Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от Администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Кавалерийская 17": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2014 г. по делу N А64-167/2014 (судья Захаров А.В.) по иску ООО "Кавалерийская 17", г. Тамбов, к 1) Администрации Тамбовской области, г. Тамбов, 2) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, третье лицо: 1) Администрация города Тамбова, г. Тамбов, 2) Управлению Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кавалерийская 17" (далее - ООО "Кавалерийская 17") обратилось в суд с иском к Администрации Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17, равной рыночной стоимости, составляющей 4 916 068 руб.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17, равную рыночной стоимости, составляющей 4 984000 руб.
Впоследствии истец ходатайством от 25.03.2014 просил исключить Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области из числа ответчиков и привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Ходатайство судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 05.08.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От Администрации Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствии.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Кавалерийская 17" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17.
Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 30760760,16 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39, принадлежащего истцу на праве собственности, значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к увеличению налогового бремени истца, ООО "Кавалерийская 17" обратилось в ООО "СО-Эксперт" для проведения оценки рыночной стоимости данного земельного участка.
Согласно отчету N 326/13 от 27.12.2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39 по состоянию на 01.01.2013 составляет 4916068 руб.
Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием (с учетом уточнения).
Исследовав представленные материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Кавалерийская 17" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17.
В соответствии с законодательством была проведена государственная кадастровая оценка указанного земельного участка для установления его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 30760760,16 руб.
Законодательством установлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, которые включают в себя в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон") и отдельные законодательные акты в Российской Федерации).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Представленный истцом отчет N 326/13 от 27.12.2013 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39 существенно превышает его рыночную стоимость.
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции арбитражным судом области была назначена судебная экспертиза, с поручением ее выполнения ООО "Тамбов-Альянс".
По результатам проведения названной экспертизы в материалы дела было представлено заключение эксперта N 534с-14, в котором экспертом сделан вывод о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17, составляет 4 984000 руб.
Ходатайства о назначении повторной или дополнительной экспертизы ввиду сомнений в обоснованности заключения или его недостаточной ясности или полноте, сторонами не заявлялось.
Доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не представлено.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка является ненадлежащим и недостоверным доказательством, подлежат отклонению за необоснованностью.
В силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г. и N 10761/11 от 25.06.2013 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца (с учетом уточнения).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что снижение кадастровой стоимости спорного земельного участка является чрезмерным, соответствующими доказательствами не подкреплен (ст. ст. 9, 65 АПК РФ), в связи с чем подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03 апреля 2014 г. по делу N А64-167/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А64-167/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А64-167/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от Администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Кавалерийская 17": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2014 г. по делу N А64-167/2014 (судья Захаров А.В.) по иску ООО "Кавалерийская 17", г. Тамбов, к 1) Администрации Тамбовской области, г. Тамбов, 2) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, третье лицо: 1) Администрация города Тамбова, г. Тамбов, 2) Управлению Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кавалерийская 17" (далее - ООО "Кавалерийская 17") обратилось в суд с иском к Администрации Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17, равной рыночной стоимости, составляющей 4 916 068 руб.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17, равную рыночной стоимости, составляющей 4 984000 руб.
Впоследствии истец ходатайством от 25.03.2014 просил исключить Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области из числа ответчиков и привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Ходатайство судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 05.08.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От Администрации Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствии.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Кавалерийская 17" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17.
Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 30760760,16 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39, принадлежащего истцу на праве собственности, значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к увеличению налогового бремени истца, ООО "Кавалерийская 17" обратилось в ООО "СО-Эксперт" для проведения оценки рыночной стоимости данного земельного участка.
Согласно отчету N 326/13 от 27.12.2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39 по состоянию на 01.01.2013 составляет 4916068 руб.
Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием (с учетом уточнения).
Исследовав представленные материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Кавалерийская 17" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17.
В соответствии с законодательством была проведена государственная кадастровая оценка указанного земельного участка для установления его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в размере 30760760,16 руб.
Законодательством установлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, которые включают в себя в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон") и отдельные законодательные акты в Российской Федерации).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Представленный истцом отчет N 326/13 от 27.12.2013 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39 существенно превышает его рыночную стоимость.
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции арбитражным судом области была назначена судебная экспертиза, с поручением ее выполнения ООО "Тамбов-Альянс".
По результатам проведения названной экспертизы в материалы дела было представлено заключение эксперта N 534с-14, в котором экспертом сделан вывод о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:39, площадью 6357 кв. м; расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 17, составляет 4 984000 руб.
Ходатайства о назначении повторной или дополнительной экспертизы ввиду сомнений в обоснованности заключения или его недостаточной ясности или полноте, сторонами не заявлялось.
Доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не представлено.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка является ненадлежащим и недостоверным доказательством, подлежат отклонению за необоснованностью.
В силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г. и N 10761/11 от 25.06.2013 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца (с учетом уточнения).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что снижение кадастровой стоимости спорного земельного участка является чрезмерным, соответствующими доказательствами не подкреплен (ст. ст. 9, 65 АПК РФ), в связи с чем подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03 апреля 2014 г. по делу N А64-167/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)