Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.09.2015 N Ф10-3865/2014 ПО ДЕЛУ N А09-22/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости в удельном показателе кадастровой стоимости участка в виде рыночной стоимости.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель завышены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2015 г. N Ф10-3865/2014

Дело N А09-22/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Леоновой Л.В.
судей Нарусова М.М., Гриднева А.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесниковой Н.А.
при участии в заседании:
от истца:
- общество с ограниченной ответственностью "Троебортное" ОГРН 1103256005621 ИНН 3255513090 Савочкин А.В. - представитель по доверенности от 15.10.2014;
- от ответчика:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области ОГРН 1023202138156 ИНН 3205000230 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- правительство Брянской области Черепова Ю.Ю. - представитель по доверенности от 31.12.2014;
- открытое акционерное общество "РХК "Земпроект" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу правительства Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.03.2015 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 г. по делу N А09-22/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Троебортное" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области), Правительства Брянской области, открытого акционерного общества "РХК "Земпроект" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:22:0230101:136, площадью 15 000 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Севский район, 100 метров по направлению от н.п. Троебортное, в размере 2 727 569 руб., и понуждении внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в виде рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.03.2015 (судья Дюбо Ю.И.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (судьи Тучкова О.Г., Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Правительство Брянской области обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Представители ответчика, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ОАО"РХК "Земпроект", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя третьего лица и представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.06.2013 32 АЖ 236848 ООО "Троебортное" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - для размещения автозаправочного комплекса, общей площадью 15 000 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Севский район, 100 метров по направлению от н.п. Троебортное, с кадастровым номером 32:22:0230101:136.
В соответствии с выпиской выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:22:0230101:136 площадью 15 000 кв. м составляет 5 389 650 руб.
Между тем, согласно отчету N 3234043083-13-294, выполненному ООО "БИ-НИКА", рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 2 716 000 руб.
Считая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости функций "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Судом установлено, что исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения Брянской области являлось ОАО "РХК "Земпроект". В целях выполнения Государственного контроля от 25.11.2009 N 127Д работы выполнялась ООО "ЧИМЗ" г. Воронеж на основании договора субподряда от 3.11.2009 N 3.
В результате проведенных работ ОАО "РХК "Земпроект" представило отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Брянской области по состоянию на 01.01.2009.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с Методическими указаниями от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель в границах субъекта РФ.
Работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности и специального назначения на территории Брянской области проводились по состоянию на 01.01.2009.
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009, согласно заключению экспертов ООО "Росэкспертиза" от 16.04.2014 рыночная стоимость земельного участка составляет 2 727 569 руб. по состоянию на 01.01.2009.
Вышеуказанное экспертное заключение свидетельствует о том, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно отличается от определенной экспертом рыночной стоимости этого земельного участка.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, судами обоснованно удовлетворено требование в части установления кадастровой стоимости земельного участка в виде его рыночной стоимости в размере 2 727 569 руб.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод Правительства Брянской области о том, что в заключении эксперта ООО "Росэкспертиза" от 16.04.2014 допущены нарушения и неправильно определены объекты аналоги, поскольку возражения на указанное экспертное заключение не опровергают выводов эксперта и не имеют под собой оснований для сомнения в корректности расчетов рыночной стоимости земельных участков, т. к. методология, первичные сведения об использованных объектах-аналогах и введенные корректировки не опровергнуты.
Кроме того, правительством не доказано, что экспертное заключение по результатам судебной экспертизы не соответствует действующему гражданскому законодательству, иным нормативно-правовым актам.
Судами правомерно отклонено ходатайство правительства Брянской области о назначении по делу судебной экспертизы, на основании ст. ст. 82, 86, 268 АПК РФ, поскольку данное ходатайство не содержит сведений о стоимости и сроках ее проведения, а также документов, подтверждающих оплату проведения заявленной повторной экспертизы.
Кроме того, проведение заявленной экспертизы в данном случае не является целесообразным, не приведет к установлению значимых для дела обстоятельств, направлено исключительно на затягивание судебного процесса, поскольку в материалах дела имеется экспертное заключение от 16.04.2014, которое является достоверным и достаточным доказательством, при этом у суда отсутствуют основания для сомнения в его достоверности.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 04.03.2015 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 г. по делу N А09-22/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
Л.В.ЛЕОНОВА

Судьи
М.М.НАРУСОВ
А.Н.ГРИДНЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)