Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 11.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Нива-3":
Антипиной С.Е. (по доверенности от 08.12.2014),
от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов
Нижегородской области: Сучковой Е.А. (по доверенности от 09.01.2014),
от администрации города Нижнего Новгорода:
Волковой О.Ю. (по доверенности от 30.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014,
принятое судьей Мустафаевым Г.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-28639/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нива-3"
к Министерству государственного имущества и земельных ресурсов
Нижегородской области,
администрации города Нижнего Новгорода
о признании действий незаконными
и
общество с ограниченной ответственностью "Нива-3" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) и администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), выразившихся в отказе в выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 30 000 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижний Новгород, Московский район, улица Бурнаковская, дом 30.
Заявленные требования основаны на статьях 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и мотивированы неправомерными действиями заинтересованных лиц, выразившимися в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 02.04.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014, пришел к выводу, что заявитель обосновал надлежащими доказательствами необходимость предоставления ему спорного земельного участка в испрашиваемых целях, Администрация не исполнила обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения на кадастровом плане соответствующей территории земельного участка.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, Обществом значительно завышена площадь испрашиваемого земельного участка, поскольку формирование земельного участка в аренду возможно только под объектами недвижимого имущества, необходимого для обслуживания таких объектов. Суды не приняли во внимание, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы и представитель Министерства поддержали доводы кассационной жалобы; представитель истца возразил против изложенных аргументов, представил отзыв на кассационную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Общество 09.10.2013 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка площадью 30 000 квадратных метров, на котором расположены принадлежащие на праве собственности объекты недвижимости.
В письме от 14.11.2013 N 311-05-17-24763/13 Министерство уведомило Общество об отказе Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте и кадастровом плане и возвратило документы.
Сославшись на неправомерные действия уполномоченных органов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 АПК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду (пункты 1 и 2 статьи 28 ЗК РФ).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области" утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков (далее - Порядок).
В главе 3 Порядка предусмотрена процедура взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков (в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка).
Уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство, вопросы по составлению схемы земельного участка отнесены к компетенции Администрации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В пункте 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка разрешается уполномоченным органом (в данном случае Министерством) после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, в которой отражаются все возможные ограничения, существующие на спорной территории.
Как установлено судами обеих инстанций, земельный участок, предназначенный для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности, в установленном законом порядке не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый, следовательно, Администрация после получения документов из Министерства была обязана утвердить и выдать на основании обращения Общества от 09.10.2013 схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, необходимого для размещения (эксплуатации) принадлежащих заявителю объектов недвижимости. Обществом представлены доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка в испрашиваемой площади для эксплуатации объектов, находящихся в собственности.
Действия Администрации об отказе в выдаче и утверждении схемы земельного участка судами обеих инстанций обоснованно признаны не соответствующими положениям статьи 36 ЗК РФ и нарушающими права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод Администрации о том, что формирование земельного участка в аренду возможно только под объектами недвижимого имущества, необходимого для обслуживания таких объектов, следовательно, Обществом значительно завышена площадь испрашиваемого земельного участка, был предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получил правовую оценку.
Спорные объекты недвижимости Общества отнесены к категориям склада, нежилых помещений, эксплуатация которых по назначению предполагает осуществление таких видов работ, как разгрузка транспорта, приемка продукции, перемещение груза внутри склада, размещение продукции, отборка продукции из зон хранения и погрузка продукции.
Суд первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе проектное обоснование планировочной организации территории, расположенной по адресу: Нижний Новгород, Московский район, улица Бурнаковская, дом 30, пришли к выводу о возможном формировании заявителю земельного участка в испрашиваемых границах.
У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Ссылки Администрации и Министерства (в отзыве на кассационную жалобу) на то, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий, судом округа рассмотрены и отклонены, поскольку нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий не может служить основанием для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и предмет спора, руководствуясь положениями части 7 статьи 36 ЗК РФ и частью 4 и 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры утвердить и выдать схему расположения земельного участка под объектами недвижимости Общества на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителей кассационных жалоб. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу N А43-28639/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2014 N Ф01-4673/2014 ПО ДЕЛУ N А43-28639/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу N А43-28639/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 11.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Нива-3":
Антипиной С.Е. (по доверенности от 08.12.2014),
от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов
Нижегородской области: Сучковой Е.А. (по доверенности от 09.01.2014),
от администрации города Нижнего Новгорода:
Волковой О.Ю. (по доверенности от 30.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014,
принятое судьей Мустафаевым Г.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-28639/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нива-3"
к Министерству государственного имущества и земельных ресурсов
Нижегородской области,
администрации города Нижнего Новгорода
о признании действий незаконными
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нива-3" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) и администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), выразившихся в отказе в выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 30 000 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижний Новгород, Московский район, улица Бурнаковская, дом 30.
Заявленные требования основаны на статьях 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и мотивированы неправомерными действиями заинтересованных лиц, выразившимися в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 02.04.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014, пришел к выводу, что заявитель обосновал надлежащими доказательствами необходимость предоставления ему спорного земельного участка в испрашиваемых целях, Администрация не исполнила обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения на кадастровом плане соответствующей территории земельного участка.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, Обществом значительно завышена площадь испрашиваемого земельного участка, поскольку формирование земельного участка в аренду возможно только под объектами недвижимого имущества, необходимого для обслуживания таких объектов. Суды не приняли во внимание, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы и представитель Министерства поддержали доводы кассационной жалобы; представитель истца возразил против изложенных аргументов, представил отзыв на кассационную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Общество 09.10.2013 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка площадью 30 000 квадратных метров, на котором расположены принадлежащие на праве собственности объекты недвижимости.
В письме от 14.11.2013 N 311-05-17-24763/13 Министерство уведомило Общество об отказе Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте и кадастровом плане и возвратило документы.
Сославшись на неправомерные действия уполномоченных органов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 АПК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду (пункты 1 и 2 статьи 28 ЗК РФ).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области" утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков (далее - Порядок).
В главе 3 Порядка предусмотрена процедура взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков (в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка).
Уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство, вопросы по составлению схемы земельного участка отнесены к компетенции Администрации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В пункте 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка разрешается уполномоченным органом (в данном случае Министерством) после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, в которой отражаются все возможные ограничения, существующие на спорной территории.
Как установлено судами обеих инстанций, земельный участок, предназначенный для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности, в установленном законом порядке не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый, следовательно, Администрация после получения документов из Министерства была обязана утвердить и выдать на основании обращения Общества от 09.10.2013 схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, необходимого для размещения (эксплуатации) принадлежащих заявителю объектов недвижимости. Обществом представлены доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка в испрашиваемой площади для эксплуатации объектов, находящихся в собственности.
Действия Администрации об отказе в выдаче и утверждении схемы земельного участка судами обеих инстанций обоснованно признаны не соответствующими положениям статьи 36 ЗК РФ и нарушающими права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод Администрации о том, что формирование земельного участка в аренду возможно только под объектами недвижимого имущества, необходимого для обслуживания таких объектов, следовательно, Обществом значительно завышена площадь испрашиваемого земельного участка, был предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получил правовую оценку.
Спорные объекты недвижимости Общества отнесены к категориям склада, нежилых помещений, эксплуатация которых по назначению предполагает осуществление таких видов работ, как разгрузка транспорта, приемка продукции, перемещение груза внутри склада, размещение продукции, отборка продукции из зон хранения и погрузка продукции.
Суд первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе проектное обоснование планировочной организации территории, расположенной по адресу: Нижний Новгород, Московский район, улица Бурнаковская, дом 30, пришли к выводу о возможном формировании заявителю земельного участка в испрашиваемых границах.
У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Ссылки Администрации и Министерства (в отзыве на кассационную жалобу) на то, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий, судом округа рассмотрены и отклонены, поскольку нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий не может служить основанием для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и предмет спора, руководствуясь положениями части 7 статьи 36 ЗК РФ и частью 4 и 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры утвердить и выдать схему расположения земельного участка под объектами недвижимости Общества на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителей кассационных жалоб. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу N А43-28639/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.ГОЛУБЕВА
О.Н.ГОЛУБЕВА
Судьи
Е.Г.КИСЛИЦЫН
В.Ю.ПАВЛОВ
Е.Г.КИСЛИЦЫН
В.Ю.ПАВЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)