Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 13 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
апелляционное производство N 05АП-11683/2014
на решение от 30.07.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-15517/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ИНН 2536196045, ОГРН 1072536016211, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2007)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
об оспаривании решения,
при участии в заседании:
- от заявителя: представители А.В. Железный (паспорт, доверенность от 18.12.2013 серии 25 АА N 1083684), Н.А. Горбунов (паспорт, доверенность от 03.07.2014 серии 25 АА N 1262979);
- от ТУ Росимущества: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - ТУ Росимущества), выраженного в письме от 28.02.2014 N 08-2026, об отказе в предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения и об обязании устранить допущенные нарушения путем возложения на ТУ Росимущества обязанности принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.07.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, ТУ Росимущества ссылается на отсутствие оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта общества. Считает нарушенной процедуру выбора земельного участка в связи с непредставлением заявителем обоснования примерного размера земельного участка и технико-экономического обоснования строительства. Пояснило, что согласно представленному акту выбора земельного участка к проектированию принят только один вариант, однако информация о рассмотренных и отклоненных вариантах выбора земельных участков, а также обоснование выбора именно испрашиваемого земельного участка в акте выбора не отражена.
Кроме того, ТУ Росимущества обращает внимание суда на отсутствие в документах, представленных к акту выбора N 404, заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного представителями в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТУ Росимущества в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Письмом от 13.10.2014, переданным через канцелярию суда, ТУ Росимущества известило суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без его участия.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "АПК РФ") коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ТУ Росимущества.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим изменению в части.
Как следует из материалов дела, заявитель является государственным заказчиком строительства объекта федерального значения "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ".
Распоряжением ТУ Росимущества от 14.10.2011 N 378-р обществу предварительно согласовано место размещения указанного объекта на земельном участке площадью 102 688 кв. м, расположенном в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в 365 метрах на северо-запад от жилого дома N 22 по ул. Садовая, входящем в границы земельного участка площадью 1 422 919 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:10, находящегося в собственности Российской Федерации.
Кроме того, постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 12.11.2012 N 1821 обществу предварительно согласовано место размещения объекта строительства на земельном участке общей площадью 23 634 кв. м в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в районе ул. Рабочая, 11, находящемся в муниципальной собственности.
По результатам проведения работ по межеванию земельных участков и уточнению данных об их местоположении и границах находящийся в федеральной собственности земельный участок с кадастровым номером 25:36:010101:10 был разделен на следующие земельные участки
- площадью 1 162 336 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:130,
- площадью 157 895 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:133,
- площадью 91 592 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:131,
- площадью 11 096 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:132.
При выносе границ земельных участков на местность было установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131 площадью 23 617 кв. м не вошла в границы земельного участка, на котором распоряжением ТУ Росимущества от 14.10.2011 N 378-р обществу предварительно согласовано место размещения объекта строительства. Указанный земельный участок был ошибочно отнесен к землям городского округа ЗАТО Большой Камень и включен в состав земельного участка площадью 23 634 кв. м, согласованного к предварительному размещению объекта строительства постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 12.11.2012 N 1821.
В целях исправления указанной ошибки постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 постановление от 12.11.2012 N 1821 было отменено, обществу утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 23 617 кв. м в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в районе ул. Рабочая, 11 и выдан акт о выборе земельного участка под строительство.
19.04.2013 общество обратилось в ТУ Росимущества с письмом (вх.N 01-7027), в котором просило принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на земельном участке площадью 23 617 кв. м.
Поскольку в установленный законом срок ответ на указанное обращение получен не был, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании бездействия ТУ Росимущества.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.11.2013 по делу N А51-23980/2013 бездействие ТУ Росимущества признано незаконным и на него возложена обязанность рассмотреть заявление общества в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение указанного решения ТУ Росимущества рассмотрело заявление общества от 19.04.2013 (вх.N 01-7027) и письмом от 28.02.2014 N 08-2026 указало на невозможность предварительного согласования места размещения объекта, сославшись на непредставление информации о рассмотренных вариантах выбора земельных участков и обоснования выбора земельного участка в акте выбора, обоснования примерного размера земельного участка и технико-экономического обоснования проекта строительства, заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя.
Расценив письмо ТУ Росимущества как отказ в предварительном согласовании места размещения объекта, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, на основании обращения общества администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень для размещения объекта федерального значения "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" был выбран земельный участок площадью 23 617 кв. м в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в районе ул. Рабочая, 11. Постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 обществу утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории и выдан акт о выборе земельного участка под строительство.
По правилам пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Порядок рассмотрения ТУ Росимуществом заявлений о предварительном согласовании места размещения объектов установлен Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 570 (далее по тексту - Регламент).
Согласно пункту 2.2 Регламента государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Пунктом 2.3 Регламента предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных разделом III Регламента, а также случаев, предусмотренных соответствующим положением о территориальном органе Росимущества.
Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденным приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на территории Приморского края для целей, связанных со строительством, отнесено к компетенции указанного территориального управления.
По правилам пункта 2.13 Регламента для предоставления государственной услуги с предварительным согласованием места размещения объекта заявителем представляются следующие документы:
1) заявление в письменной форме или форме электронного документа (при наличии электронной подписи), оформленное по форме согласно приложению 5 к Административному регламенту, содержащее следующую информацию:
- - наименование органа, в который направляется заявление;
- - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или организации;
- - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации заявления;
- - суть заявления;
- - личная подпись и дата;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
3) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденных органами местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора либо заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, оформленное согласно приложению 4 к Административному регламенту.
- Вместе с актом о выборе земельного участка для строительства представляется заявление о предварительном согласовании места размещения объекта, оформленное согласно приложению 3 к Административному регламенту;
5) документ, подтверждающий информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства;
6) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок).
В соответствии с пунктом 2.23 Регламента представление неполного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.13 Регламента, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги с предварительным согласованием места размещения объекта.
Коллегией установлено, что в целях предварительного согласования места размещения объекта строительства на земельном участке площадью 23 617 кв. м 19.04.2013 общество обратилось в ТУ Росимущества с соответствующим заявлением, к которому были приложены копия постановления администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404, акт о выборе земельного участка, копии регистрационных документов, решения о назначении руководителя, а также доверенности представителя.
Проанализировав заявление общества о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, коллегия находит его соответствующим требованиям подпункта 1 пункта 2.13 Регламента и содержащим все необходимые сведения.
Отказывая в предварительном согласовании места размещения объекта, ТУ Росимущества сослалось на непредставление обществом информации о рассмотренных вариантах выбора земельных участков и обоснования выбора земельного участка в акте выбора, обоснования примерного размера земельного участка и технико-экономического обоснования проекта строительства, заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Между тем перечисленные ТУ Росимущества документы не приведены в пункте 2.13 Регламента как обязательные к представлению.
По правилам статьи 31 ЗК РФ необходимость представления обоснования примерного размера земельного участка и технико-экономического обоснования проекта строительства обусловлена требованием пункта 2 и связано с тем, что выбор земельного участка производится с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения общества в ТУ Росимущества выбор земельного участка уже был произведен, и постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории. Постановление администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 в установленном порядке не оспаривалось и не признано незаконным.
Доказательства того, что выбор и формирование земельного участка были произведены с нарушением установленного порядка, либо возможен иной вариант выбора земельного участка, в связи с чем обществу следовало бы предоставить информацию о рассмотренных вариантах выбора земельных участков и обоснования выбора именно испрашиваемого земельного участка, в материалы дела ТУ Росимущества не представлено.
Что касается заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" получение такого заключения необходимо только при застройке площадей залегания полезных ископаемых.
Между тем доказательства того, что в границах спорного земельного участка либо в непосредственной близости к нему залегают полезные ископаемые, в материалах дела отсутствуют.
В силу прямого указания пункта 2.19 Регламента Росимущество и территориальные органы Росимущества не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
С учетом указанной нормы коллегия считает, что в отсутствие доказательств нарушения порядка выбора и формирования спорного земельного участка основания для истребования у общества дополнительных документов, перечисленных в оспариваемом отказе, у ТУ Росимущества отсутствовали.
Что касается непредставления копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, из формулировки подпункта 2 пункта 2.13 Регламента следует, что копия документа, удостоверяющего личность представителя, представляется только в том случае, если обращение за предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется через доверенное лицо.
В рассматриваемом случае соответствующее заявление было подписано от имени общества исполняющим обязанности генерального директора Д.В. Коляда, при этом полномочия указанного лица подтверждены копией решения о его назначении. Требования о предоставлении копии документа, удостоверяющего личность, на законных представителей юридического лица не распространяется.
Иных оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта строительства на спорном земельном участке ТУ Росимущества не приведено и в ходе рассмотрения дела судами обеих инстанций не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в предварительном согласовании места размещения объекта заявителю отказано необоснованно.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал решение ТУ Росимущества незаконным и удовлетворил требования заявителя. Выводы суда в указанной части сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В качестве способа восстановления прав общества суд первой инстанции обязал ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Между тем при выборе способа восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции не принял во внимание, что в заявлении от 19.04.2013 общество просило ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта на конкретном земельном участке площадью 23 617 кв. м, являющемся частью земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131.
Указанный земельный участок действительно входит в границы единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 25:36:0101001:10, однако, восстанавливая нарушенное право заявителя, суд не может обязывать ТУ Росимущества производить действия с абстрактными земельными участками. В рассматриваемом случае земельный участок площадью 23 617 кв. м сформирован в установленном порядке постановлением администрации ЗАТО г. Большой Камень от 13.03.2013 N 404.
При таких обстоятельствах коллегия вынуждена не согласиться с выбранным судом первой инстанции способом восстановления нарушенных оспариваемым решением прав Общества, и считает необходимым изменить решение суда в части способа восстановления нарушенного права, обязать ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ" на части земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131, входящего в границы единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 25:36:0101001:10, площадью 23 617 кв. м (местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание - столярно-малярный цех (лит.А115), участок находится примерно в 714 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм.ок. городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Лебедева, д. 1), обозначенного на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к постановлению администрации ЗАТО г. Большой Камень от 13.03.2013 N 404.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.07.2014 по делу N А51-15517/2014 изменить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае принять решение о предварительном согласовании открытому акционерному обществу "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ" на части земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131, входящего в границы единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 25:36:0101001:10, площадью 23 617 кв. м (местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание - столярно-малярный цех (лит.А115), участок находится примерно в 714 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм.ок. городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Лебедева, д. 1), обозначенного на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к постановлению администрации ЗАТО г. Большой Камень от 13.03.2013 N 404.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2014 N 05АП-11683/2014 ПО ДЕЛУ N А51-15517/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. N 05АП-11683/2014
Дело N А51-15517/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 13 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
апелляционное производство N 05АП-11683/2014
на решение от 30.07.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-15517/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ИНН 2536196045, ОГРН 1072536016211, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2007)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
об оспаривании решения,
при участии в заседании:
- от заявителя: представители А.В. Железный (паспорт, доверенность от 18.12.2013 серии 25 АА N 1083684), Н.А. Горбунов (паспорт, доверенность от 03.07.2014 серии 25 АА N 1262979);
- от ТУ Росимущества: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - ТУ Росимущества), выраженного в письме от 28.02.2014 N 08-2026, об отказе в предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения и об обязании устранить допущенные нарушения путем возложения на ТУ Росимущества обязанности принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.07.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, ТУ Росимущества ссылается на отсутствие оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта общества. Считает нарушенной процедуру выбора земельного участка в связи с непредставлением заявителем обоснования примерного размера земельного участка и технико-экономического обоснования строительства. Пояснило, что согласно представленному акту выбора земельного участка к проектированию принят только один вариант, однако информация о рассмотренных и отклоненных вариантах выбора земельных участков, а также обоснование выбора именно испрашиваемого земельного участка в акте выбора не отражена.
Кроме того, ТУ Росимущества обращает внимание суда на отсутствие в документах, представленных к акту выбора N 404, заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного представителями в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТУ Росимущества в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Письмом от 13.10.2014, переданным через канцелярию суда, ТУ Росимущества известило суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без его участия.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "АПК РФ") коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ТУ Росимущества.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим изменению в части.
Как следует из материалов дела, заявитель является государственным заказчиком строительства объекта федерального значения "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ".
Распоряжением ТУ Росимущества от 14.10.2011 N 378-р обществу предварительно согласовано место размещения указанного объекта на земельном участке площадью 102 688 кв. м, расположенном в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в 365 метрах на северо-запад от жилого дома N 22 по ул. Садовая, входящем в границы земельного участка площадью 1 422 919 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:10, находящегося в собственности Российской Федерации.
Кроме того, постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 12.11.2012 N 1821 обществу предварительно согласовано место размещения объекта строительства на земельном участке общей площадью 23 634 кв. м в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в районе ул. Рабочая, 11, находящемся в муниципальной собственности.
По результатам проведения работ по межеванию земельных участков и уточнению данных об их местоположении и границах находящийся в федеральной собственности земельный участок с кадастровым номером 25:36:010101:10 был разделен на следующие земельные участки
- площадью 1 162 336 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:130,
- площадью 157 895 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:133,
- площадью 91 592 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:131,
- площадью 11 096 кв. м с кадастровым номером 25:36:010101:132.
При выносе границ земельных участков на местность было установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131 площадью 23 617 кв. м не вошла в границы земельного участка, на котором распоряжением ТУ Росимущества от 14.10.2011 N 378-р обществу предварительно согласовано место размещения объекта строительства. Указанный земельный участок был ошибочно отнесен к землям городского округа ЗАТО Большой Камень и включен в состав земельного участка площадью 23 634 кв. м, согласованного к предварительному размещению объекта строительства постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 12.11.2012 N 1821.
В целях исправления указанной ошибки постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 постановление от 12.11.2012 N 1821 было отменено, обществу утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 23 617 кв. м в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в районе ул. Рабочая, 11 и выдан акт о выборе земельного участка под строительство.
19.04.2013 общество обратилось в ТУ Росимущества с письмом (вх.N 01-7027), в котором просило принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на земельном участке площадью 23 617 кв. м.
Поскольку в установленный законом срок ответ на указанное обращение получен не был, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании бездействия ТУ Росимущества.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.11.2013 по делу N А51-23980/2013 бездействие ТУ Росимущества признано незаконным и на него возложена обязанность рассмотреть заявление общества в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение указанного решения ТУ Росимущества рассмотрело заявление общества от 19.04.2013 (вх.N 01-7027) и письмом от 28.02.2014 N 08-2026 указало на невозможность предварительного согласования места размещения объекта, сославшись на непредставление информации о рассмотренных вариантах выбора земельных участков и обоснования выбора земельного участка в акте выбора, обоснования примерного размера земельного участка и технико-экономического обоснования проекта строительства, заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя.
Расценив письмо ТУ Росимущества как отказ в предварительном согласовании места размещения объекта, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, на основании обращения общества администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень для размещения объекта федерального значения "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" был выбран земельный участок площадью 23 617 кв. м в городском округе ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, в районе ул. Рабочая, 11. Постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 обществу утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории и выдан акт о выборе земельного участка под строительство.
По правилам пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Порядок рассмотрения ТУ Росимуществом заявлений о предварительном согласовании места размещения объектов установлен Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 570 (далее по тексту - Регламент).
Согласно пункту 2.2 Регламента государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Пунктом 2.3 Регламента предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных разделом III Регламента, а также случаев, предусмотренных соответствующим положением о территориальном органе Росимущества.
Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденным приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на территории Приморского края для целей, связанных со строительством, отнесено к компетенции указанного территориального управления.
По правилам пункта 2.13 Регламента для предоставления государственной услуги с предварительным согласованием места размещения объекта заявителем представляются следующие документы:
1) заявление в письменной форме или форме электронного документа (при наличии электронной подписи), оформленное по форме согласно приложению 5 к Административному регламенту, содержащее следующую информацию:
- - наименование органа, в который направляется заявление;
- - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или организации;
- - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации заявления;
- - суть заявления;
- - личная подпись и дата;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
3) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденных органами местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора либо заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, оформленное согласно приложению 4 к Административному регламенту.
- Вместе с актом о выборе земельного участка для строительства представляется заявление о предварительном согласовании места размещения объекта, оформленное согласно приложению 3 к Административному регламенту;
5) документ, подтверждающий информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства;
6) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок).
В соответствии с пунктом 2.23 Регламента представление неполного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.13 Регламента, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги с предварительным согласованием места размещения объекта.
Коллегией установлено, что в целях предварительного согласования места размещения объекта строительства на земельном участке площадью 23 617 кв. м 19.04.2013 общество обратилось в ТУ Росимущества с соответствующим заявлением, к которому были приложены копия постановления администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404, акт о выборе земельного участка, копии регистрационных документов, решения о назначении руководителя, а также доверенности представителя.
Проанализировав заявление общества о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, коллегия находит его соответствующим требованиям подпункта 1 пункта 2.13 Регламента и содержащим все необходимые сведения.
Отказывая в предварительном согласовании места размещения объекта, ТУ Росимущества сослалось на непредставление обществом информации о рассмотренных вариантах выбора земельных участков и обоснования выбора земельного участка в акте выбора, обоснования примерного размера земельного участка и технико-экономического обоснования проекта строительства, заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Между тем перечисленные ТУ Росимущества документы не приведены в пункте 2.13 Регламента как обязательные к представлению.
По правилам статьи 31 ЗК РФ необходимость представления обоснования примерного размера земельного участка и технико-экономического обоснования проекта строительства обусловлена требованием пункта 2 и связано с тем, что выбор земельного участка производится с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения общества в ТУ Росимущества выбор земельного участка уже был произведен, и постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории. Постановление администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13.03.2013 N 404 в установленном порядке не оспаривалось и не признано незаконным.
Доказательства того, что выбор и формирование земельного участка были произведены с нарушением установленного порядка, либо возможен иной вариант выбора земельного участка, в связи с чем обществу следовало бы предоставить информацию о рассмотренных вариантах выбора земельных участков и обоснования выбора именно испрашиваемого земельного участка, в материалы дела ТУ Росимущества не представлено.
Что касается заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" получение такого заключения необходимо только при застройке площадей залегания полезных ископаемых.
Между тем доказательства того, что в границах спорного земельного участка либо в непосредственной близости к нему залегают полезные ископаемые, в материалах дела отсутствуют.
В силу прямого указания пункта 2.19 Регламента Росимущество и территориальные органы Росимущества не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
С учетом указанной нормы коллегия считает, что в отсутствие доказательств нарушения порядка выбора и формирования спорного земельного участка основания для истребования у общества дополнительных документов, перечисленных в оспариваемом отказе, у ТУ Росимущества отсутствовали.
Что касается непредставления копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, из формулировки подпункта 2 пункта 2.13 Регламента следует, что копия документа, удостоверяющего личность представителя, представляется только в том случае, если обращение за предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется через доверенное лицо.
В рассматриваемом случае соответствующее заявление было подписано от имени общества исполняющим обязанности генерального директора Д.В. Коляда, при этом полномочия указанного лица подтверждены копией решения о его назначении. Требования о предоставлении копии документа, удостоверяющего личность, на законных представителей юридического лица не распространяется.
Иных оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта строительства на спорном земельном участке ТУ Росимущества не приведено и в ходе рассмотрения дела судами обеих инстанций не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в предварительном согласовании места размещения объекта заявителю отказано необоснованно.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал решение ТУ Росимущества незаконным и удовлетворил требования заявителя. Выводы суда в указанной части сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В качестве способа восстановления прав общества суд первой инстанции обязал ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда - ДСМЕ" на земельном участке с кадастровым номером 25:36:010101:10 и утверждении акта о выборе земельного участка в целях дальнейшего предоставления земельного участка в аренду для строительства объекта федерального значения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Между тем при выборе способа восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции не принял во внимание, что в заявлении от 19.04.2013 общество просило ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта на конкретном земельном участке площадью 23 617 кв. м, являющемся частью земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131.
Указанный земельный участок действительно входит в границы единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 25:36:0101001:10, однако, восстанавливая нарушенное право заявителя, суд не может обязывать ТУ Росимущества производить действия с абстрактными земельными участками. В рассматриваемом случае земельный участок площадью 23 617 кв. м сформирован в установленном порядке постановлением администрации ЗАТО г. Большой Камень от 13.03.2013 N 404.
При таких обстоятельствах коллегия вынуждена не согласиться с выбранным судом первой инстанции способом восстановления нарушенных оспариваемым решением прав Общества, и считает необходимым изменить решение суда в части способа восстановления нарушенного права, обязать ТУ Росимущества принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ" на части земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131, входящего в границы единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 25:36:0101001:10, площадью 23 617 кв. м (местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание - столярно-малярный цех (лит.А115), участок находится примерно в 714 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм.ок. городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Лебедева, д. 1), обозначенного на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к постановлению администрации ЗАТО г. Большой Камень от 13.03.2013 N 404.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.07.2014 по делу N А51-15517/2014 изменить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае принять решение о предварительном согласовании открытому акционерному обществу "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" места размещения объекта "Строительство судостроительной верфи "Звезда-ДСМЕ" на части земельного участка с кадастровым номером 25:36:010101:131, входящего в границы единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 25:36:0101001:10, площадью 23 617 кв. м (местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание - столярно-малярный цех (лит.А115), участок находится примерно в 714 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, адм.ок. городской округ ЗАТО Большой Камень, г. Большой Камень, ул. Лебедева, д. 1), обозначенного на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к постановлению администрации ЗАТО г. Большой Камень от 13.03.2013 N 404.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)