Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волтайр-Прим",
апелляционное производство N 05АП-5937/2014
на решение от 18.03.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-39501/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волтайр-Прим" (ИНН 2537039302, ОГРН 1032501798856, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.01.2003)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
об оспаривании бездействия,
при участии в заседании:
- от общества: не явились, уведомлены надлежаще;
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 30.12.2013 N 1-3/4679);
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4178);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Волтайр-Прим" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Владивостока о признании незаконным бездействия администрации г. Владивостока, выразившегося в нерассмотрении обращения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") от 22.10.2013 N 20/03/02-13/28376 в период с 29.11.2013 по 18.02.2014.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 22.01.2014 Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на наличии бездействия администрации г. Владивостока. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что ответчиками не подтверждено направление ответа на заявление общества в установленные законом сроки. Считает, что, исходя из буквального толкования статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 20 и 32 Устава г. Владивостока, полномочия по обеспечению выбора земельного участка возлагаются именно на администрацию г. Владивостока, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно привлек УГА г. Владивостока к участию в деле в качестве соответчика.
Кроме того, общество указывает на нарушение судом первой инстанции требований статьи 170 АПК РФ в связи с противоречием между мотивировочной и резолютивной частью мотивированного постановления и неверным указанием результатов рассмотрения дела на официальном сайте Арбитражного суда Приморского края.
Администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока по доводам апелляционной жалобы возразили. Решение суда первой инстанции просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество в судебное заседание не явилось, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено надлежаще. На основании статей 156, 266, 272 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
01.10.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 2 785 кв. м с предварительным согласованием места размещения капитальных гаражей (для хранения машин, специализированной техники, а также их обслуживания) примерно в количестве 5 штук в г. Владивостоке, в районе ул. Таежная, 4. К указанному заявлению общество приложило копии регистрационных документов, выписку из ЕГРЮЛ, сведения ИСОГД, проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ситуационный план, каталог координат вершин углов поворота границ и топографическую съемку земельного участка.
Заявление общества с пакетом документов письмом от 22.10.2013 N 20/03/02-12/28376 направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка и получено ею 28.10.2013.
В связи с неполучением в период с 29.11.2013 по 18.02.2014 результатов рассмотрения администрацией г. Владивостока заявления общества о выборе земельного участка для строительства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия администрации г. Владивостока незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что фактически обращение общества рассматривалось УГА г. Владивостока, и бездействие администрации г. Владивостока отсутствует.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает два варианта предоставления земельных участков для строительства с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлена пунктом 5 данной статьи и включает в себя следующие этапы:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Владивостока наделен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Следовательно, по правилам пункта 2 статьи 31 ЗК РФ выбор земельного участка на территории г. Владивостока осуществляется органом местного самоуправления по заявлению департамента или лица, непосредственно заинтересованного в его предоставлении.
Порядок выбора земельных участков на территории г. Владивостока предусмотрен Регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - "Регламент").
Действие указанного Регламента распространяется как на заявления о выборе земельного участка, полученные от граждан и юридических лиц, так и на заявления, направленные в адрес администрации исполнительным органом государственной власти Приморского края.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 2 785 кв. м с предварительным согласованием места размещения капитальных гаражей в районе ул. Таежная, 4 в г. Владивостоке.
Письмом от 22.10.2013 N 20/03/02-12/28376 департамент направил заявление общества в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что указанное письмо получено администрацией г. Владивостока 28.10.2013 и передано на исполнение в УГА г. Владивостока.
Указанный факт заявителем не оспаривается, однако заявитель считает, что, исходя из буквального толкования статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 20 и 32 Устава г. Владивостока, полномочия по обеспечению выбора земельного участка возлагаются непосредственно на администрацию г. Владивостока и именно администрация г. Владивостока несет ответственность за нарушение сроков оформления акта о выборе.
Оценивая указанные доводы, коллегия исходит из того, что в силу статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется местными администрациями непосредственно или через систему органов местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 32 Устава г. Владивостока администрация г. Владивостока наделена полномочиями по созданию органов исполнительной власти с функциями и полномочиями, определяемыми положениями об этих органах, утверждаемыми главой г. Владивостока.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 создано Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока, к полномочиям которого отнесено обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. УГА г. Владивостока зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица.
Пунктом 2.2 Регламента предусмотрено, что услуга по выбору земельного участка для строительства предоставляется администрацией города Владивостока в лице Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Следовательно, лицом, уполномоченным на рассмотрение заявлений о выборе земельного участка для строительства, является именно УГА г. Владивостока. Каких-либо полномочий, связанных с выбором земельных участков, администрация г. Владивостока не осуществляет.
Установив указанное обстоятельство, суд первой инстанции обоснованно привлек УГА г. Владивостока к участию в деле в качестве второго ответчика и предложил заявителю уточнить заявленные требования с учетом полномочий лиц, привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков.
Заявитель от уточнения заявленных требований отказался и настаивал на наличии обязанности по рассмотрению его заявления именно у администрации г. Владивостока.
При таких обстоятельствах коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия администрации г. Владивостока, связанного с нерассмотрением заявления общества в период с 29.11.2013 по 18.02.2014.
На момент вынесения решения судом первой инстанции обращение общества рассмотрено УГА г. Владивостока по существу, и письмом от 09.01.2014 N 29825/20у в выборе земельного участка отказано. Просрочка в рассмотрении заявления общества со стороны УГА г. Владивостока судом не установлена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судами обеих инстанций установлено отсутствие бездействия администрации г. Владивостока, а о признании незаконным бездействия УГА г. Владивостока обществом не заявлено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2014 по делу N А51-39501/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2014 N 05АП-5937/2014 ПО ДЕЛУ N А51-39501/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. N 05АП-5937/2014
Дело N А51-39501/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волтайр-Прим",
апелляционное производство N 05АП-5937/2014
на решение от 18.03.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-39501/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волтайр-Прим" (ИНН 2537039302, ОГРН 1032501798856, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.01.2003)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
об оспаривании бездействия,
при участии в заседании:
- от общества: не явились, уведомлены надлежаще;
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 30.12.2013 N 1-3/4679);
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4178);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Волтайр-Прим" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Владивостока о признании незаконным бездействия администрации г. Владивостока, выразившегося в нерассмотрении обращения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") от 22.10.2013 N 20/03/02-13/28376 в период с 29.11.2013 по 18.02.2014.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 22.01.2014 Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на наличии бездействия администрации г. Владивостока. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что ответчиками не подтверждено направление ответа на заявление общества в установленные законом сроки. Считает, что, исходя из буквального толкования статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 20 и 32 Устава г. Владивостока, полномочия по обеспечению выбора земельного участка возлагаются именно на администрацию г. Владивостока, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно привлек УГА г. Владивостока к участию в деле в качестве соответчика.
Кроме того, общество указывает на нарушение судом первой инстанции требований статьи 170 АПК РФ в связи с противоречием между мотивировочной и резолютивной частью мотивированного постановления и неверным указанием результатов рассмотрения дела на официальном сайте Арбитражного суда Приморского края.
Администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока по доводам апелляционной жалобы возразили. Решение суда первой инстанции просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество в судебное заседание не явилось, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено надлежаще. На основании статей 156, 266, 272 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
01.10.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 2 785 кв. м с предварительным согласованием места размещения капитальных гаражей (для хранения машин, специализированной техники, а также их обслуживания) примерно в количестве 5 штук в г. Владивостоке, в районе ул. Таежная, 4. К указанному заявлению общество приложило копии регистрационных документов, выписку из ЕГРЮЛ, сведения ИСОГД, проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ситуационный план, каталог координат вершин углов поворота границ и топографическую съемку земельного участка.
Заявление общества с пакетом документов письмом от 22.10.2013 N 20/03/02-12/28376 направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка и получено ею 28.10.2013.
В связи с неполучением в период с 29.11.2013 по 18.02.2014 результатов рассмотрения администрацией г. Владивостока заявления общества о выборе земельного участка для строительства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия администрации г. Владивостока незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что фактически обращение общества рассматривалось УГА г. Владивостока, и бездействие администрации г. Владивостока отсутствует.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает два варианта предоставления земельных участков для строительства с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлена пунктом 5 данной статьи и включает в себя следующие этапы:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Владивостока наделен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Следовательно, по правилам пункта 2 статьи 31 ЗК РФ выбор земельного участка на территории г. Владивостока осуществляется органом местного самоуправления по заявлению департамента или лица, непосредственно заинтересованного в его предоставлении.
Порядок выбора земельных участков на территории г. Владивостока предусмотрен Регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - "Регламент").
Действие указанного Регламента распространяется как на заявления о выборе земельного участка, полученные от граждан и юридических лиц, так и на заявления, направленные в адрес администрации исполнительным органом государственной власти Приморского края.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 2 785 кв. м с предварительным согласованием места размещения капитальных гаражей в районе ул. Таежная, 4 в г. Владивостоке.
Письмом от 22.10.2013 N 20/03/02-12/28376 департамент направил заявление общества в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что указанное письмо получено администрацией г. Владивостока 28.10.2013 и передано на исполнение в УГА г. Владивостока.
Указанный факт заявителем не оспаривается, однако заявитель считает, что, исходя из буквального толкования статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 20 и 32 Устава г. Владивостока, полномочия по обеспечению выбора земельного участка возлагаются непосредственно на администрацию г. Владивостока и именно администрация г. Владивостока несет ответственность за нарушение сроков оформления акта о выборе.
Оценивая указанные доводы, коллегия исходит из того, что в силу статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется местными администрациями непосредственно или через систему органов местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 32 Устава г. Владивостока администрация г. Владивостока наделена полномочиями по созданию органов исполнительной власти с функциями и полномочиями, определяемыми положениями об этих органах, утверждаемыми главой г. Владивостока.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 создано Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока, к полномочиям которого отнесено обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. УГА г. Владивостока зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица.
Пунктом 2.2 Регламента предусмотрено, что услуга по выбору земельного участка для строительства предоставляется администрацией города Владивостока в лице Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Следовательно, лицом, уполномоченным на рассмотрение заявлений о выборе земельного участка для строительства, является именно УГА г. Владивостока. Каких-либо полномочий, связанных с выбором земельных участков, администрация г. Владивостока не осуществляет.
Установив указанное обстоятельство, суд первой инстанции обоснованно привлек УГА г. Владивостока к участию в деле в качестве второго ответчика и предложил заявителю уточнить заявленные требования с учетом полномочий лиц, привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков.
Заявитель от уточнения заявленных требований отказался и настаивал на наличии обязанности по рассмотрению его заявления именно у администрации г. Владивостока.
При таких обстоятельствах коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия администрации г. Владивостока, связанного с нерассмотрением заявления общества в период с 29.11.2013 по 18.02.2014.
На момент вынесения решения судом первой инстанции обращение общества рассмотрено УГА г. Владивостока по существу, и письмом от 09.01.2014 N 29825/20у в выборе земельного участка отказано. Просрочка в рассмотрении заявления общества со стороны УГА г. Владивостока судом не установлена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судами обеих инстанций установлено отсутствие бездействия администрации г. Владивостока, а о признании незаконным бездействия УГА г. Владивостока обществом не заявлено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2014 по делу N А51-39501/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)