Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8336/2015) Администрации МО "Черняховский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2015 по делу N А21-5205/2014 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по иску ООО "Строй Сервис Комплект"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по К/о
3-е лицо: 1. Администрация МО "Черняховский муниципальный район", 2. Правительство Калининградской области, Администрация МО "Черняховский муниципальный район", 3. Администрация МО "Черняховское городское поселение"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй Сервис Комплект" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калининградской области (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 12539 кв. м, с кадастровым номером 39:13:010517, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Чкалова, д. 11, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение площадки для производства железобетонных плит, равную его рыночной стоимости в размере 5 780 000 рублей, а также обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калининградской области, Администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район", Администрация муниципального образования "Черняховское городское поселение".
Решением от 17.02.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010517, площадью 12539 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Чкалова, д. 11, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение площадки для производства железобетонных плит, равная его рыночной стоимости в размере 5 780 000 рублей, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калининградской области внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
В апелляционной жалобе Правительство, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, полагая, что у суда отсутствовали основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Управлением муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (арендатор) и Обществом (арендодатель) заключен договор от 19.03.2014 N 11/2014 аренды земельного участка площадью 12539 кв. м, с кадастровым номером 39:13:010517, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Чкалова, д. 11, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение площадки для производства железобетонных плит.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.08.2013 N 641 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010517 по состоянию на 01.01.2012 составляет 12 979 118 руб. 00 коп., результаты оценки внесены в государственный кадастр недвижимости.
Обществом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с привлечением ООО "Региональный центр "Эксперт-Оценка", согласно отчету которого об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05.05.2014 N 56/05-2014К рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010517 по состоянию на 01.01.2012 составляет 3 862 000 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее необоснованное увеличение арендной платы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что требования истца удовлетворены судом правомерно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Определением от 20.10.2014 по ходатайству Администрации назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012, проведение которой поручено ООО "Калининградский институт независимой оценки", по результатам которой рыночная стоимость земельного участка определена в размере 5 780 000 рублей, в связи с чем Общество в порядке ст. 49 АПК РФ уточнило исковые требования, просило установить кадастровую стоимость земельного участка на основании судебной экспертизы в размере 5 780 000 рублей.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 16.12.2014 N 14.375 ООО "Калининградский институт независимой оценки".
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано отчете от 16.12.2014 N 14.375, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, что соответствует приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 позиции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2015 по делу N А21-5205/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2015 N 13АП-8336/2015 ПО ДЕЛУ N А21-5205/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N А21-5205/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8336/2015) Администрации МО "Черняховский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2015 по делу N А21-5205/2014 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по иску ООО "Строй Сервис Комплект"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по К/о
3-е лицо: 1. Администрация МО "Черняховский муниципальный район", 2. Правительство Калининградской области, Администрация МО "Черняховский муниципальный район", 3. Администрация МО "Черняховское городское поселение"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй Сервис Комплект" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калининградской области (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 12539 кв. м, с кадастровым номером 39:13:010517, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Чкалова, д. 11, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение площадки для производства железобетонных плит, равную его рыночной стоимости в размере 5 780 000 рублей, а также обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калининградской области, Администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район", Администрация муниципального образования "Черняховское городское поселение".
Решением от 17.02.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010517, площадью 12539 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Чкалова, д. 11, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение площадки для производства железобетонных плит, равная его рыночной стоимости в размере 5 780 000 рублей, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калининградской области внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
В апелляционной жалобе Правительство, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, полагая, что у суда отсутствовали основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Управлением муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (арендатор) и Обществом (арендодатель) заключен договор от 19.03.2014 N 11/2014 аренды земельного участка площадью 12539 кв. м, с кадастровым номером 39:13:010517, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Чкалова, д. 11, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение площадки для производства железобетонных плит.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.08.2013 N 641 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010517 по состоянию на 01.01.2012 составляет 12 979 118 руб. 00 коп., результаты оценки внесены в государственный кадастр недвижимости.
Обществом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с привлечением ООО "Региональный центр "Эксперт-Оценка", согласно отчету которого об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05.05.2014 N 56/05-2014К рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010517 по состоянию на 01.01.2012 составляет 3 862 000 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее необоснованное увеличение арендной платы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что требования истца удовлетворены судом правомерно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Определением от 20.10.2014 по ходатайству Администрации назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012, проведение которой поручено ООО "Калининградский институт независимой оценки", по результатам которой рыночная стоимость земельного участка определена в размере 5 780 000 рублей, в связи с чем Общество в порядке ст. 49 АПК РФ уточнило исковые требования, просило установить кадастровую стоимость земельного участка на основании судебной экспертизы в размере 5 780 000 рублей.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 16.12.2014 N 14.375 ООО "Калининградский институт независимой оценки".
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано отчете от 16.12.2014 N 14.375, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, что соответствует приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 позиции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2015 по делу N А21-5205/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)