Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.
судей Волковой Т.В., Шараева С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "12" мая 2014 года по делу N А12-510/2014, (судья С.С. Луцевич),
по иску индивидуального предпринимателя Литвиненко Федора Петровича (ИНН 344105344112, ОГРНИП 313344333700071)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ" ФКП Росреестр" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, 20 "Б"; ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074; 400001, г. Волгоград, ул. Калинина, 4), министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400006, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15), администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, 5), правительства Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9),
установил:
Литвиненко Федор Петрович (далее - истец) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Волгоградской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Землячки, 92 с кадастровым номером 34:34:030074:2, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Землячки, 92 равной его рыночной стоимости в размере 162 358 000 рублей и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрация Волгограда, правительство Волгоградской области.
Решением суда от 12.05.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 34:34:030074:2, площадью 84 679 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Землячки, 92 находится в пользовании истца на праве аренды в соответствии с соглашением N 4923/1 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14.07.2003 N 4923.
По данным кадастрового учета кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды, составляет 1 088 602 739 руб. 56 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, проведенной по состоянию на 01.01.2010, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка, ссылаясь, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной, определенной на ту же дату, послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
По результатам экспертного заключения (N 8667-ЗЭ), полученного в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, рыночная стоимость спорного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 162 358 000 рублей.
Указанное экспертное заключение не оспорено, ходатайств о проведении повторной экспертизы не заявлялось.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, учитывая отсутствие возражений ответчика, а также третьих лиц относительно данных, содержащихся в представленном экспертном заключении, суд первой инстанции исковые правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований в полном объеме.
Между тем, соглашаясь с выводами суда в части установления кадастровой стоимости земельного участка, коллегия судей считает решение подлежащим изменению в силу следующего.
Исходя из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011, новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, выводы суда в части указания в резолютивной части решения даты, по состоянию на которую должны быть внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются ошибочными.
В связи с вышеизложенным резолютивная часть решение суда в данной части подлежит изменению путем исключения даты, по состоянию на которую должны быть внесены изменения в кадастр.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого судом решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "12" мая 2014 года по делу N А12-510/2014 изменить, исключив из абзацев 1 и 2 резолютивной части решения словосочетание "по состоянию на 01.01.2010".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.И.АНТОНОВА
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
С.Ю.ШАРАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2014 ПО ДЕЛУ N А12-510/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2014 г. по делу N А12-510/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.
судей Волковой Т.В., Шараева С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "12" мая 2014 года по делу N А12-510/2014, (судья С.С. Луцевич),
по иску индивидуального предпринимателя Литвиненко Федора Петровича (ИНН 344105344112, ОГРНИП 313344333700071)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ" ФКП Росреестр" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, 20 "Б"; ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074; 400001, г. Волгоград, ул. Калинина, 4), министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400006, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15), администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, 5), правительства Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9),
установил:
Литвиненко Федор Петрович (далее - истец) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Волгоградской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Землячки, 92 с кадастровым номером 34:34:030074:2, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Землячки, 92 равной его рыночной стоимости в размере 162 358 000 рублей и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрация Волгограда, правительство Волгоградской области.
Решением суда от 12.05.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 34:34:030074:2, площадью 84 679 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Землячки, 92 находится в пользовании истца на праве аренды в соответствии с соглашением N 4923/1 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14.07.2003 N 4923.
По данным кадастрового учета кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды, составляет 1 088 602 739 руб. 56 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, проведенной по состоянию на 01.01.2010, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка, ссылаясь, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной, определенной на ту же дату, послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
По результатам экспертного заключения (N 8667-ЗЭ), полученного в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, рыночная стоимость спорного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 162 358 000 рублей.
Указанное экспертное заключение не оспорено, ходатайств о проведении повторной экспертизы не заявлялось.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, учитывая отсутствие возражений ответчика, а также третьих лиц относительно данных, содержащихся в представленном экспертном заключении, суд первой инстанции исковые правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований в полном объеме.
Между тем, соглашаясь с выводами суда в части установления кадастровой стоимости земельного участка, коллегия судей считает решение подлежащим изменению в силу следующего.
Исходя из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011, новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, выводы суда в части указания в резолютивной части решения даты, по состоянию на которую должны быть внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются ошибочными.
В связи с вышеизложенным резолютивная часть решение суда в данной части подлежит изменению путем исключения даты, по состоянию на которую должны быть внесены изменения в кадастр.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого судом решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "12" мая 2014 года по делу N А12-510/2014 изменить, исключив из абзацев 1 и 2 резолютивной части решения словосочетание "по состоянию на 01.01.2010".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.И.АНТОНОВА
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
С.Ю.ШАРАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)