Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи до перерыва секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М., после перерыва помощником судьи Кульковой Т.А.
при участии:
от заявителя: Усовой В.Н. по доверенности от 05.12.2014 (на 1 год),
от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по доверенности от 10.12.2014 (на 1 год),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 09 апреля 2015 года по делу N А45-23412/2014 (судья Д.В. Векшенков)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" (ОГРН 1085475001820, ИНН 5433172746, 630055, Новосибирская область, п. Каинская заимка, ул. Боровая, 7)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (ОГРН 1055406001815, ИНН 5406300861, 630077, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33а)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 01.10.2014 N 7357/01-12
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" (далее - ООО ТФ "ССС", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация) в предоставлении обществу земельного участка, площадью 550 кв. м, для увеличения торговой площади магазина "Каинский", расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1, изложенного в письме от 01.01.2014 N 7357/01-12, и об обязании Администрации провести работы по формированию испрашиваемого земельного участка за счет заявителя, повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 28, 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что отказ Администрации в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 01.01.2014 N 7357/01-12, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Определением от 27.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Барышевского сельсовета (далее - третье лицо).
Решением суда от 09.04.2015 требование общества удовлетворено, признан незаконным отказ Администрации Новосибирского района Новосибирской области, изложенный в письме от 01.10.2014 N 7357/01-12, в предоставлении ООО ТФ "ССС" земельного участка, на Администрацию Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 15.09.2014 N 7357 о предоставлении земельного участка для увеличения площади магазина "Каинский" по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованное применение судом к спорным правоотношениям пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, неверное установление совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания отказа Администрации незаконным.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО ТФ "ССС" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
В судебном заседании 06 июля 2015 года был объявлен перерыв до 18 часов 10 минут 20 июля 2015 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителей общества и Администрации, поддержавших свои позиции по делу, в том числе с учетом письменных дополнений, представленных Администрацией на возражения общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО ТФ "ССС" 15.09.2014 обратилось в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении через торги земельного участка, площадью 550 кв. м, для увеличения торговой площади магазина "Каинский", расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1.
Администрация письмом от 01.10.2014 отказала ООО ТФ "ССС" в предоставлении через торги земельного участка для строительства указанного обществом объекта, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), основные виды разрешенного использования которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не предусматривают строительство магазина.
Считая, что отказ Администрации в предоставлении обществу земельного участка, оформленный письмом от 01.10.2014 N 7357/01-12, не основан на нормах действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО ТФ "ССС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта; о нарушении отказом прав и законных интересов общества.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных норм права и положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Порядок предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из положений пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Этап процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, завершается принятием уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления решения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке, и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
Выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий.
Из смысла пункта 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов.
Из изложенных норм следует, что развитие территорий, строительство - упорядоченные процессы, выбор земельного участка для таких целей должен соответствовать градостроительным, санитарным, экологическим нормам, учитывать мнение общественности, интересы населения.
Как следует из материалов дела, Администрация письмом от 01.10.2014 сообщила обществу о невозможности предоставления испрашиваемого им земельного участка площадью 550 кв. м для строительства магазина на территории Барышевского сельсовета Новосибирского района, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области разрешенные виды использования спорного участка не предусматривают строительство магазина.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ, абзаца второго части 4 статьи 17 Правил землепользования и застройки территории Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденных решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 25.12.2012 N 6 (далее - Правила землепользования и застройки), вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Исходя из указанных норм права суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что правообладателям земельных участков предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов. Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами.
Согласно схеме градостроительного зонирования Барышевского сельсовета испрашиваемый земельный участок расположен в градостроительной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Материалами дела установлено, что общество испрашивает земельный участок, предназначенный для застройки индивидуальными жилыми домами, который в настоящее время не застроен, является свободным и просит предоставить 550 кв. м земельного участка для строительства магазина, без учета надобностей в таком объекте для органа местного самоуправления и населения, проживающего в указанной местности. Ссылка общества на обращение жителей поселка Каинская Заимка об увеличении ассортимента товаров в магазине не подтверждает довод общества в необходимости представления земельного участка площадью 550 кв. м для строительства магазина.
Обществу принадлежит на праве собственности нежилое здание - одноэтажный торговый магазин "Каинский", площадью 51,1 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 54:19:160501:334, и земельный участок, кадастровый номер: 54:19:160501:122, площадью 192 кв. м, с местоположением - Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 54АД 976955 и 54АЕ 342222.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 28.01.2014 земельный участок, кадастровый номер: 54:19:160501:122, площадью 192 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торгового магазина, расположен по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1.
Согласно представленному обоснованию обществом планируется увеличение площади здания до 89,0 кв. м, то есть на 28 кв. м, тогда как испрашивается земельный участок площадью 550 кв. м.
Доказательств нарушения законных прав и интересов ООО ТФ "ССС" путем отказа в предоставлении земельного участка обществом не представлено.
Исходя из того, для каких целей испрашивался обществом земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, а также с учетом Правил землепользования и застройки, которыми установлен перечень основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов разрешенного использования, являющийся исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию и не содержит такого вида разрешенного использования как строительство магазина, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления общества.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения или акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли указанное решение либо акт.
В судебное заседание Администрацией представлены доказательства и правовое обоснование правомерности вынесенного ею решения об отказе в предоставлении обществу земельного участка площадью 550 кв. м для увеличения торговой площади магазина "Каинский", расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1.
Иного обществом в силу статьи 65 АПК РФ не доказано.
Оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа Администрации, изложенного в письме от 01.01.2014 N 7357/01-12, в предоставлении обществу земельного участка, поскольку обществом в совокупности не доказано несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение его законных прав и интересов.
Учитывая изложенное, арбитражным судом первой инстанции решение о признании отказа незаконным принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО ТФ "ССС" требований.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09 апреля 2015 года по делу N А45-23412/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" к Администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 01.10.2014 N 7357/01-12, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2015 N 07АП-5068/2015 ПО ДЕЛУ N А45-23412/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2015 г. по делу N А45-23412/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи до перерыва секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М., после перерыва помощником судьи Кульковой Т.А.
при участии:
от заявителя: Усовой В.Н. по доверенности от 05.12.2014 (на 1 год),
от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по доверенности от 10.12.2014 (на 1 год),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 09 апреля 2015 года по делу N А45-23412/2014 (судья Д.В. Векшенков)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" (ОГРН 1085475001820, ИНН 5433172746, 630055, Новосибирская область, п. Каинская заимка, ул. Боровая, 7)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (ОГРН 1055406001815, ИНН 5406300861, 630077, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33а)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 01.10.2014 N 7357/01-12
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" (далее - ООО ТФ "ССС", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация) в предоставлении обществу земельного участка, площадью 550 кв. м, для увеличения торговой площади магазина "Каинский", расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1, изложенного в письме от 01.01.2014 N 7357/01-12, и об обязании Администрации провести работы по формированию испрашиваемого земельного участка за счет заявителя, повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 28, 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что отказ Администрации в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 01.01.2014 N 7357/01-12, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Определением от 27.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Барышевского сельсовета (далее - третье лицо).
Решением суда от 09.04.2015 требование общества удовлетворено, признан незаконным отказ Администрации Новосибирского района Новосибирской области, изложенный в письме от 01.10.2014 N 7357/01-12, в предоставлении ООО ТФ "ССС" земельного участка, на Администрацию Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 15.09.2014 N 7357 о предоставлении земельного участка для увеличения площади магазина "Каинский" по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованное применение судом к спорным правоотношениям пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, неверное установление совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания отказа Администрации незаконным.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО ТФ "ССС" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
В судебном заседании 06 июля 2015 года был объявлен перерыв до 18 часов 10 минут 20 июля 2015 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителей общества и Администрации, поддержавших свои позиции по делу, в том числе с учетом письменных дополнений, представленных Администрацией на возражения общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО ТФ "ССС" 15.09.2014 обратилось в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении через торги земельного участка, площадью 550 кв. м, для увеличения торговой площади магазина "Каинский", расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1.
Администрация письмом от 01.10.2014 отказала ООО ТФ "ССС" в предоставлении через торги земельного участка для строительства указанного обществом объекта, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), основные виды разрешенного использования которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не предусматривают строительство магазина.
Считая, что отказ Администрации в предоставлении обществу земельного участка, оформленный письмом от 01.10.2014 N 7357/01-12, не основан на нормах действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО ТФ "ССС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта; о нарушении отказом прав и законных интересов общества.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных норм права и положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Порядок предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из положений пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Этап процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, завершается принятием уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления решения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке, и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
Выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий.
Из смысла пункта 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов.
Из изложенных норм следует, что развитие территорий, строительство - упорядоченные процессы, выбор земельного участка для таких целей должен соответствовать градостроительным, санитарным, экологическим нормам, учитывать мнение общественности, интересы населения.
Как следует из материалов дела, Администрация письмом от 01.10.2014 сообщила обществу о невозможности предоставления испрашиваемого им земельного участка площадью 550 кв. м для строительства магазина на территории Барышевского сельсовета Новосибирского района, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области разрешенные виды использования спорного участка не предусматривают строительство магазина.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ, абзаца второго части 4 статьи 17 Правил землепользования и застройки территории Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденных решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 25.12.2012 N 6 (далее - Правила землепользования и застройки), вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Исходя из указанных норм права суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что правообладателям земельных участков предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов. Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами.
Согласно схеме градостроительного зонирования Барышевского сельсовета испрашиваемый земельный участок расположен в градостроительной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Материалами дела установлено, что общество испрашивает земельный участок, предназначенный для застройки индивидуальными жилыми домами, который в настоящее время не застроен, является свободным и просит предоставить 550 кв. м земельного участка для строительства магазина, без учета надобностей в таком объекте для органа местного самоуправления и населения, проживающего в указанной местности. Ссылка общества на обращение жителей поселка Каинская Заимка об увеличении ассортимента товаров в магазине не подтверждает довод общества в необходимости представления земельного участка площадью 550 кв. м для строительства магазина.
Обществу принадлежит на праве собственности нежилое здание - одноэтажный торговый магазин "Каинский", площадью 51,1 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 54:19:160501:334, и земельный участок, кадастровый номер: 54:19:160501:122, площадью 192 кв. м, с местоположением - Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 54АД 976955 и 54АЕ 342222.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 28.01.2014 земельный участок, кадастровый номер: 54:19:160501:122, площадью 192 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торгового магазина, расположен по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1.
Согласно представленному обоснованию обществом планируется увеличение площади здания до 89,0 кв. м, то есть на 28 кв. м, тогда как испрашивается земельный участок площадью 550 кв. м.
Доказательств нарушения законных прав и интересов ООО ТФ "ССС" путем отказа в предоставлении земельного участка обществом не представлено.
Исходя из того, для каких целей испрашивался обществом земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, а также с учетом Правил землепользования и застройки, которыми установлен перечень основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов разрешенного использования, являющийся исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию и не содержит такого вида разрешенного использования как строительство магазина, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления общества.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения или акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли указанное решение либо акт.
В судебное заседание Администрацией представлены доказательства и правовое обоснование правомерности вынесенного ею решения об отказе в предоставлении обществу земельного участка площадью 550 кв. м для увеличения торговой площади магазина "Каинский", расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая, 7/1.
Иного обществом в силу статьи 65 АПК РФ не доказано.
Оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа Администрации, изложенного в письме от 01.01.2014 N 7357/01-12, в предоставлении обществу земельного участка, поскольку обществом в совокупности не доказано несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение его законных прав и интересов.
Учитывая изложенное, арбитражным судом первой инстанции решение о признании отказа незаконным принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО ТФ "ССС" требований.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09 апреля 2015 года по делу N А45-23412/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" к Администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 01.10.2014 N 7357/01-12, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)