Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Хомякова А.Н., доверенность от 16.06.2014 N 1,
в отсутствие:
Министерства имущественных отношений Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2013 (судья Морозов Г.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-18596/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис", г. Самара (ИНН 6314021524, ОГРН 1036300332463) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, понуждении совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - ООО "Стройсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) от 27.05.2013 N 12-1/2539/12 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1284 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1018, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, 75а, используемого под производственную базу, понуждении Минимущества по вступлению в законную силу решения суда в десятидневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка и в течение одного месяца со дня принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка направить в адрес общества проект договора аренды данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Стройсервис" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Минимущество о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.06.2012 ООО "Стройсервис" обратилось в Минимущество с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1284 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1018, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, 75а.
Указанный земельный участок ограничен в обороте в силу статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 2, подпункта 3 пункта 5, пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку находится в береговой полосе реки Сухая Самарка.
Минимуществом был проведен осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого было установлено, что на земельном участке расположены следующие временные объекты: деревянный туалет, металлическая будка, о чем составлен в акт от 22.04.2013 N 532.
Минимущество письмом от 27.05.2013 N 12-1/2539/12 отказало обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку заявителем не представлен акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта (деревянного туалета, металлической будки), выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. Кроме того, Минимущество указало, что к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указали суды, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, подают в Минимущество заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Минимущество в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктами 2.9 - 2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления, положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Положения пункта 3.1 Порядка в редакции, действующей с 01.07.2012, также предусматривают предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в форме аукциона только в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Между тем, обществом в нарушение пункта 3.1 вышеуказанного Порядка не предоставлены документы, подтверждающие его право на предоставление спорного земельного участка в аренду без проведения торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Кроме того, в настоящее время на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, в том числе временные.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду в общем порядке по результатам проведения торгов, как предусмотрено постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок необходим для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости, в связи с чем ООО "Стройсервис" имеет исключительное право на предоставление земельного участка в аренду, судебной коллегией отклоняется.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право собственника здания, строения, сооружения приобрести в собственность или в аренду земельный участок, на котором расположены данные объекты недвижимости.
Между тем, как указывалось выше, на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, а также временные объекты.
При этом земельный участок площадью 1284 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1018 является смежным по отношению к земельному участку площадью 7132 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1019, который предоставлен обществу в собственность под производственную базу.
Так решением Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2013 по делу N А55-9421/2013, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ Минимущества в предоставлении в собственность ООО "Стройсервис" земельного участка площадью 7132 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1019, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, используемого под производственную базу, по цене равной 2,5% его кадастровой стоимости, содержащийся в сообщении от 07.02.2013 N 12-1/1677/12, и на Минимущество возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность обществу указанного земельного участка.
Данным судебным актом установлено, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Стройсервис", находятся на земельном участке площадью 7132 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1019, размер данного земельного участка необходим и достаточен для размещения и эксплуатации указанных объектов недвижимости и определен в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, общество реализовало исключительное право на предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимого имущества на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что площадь земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411005:1019 была сформирована без учета требований статей 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.
Поскольку на земельном участке площадью 1284 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1018 отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ООО "Стройсервис" исключительного права на предоставление данного земельного участка в аренду на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования общества необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 по делу N А55-18596/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-18596/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу N А55-18596/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Хомякова А.Н., доверенность от 16.06.2014 N 1,
в отсутствие:
Министерства имущественных отношений Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2013 (судья Морозов Г.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-18596/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис", г. Самара (ИНН 6314021524, ОГРН 1036300332463) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, понуждении совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - ООО "Стройсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) от 27.05.2013 N 12-1/2539/12 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1284 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1018, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, 75а, используемого под производственную базу, понуждении Минимущества по вступлению в законную силу решения суда в десятидневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка и в течение одного месяца со дня принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка направить в адрес общества проект договора аренды данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Стройсервис" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Минимущество о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.06.2012 ООО "Стройсервис" обратилось в Минимущество с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1284 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1018, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, 75а.
Указанный земельный участок ограничен в обороте в силу статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 2, подпункта 3 пункта 5, пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку находится в береговой полосе реки Сухая Самарка.
Минимуществом был проведен осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого было установлено, что на земельном участке расположены следующие временные объекты: деревянный туалет, металлическая будка, о чем составлен в акт от 22.04.2013 N 532.
Минимущество письмом от 27.05.2013 N 12-1/2539/12 отказало обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку заявителем не представлен акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта (деревянного туалета, металлической будки), выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. Кроме того, Минимущество указало, что к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указали суды, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, подают в Минимущество заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Минимущество в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктами 2.9 - 2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления, положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Положения пункта 3.1 Порядка в редакции, действующей с 01.07.2012, также предусматривают предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в форме аукциона только в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Между тем, обществом в нарушение пункта 3.1 вышеуказанного Порядка не предоставлены документы, подтверждающие его право на предоставление спорного земельного участка в аренду без проведения торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Кроме того, в настоящее время на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, в том числе временные.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду в общем порядке по результатам проведения торгов, как предусмотрено постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок необходим для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости, в связи с чем ООО "Стройсервис" имеет исключительное право на предоставление земельного участка в аренду, судебной коллегией отклоняется.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право собственника здания, строения, сооружения приобрести в собственность или в аренду земельный участок, на котором расположены данные объекты недвижимости.
Между тем, как указывалось выше, на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, а также временные объекты.
При этом земельный участок площадью 1284 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1018 является смежным по отношению к земельному участку площадью 7132 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1019, который предоставлен обществу в собственность под производственную базу.
Так решением Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2013 по делу N А55-9421/2013, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ Минимущества в предоставлении в собственность ООО "Стройсервис" земельного участка площадью 7132 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1019, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, используемого под производственную базу, по цене равной 2,5% его кадастровой стоимости, содержащийся в сообщении от 07.02.2013 N 12-1/1677/12, и на Минимущество возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность обществу указанного земельного участка.
Данным судебным актом установлено, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Стройсервис", находятся на земельном участке площадью 7132 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1019, размер данного земельного участка необходим и достаточен для размещения и эксплуатации указанных объектов недвижимости и определен в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, общество реализовало исключительное право на предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимого имущества на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что площадь земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411005:1019 была сформирована без учета требований статей 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.
Поскольку на земельном участке площадью 1284 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0411005:1018 отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ООО "Стройсервис" исключительного права на предоставление данного земельного участка в аренду на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования общества необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 по делу N А55-18596/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)