Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2015 N 17АП-13068/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-17431/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. N 17АП-13068/2013-ГК

Дело N А50-17431/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Баев А.Н., (удостоверение, доверенность от 12.01.2015);
- от ответчика Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края - Коньшина М.С., (удостоверение, доверенность от 13.01.2015;
- от заинтересованного лица Правительства Пермского края - Коньшина М.С., (удостоверение, доверенность от 07.04.2015);
- от заинтересованного лица АО "Международный аэропорт Пермь" - Шутов А.Н., (паспорт, доверенность от 26.02.2015);
- от иных заинтересованных лиц - представители не явились,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 января 2015 года
по делу N А50-17431/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
к Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края,
заинтересованные лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Пермскому краю, АО "Международный аэропорт Пермь" (ОГРН 1135948000430, ИНН 5948043928), Управление Росреестра по Пермскому краю, Правительство Пермского края,
о признании недействительным приказа

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (ответчик) о признании недействительным приказа от 12.11.2012 N СЭД-31-02-1126 о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980008:1526 на земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:39800008:1998, 59:32:39800008:1999, 59:32:39800008:2000, 59:32:39800008:2001.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Пермскому краю, ОАО "Международный аэропорт Пермь" (в настоящее время - АО "Международный аэропорт "Пермь"), Управление Росреестра по Пермскому краю, Правительство Пермского края.
Решением суда от 16.01.2015 (резолютивная часть от 15.01.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 16.01.2015 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980008:1526 относился к федеральной собственности, полномочий на принятие приказа о разделе этого земельного участка у ответчика не было. Заявитель считает, что наличие спора о правах на указанный земельный участок не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований об оспаривании приказа ответчика, заявленных в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, утвержденное по делу N А50-17422/2013 мировое соглашение не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, т.к. определение об его утверждении не является судебным актом, принятым по существу спора. Также, по мнению заявителя, из содержания мирового соглашения следует, что ответчик признал право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980008:1526 на момент принятия оспариваемого приказа. Заявитель указывает, что незаконность государственной регистрации прекращения права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980008:1526 подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.01.2015, просит решение суда от 16.01.2015 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 16.01.2015 без изменения. Ответчик указывает, что на дату издания оспариваемого приказа на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980008:1526 было зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края, которое в установленном порядке не оспорено. Также ответчик указывает, что определением Арбитражного суда Пермского края от 22.08.2014 производство по делу N А50-17422/2013 прекращено в связи с заключением сторонами мирового соглашения, довод заявителя о признании в мировом соглашении права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980008:1526 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и буквальному толкованию текста мирового соглашения.
Третьи лица Правительство Пермского края, АО "Международный аэропорт Пермь" с доводами апелляционной жалобы также не согласны, поддерживают позицию ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на земельный участок с кадастровым номером 59:32:39800008:1526 было зарегистрировано право федеральной собственности (запись о государственной регистрации от 12.10.2012).
18.10.2012 на земельный участок с кадастровым номером 59:32:39800008:1526 было зарегистрировано право собственности Пермского края.
Приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 12.11.2012 N СЭД-31-02-1126 из земельного участка с кадастровым номером 59:32:39800008:1526 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:39800008:1998, 59:32:39800008:1999, 59:32:39800008:2000, 59:32:39800008:2001.
На указанные земельные участки также было зарегистрировано право собственности Пермского края.
Ссылаясь на то, что Российская Федерация не отчуждала земельный участок с кадастровым номером 59:32:39800008:1526, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании приказа от 12.11.2012 N СЭД-31-02-1126 недействительным.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок образования земельных участков установлен в главе I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Согласно п. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решение об образовании земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 59:32:39800008:1526, на который в установленном порядке было зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации, принято органом, уполномоченным на распоряжение этим земельным участком.
Основания для признания этого приказа противоречащим закону, как принятого неуполномоченным лицом, в рассматриваемом случае отсутствуют. Совокупности условий, установленных в ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, не имеется.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о том, что государственная регистрация права собственности Пермского края на спорный земельный участок была произведена незаконно, без наличия соответствующих оснований.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"(далее - Постановление N 10/22) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Как разъяснено в п. 56 Постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Таким образом, при наличии зарегистрированного права собственности Пермского края на земельный участок с кадастровым номером 59:32:39800008:1526 доводы заявителя о правах на этот участок Российской Федерации не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора, возникшего из публичных правоотношений.
Как правильно указано судом первой инстанции, спор о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:32:39800008:1526 (его принадлежности на момент принятия оспариваемого приказа субъекту Российской Федерации либо Российской Федерации) может быть заявлен только в исковом порядке путем предъявления требований, удовлетворение которых будет являться основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Каких-либо обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для настоящего спора, при рассмотрении дела N А50-17422/2013 арбитражным судом не установлено.
С учетом характера рассматриваемых требований, доводы заявителя об отсутствии оснований для перехода права собственности на земельный участок к субъекту Российской Федерации, а также представленное заявителем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.01.2015 не могут быть приняты во внимание.
Заявляя в настоящем деле об отсутствии спора о правах на земельный участок с кадастровым номером 59:32:39800008:1526, заявитель не вправе ссылаться на необоснованность произведенной государственной регистрации права собственности Пермского края, а также на принадлежность этого земельного участка Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 16.01.2015 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 января 2015 года по делу N А50-17431/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)