Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Курочкина В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Сопраньковой Т.Г.
судей Литвиновой И.А., Венедиктовой Е.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-746/2013 по апелляционной жалобе Ш.Т. и А. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2013 года по иску Ш.Т. и А. к ЮрЛ1, ЮрЛ2 о признании права общей долевой собственности на земельный участок, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, установлении границ земельного участка,
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г., выслушав объяснения истца А., представителя истицы Ш.Т. - Ш.И., представителя ответчика ЮрЛ1 - Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2013 года отказано в удовлетворении исковых требований Ш.Т., А. о признании за Ш.Т. права собственности по фактическим границам на <...> долей земельного участка площадью <...>, за А. права собственности по фактическим границам на <...> долей земельного участка площадью <...>; исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке площадью <...>; установлении границ земельного участка площадью <...> в соответствии с предоставленной геодезической компанией схемой расположения в координатах точек.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, полагают его незаконным и необоснованным.
Истица Ш.Т. в заседание коллегии не явилась, доверила право представлять свои интересы в настоящем деле Ш.И., представители третьих лиц в заседание коллегии не явились, о времени и месте апелляционного разбирательства извещались по правилам статей 113 - 116 ГПК РФ, принимая во внимание указанное, а также отсутствие возражений со стороны участников процесса, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы истцов и проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции в их пределах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Земельный кодекс Российской Федерации, введенный в действие Федеральным законом от 25.10.2001 N 136-ФЗ, предусматривает право граждан и юридических лиц на предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. При этом, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом или федеральными законами.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078 утверждено Положение "Об администрациях районов Санкт-Петербурга".
Согласно пунктам 3.8.2.2 и 3.8.2.3 Положения, утвержденного названным выше Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, администрации районов наделены полномочиями по предоставлению земельных участков в установленном порядке в собственность граждан.
Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 N 2732-ра установлен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга.
В соответствии с названным порядком земельные участки передаются гражданам в собственность безвозмездно в следующих случаях: при бесплатной передаче в собственность граждан (приватизации) жилых домов, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга; земельных участков, принадлежащих гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения и предоставленных до 30 октября 2001 года для индивидуального жилищного, дачного строительства и садоводства; земельных участков, право пожизненного наследуемого владения на которые перешло к гражданам после 30 октября 2001 года в порядке наследования, а также земельных участков, фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии со статьями 6 и 11.1 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений могут быть только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
В силу части 3 указанной статьи, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре, с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе, в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, не будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (пп. 1 п. 5 ст. 27 Федерального закона).
Правовой анализ указанных норм материального права свидетельствует о том, что до момента проведения государственного кадастрового учета объект недвижимости не может являться объектом права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании права общей долевой собственности в отношении земельного участка площадью <...>, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время невозможно выделение истцам данного земельного участка площадью <...>, сформированного из земельного участка площадью <...>, на котором расположен жилой дом истцов, и земельного участка площадью <...>, являющегося собственностью Санкт-Петербурга и расположенного в пределах территориальной зоны ТРО-2, в которой не предусмотрено размещение индивидуального жилищного строительства, поскольку в установленном законом порядке такой земельный участок не был сформирован как объект недвижимости.
Решение уполномоченного органа - ЮрЛ2, которым было отказано в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка по основаниям п. 2 ч. 2 и п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, в установленном законом порядке истцами оспорено не было.
Факт проведения в отношении измененного земельного участка кадастровых работ, утверждение распоряжением КЗР границ такого участка, само по себе не может в силу вышеуказанных норм права свидетельствовать о наличии возможности признания права собственности.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска признаются судебной коллегией правильными.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы истцов по существу сводятся к оспариванию решения ЮрЛ2 об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка площадью <...> а потому с учетом характера и оснований настоящего спора не могут быть приняты коллегией и положены в основу отмены постановленного по делу судебного акта.
Утверждение истцов о том, что спорный земельный участок был сформирован в исторически сложившихся границах, в связи с чем у них также возникло право на этот участок, является необоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ (приобретательная давность) право собственности у истцов возникнуть не может, поскольку данный земельный участок заведомо для истцов являлся государственной собственностью Санкт-Петербурга.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы привести или привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 25.02.2014 N 33-2431/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. N 33-2431/2014
Судья: Курочкина В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Сопраньковой Т.Г.
судей Литвиновой И.А., Венедиктовой Е.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-746/2013 по апелляционной жалобе Ш.Т. и А. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2013 года по иску Ш.Т. и А. к ЮрЛ1, ЮрЛ2 о признании права общей долевой собственности на земельный участок, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, установлении границ земельного участка,
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г., выслушав объяснения истца А., представителя истицы Ш.Т. - Ш.И., представителя ответчика ЮрЛ1 - Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2013 года отказано в удовлетворении исковых требований Ш.Т., А. о признании за Ш.Т. права собственности по фактическим границам на <...> долей земельного участка площадью <...>, за А. права собственности по фактическим границам на <...> долей земельного участка площадью <...>; исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке площадью <...>; установлении границ земельного участка площадью <...> в соответствии с предоставленной геодезической компанией схемой расположения в координатах точек.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, полагают его незаконным и необоснованным.
Истица Ш.Т. в заседание коллегии не явилась, доверила право представлять свои интересы в настоящем деле Ш.И., представители третьих лиц в заседание коллегии не явились, о времени и месте апелляционного разбирательства извещались по правилам статей 113 - 116 ГПК РФ, принимая во внимание указанное, а также отсутствие возражений со стороны участников процесса, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы истцов и проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции в их пределах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Земельный кодекс Российской Федерации, введенный в действие Федеральным законом от 25.10.2001 N 136-ФЗ, предусматривает право граждан и юридических лиц на предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. При этом, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом или федеральными законами.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078 утверждено Положение "Об администрациях районов Санкт-Петербурга".
Согласно пунктам 3.8.2.2 и 3.8.2.3 Положения, утвержденного названным выше Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, администрации районов наделены полномочиями по предоставлению земельных участков в установленном порядке в собственность граждан.
Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 N 2732-ра установлен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга.
В соответствии с названным порядком земельные участки передаются гражданам в собственность безвозмездно в следующих случаях: при бесплатной передаче в собственность граждан (приватизации) жилых домов, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга; земельных участков, принадлежащих гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения и предоставленных до 30 октября 2001 года для индивидуального жилищного, дачного строительства и садоводства; земельных участков, право пожизненного наследуемого владения на которые перешло к гражданам после 30 октября 2001 года в порядке наследования, а также земельных участков, фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии со статьями 6 и 11.1 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений могут быть только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
В силу части 3 указанной статьи, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре, с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе, в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, не будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (пп. 1 п. 5 ст. 27 Федерального закона).
Правовой анализ указанных норм материального права свидетельствует о том, что до момента проведения государственного кадастрового учета объект недвижимости не может являться объектом права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании права общей долевой собственности в отношении земельного участка площадью <...>, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время невозможно выделение истцам данного земельного участка площадью <...>, сформированного из земельного участка площадью <...>, на котором расположен жилой дом истцов, и земельного участка площадью <...>, являющегося собственностью Санкт-Петербурга и расположенного в пределах территориальной зоны ТРО-2, в которой не предусмотрено размещение индивидуального жилищного строительства, поскольку в установленном законом порядке такой земельный участок не был сформирован как объект недвижимости.
Решение уполномоченного органа - ЮрЛ2, которым было отказано в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка по основаниям п. 2 ч. 2 и п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, в установленном законом порядке истцами оспорено не было.
Факт проведения в отношении измененного земельного участка кадастровых работ, утверждение распоряжением КЗР границ такого участка, само по себе не может в силу вышеуказанных норм права свидетельствовать о наличии возможности признания права собственности.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска признаются судебной коллегией правильными.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы истцов по существу сводятся к оспариванию решения ЮрЛ2 об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка площадью <...> а потому с учетом характера и оснований настоящего спора не могут быть приняты коллегией и положены в основу отмены постановленного по делу судебного акта.
Утверждение истцов о том, что спорный земельный участок был сформирован в исторически сложившихся границах, в связи с чем у них также возникло право на этот участок, является необоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ (приобретательная давность) право собственности у истцов возникнуть не может, поскольку данный земельный участок заведомо для истцов являлся государственной собственностью Санкт-Петербурга.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы привести или привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)