общей площадью 4859 кв. м, составляет 23 665 808 руб. 09 коп., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 общей площадью 436838 кв. м - 2 127 623 847 руб. 38 коп., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716 общей площадью 282 кв. м - 1 373 483 руб. 82 коп., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717 общей площадью 3488 кв. м - 16 988 338 руб. 88 коп., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718 общей площадью 2813 кв. м - 13 700 744 руб. 63 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы, выкупную стоимость земельного участка и земельный налог, их установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы пользователя и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Истцом представлены отчеты об оценке N 2013-11-25-69, N 2013-11-25-70, 2013-11-25-73, 2013-11-25-71, 2013-11-25-72 от 06.05.2014 г., согласно которым, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 г составляет:
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714-4 398 100 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 244 913 200 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716-255 300 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717-3157 200 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718-2 546 200 рублей.
Согласно заключению эксперта N 02-14 от 30.06.2014, полученному в ходе рассмотрения дела судом области, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 г. составляет:
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714-4 398 100 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 244 913 200 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716-255 300 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717-3157 200 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718-2 546 200 руб.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, суд также отмечает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд области правомерно признал отчет N 02-14 от 30.06.2014 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0205001:3714, 68:29:0205001:3715, 68:29:0205001:3716, 68:29:0205001:3717, 68:29:0205001:3718, равной их рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - 68:29:0205001:3714 (общей площадью 4859 кв. м), 68:29:0205001:3715 (общей площадью 436838 кв. м), 68:29:0205001:3716 (общей площадью 282 кв. м), 68:29:0205001:3717 (общей площадью 3488 кв. м), 68:29:0205001:3718 (общей площадью 2813 кв. м) на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Заявитель жалобы выражает несогласие с указанным экспертным заключением, однако при рассмотрении дела судом первой инстанции, участниками процесса указанное заключение эксперта не было оспорено, доводов о несоответствии заключения действующему законодательству Администрацией города Тамбова не заявлено.
Кроме того, ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы при рассмотрении делу судом области и при рассмотрении апелляционной жалобы заявлено не было.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права судом области применены правильно. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 по делу N А64-3106/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2014 ПО ДЕЛУ N А64-3106/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу N А64-3106/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Мокроусовой Л.М.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
открытого акционерного общества "Пигмент": Алпатовой Е.А., представителя по доверенности от 01.09.2014,
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от МО г. Тамбов в лице Администрации города Тамбова: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 по делу N А64-3106/2014 (судья Макарова Н.Ю.),
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Пигмент" к Администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, МО г. Тамбов в лице Администрации города Тамбова,
установил:
Открытое акционерное общество "Пигмент" (далее - ОАО "Пигмент", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации Тамбовской области, Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714 общей площадью 4859 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 общей площадью 436838 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716 общей площадью 282 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717 общей площадью 3488 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718 общей площадью 2813 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, муниципальное образование г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова.
Определением арбитражного суда от 23.06.2014 г. назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено до окончания производства экспертизы.
В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу возобновлено определением от 01.07.2014 г.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на нарушение судом норм материального и процессуального права. Также заявитель указывал, что представленный отчет является недостоверным и ненадлежащим доказательством.
10.11.2014 через систему "Мой арбитр" от ОАО "Пигмент" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.11.2014 представитель ОАО "Пигмент" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание 13.11.2014 представители Администрации города Тамбова, Администрации Тамбовской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области не явились.
Через канцелярию суда от Администрации Тамбовской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителей.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3714 общей площадью 4859 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68АБ 797053 от 30.04.14.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 23 665 808,09 (Двадцать три миллиона шестьсот шестьдесят пять тысяч восемьсот восемь, О9) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49836. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 4 398 100 (Четыре миллиона триста девяносто восемь тысяч сто) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-69 от 06.05.14. об оценке.
ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 общей площадью 436838 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 2 127 623 847,38 (Два миллиарда сто двадцать семь миллионов шестьсот двадцать три тысячи восемьсот сорок семь, 38) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49837. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 244 913 200 (Двести сорок четыре миллиона девятьсот тринадцать тысяч двести) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-70 от 06.05.14. об оценке.
Также ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3716 общей площадью 282 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68АБ 797051 от 30.04.14. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 1 373 483,82 (Один миллион триста семьдесят три тысячи четыреста восемьдесят три, 82) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49841. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 255 300 (Двести пятьдесят пять тысяч триста) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-73 от 06.05.14. об оценке.
ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3717 общей площадью 3488 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68АБ 797050 от 30.04.14. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 16 988 338,88 (Шестнадцать миллионов девятьсот восемьдесят восемь тысяч триста тридцать восемь, 88) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49839. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 3 157 200 (Три миллиона сто пятьдесят семь тысяч двести) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-71 от 06.05.14. об оценке.
ОАО "Пигмент" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 68:29:0205001:3718 общей площадью 2813 кв. м, расположенным по адресу Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68АБ 797049 от 30.04.14. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.13. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 13 700 744,63 (Тринадцать миллионов семьсот тысяч семьсот сорок четыре, 63) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.03.14. N 6800/201/2014-49840. При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718 согласно проведенной ООО "Оценка Плюс", г. Тамбов независимой оценки по состоянию на 01.01.13. составляет 2 546 200 (Два миллиона пятьсот сорок шесть тысяч двести) рублей, что подтверждается отчетом N 2013-11-25-72 от 06.05.14. об оценке.
Ссылаясь на несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанных земельных участков их рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, ОАО "Пигмент" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714 общей площадью 4859 кв. м, составляет 23 665 808 руб. 09 коп., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 общей площадью 436838 кв. м - 2 127 623 847 руб. 38 коп., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716 общей площадью 282 кв. м - 1 373 483 руб. 82 коп., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717 общей площадью 3488 кв. м - 16 988 338 руб. 88 коп., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718 общей площадью 2813 кв. м - 13 700 744 руб. 63 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы, выкупную стоимость земельного участка и земельный налог, их установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы пользователя и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Истцом представлены отчеты об оценке N 2013-11-25-69, N 2013-11-25-70, 2013-11-25-73, 2013-11-25-71, 2013-11-25-72 от 06.05.2014 г., согласно которым, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 г составляет:
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714-4 398 100 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 244 913 200 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716-255 300 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717-3157 200 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718-2 546 200 рублей.
Согласно заключению эксперта N 02-14 от 30.06.2014, полученному в ходе рассмотрения дела судом области, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 г. составляет:
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3714-4 398 100 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3715 244 913 200 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3716-255 300 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3717-3157 200 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0205001:3718-2 546 200 руб.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, суд также отмечает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд области правомерно признал отчет N 02-14 от 30.06.2014 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0205001:3714, 68:29:0205001:3715, 68:29:0205001:3716, 68:29:0205001:3717, 68:29:0205001:3718, равной их рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - 68:29:0205001:3714 (общей площадью 4859 кв. м), 68:29:0205001:3715 (общей площадью 436838 кв. м), 68:29:0205001:3716 (общей площадью 282 кв. м), 68:29:0205001:3717 (общей площадью 3488 кв. м), 68:29:0205001:3718 (общей площадью 2813 кв. м) на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Заявитель жалобы выражает несогласие с указанным экспертным заключением, однако при рассмотрении дела судом первой инстанции, участниками процесса указанное заключение эксперта не было оспорено, доводов о несоответствии заключения действующему законодательству Администрацией города Тамбова не заявлено.
Кроме того, ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы при рассмотрении делу судом области и при рассмотрении апелляционной жалобы заявлено не было.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права судом области применены правильно. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 по делу N А64-3106/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)