Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "ПАСКО": представитель не явился, извещено,
от администрации Истринского муниципального района: не явился, извещена,
от третьего лица: не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПАСКО" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2015 года по делу N А41-14913/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ООО "ПАСКО" к администрации Истринского муниципального района Московской области, третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПАСКО" (далее - заявитель, общество, ООО "ПАСКО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), согласно которому просит (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ):
- - признать незаконным бездействие администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившееся в нерассмотрении заявления от 25.02.2015 N 1341 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444 сроком на 49 лет;
- - обязать администрацию Истринского муниципального района Московской области предоставить ООО "ПАСКО" в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090215:444, площадью 29000 кв. м, земли населенных пунктов, под спортивно-оздоровительный комплекс, местоположение: относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - жилой дом. Участок находится примерно в 260 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, д. Кореньки, д. 48, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области выразившегося в не рассмотрении по существу заявления ООО "ПАСКО" от 25.02.2015 N 1341 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444 сроком на 49 лет. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ПАСКО" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 31.07.2008 ООО "ПАСКО" обратилось в администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2,9 га в районе д. Кореньки, с\\п Новопетровское (л.д. 9).
Согласно выписке от 09.09.2008 N 12 из протокола заседания комиссии при администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района, Комиссия не возражает против предоставления земельного участка ООО "Паско" в аренду на 49 лет, площадью 2,9 га, расположенного в районе д. Кореньки, сельского поселения Новопетровское, для рекреационных целей (под спортивно-оздоровительный комплекс) для дальнейшего оформления документов в установленном порядке (л.д. 11).
15 октября 2008 года комиссией по выбору земельного участка составлен акт о выборе земельного участка площадью 29 000 кв. м, примыкающего к д. Кореньки с северо-восточной стороны. Юго-западнее участка в 250 м находится пруд-копань. Южнее участка в 410 м проходит а/дорога Новорижское шоссе под строительство ООО "ПАСКО" спортивно-оздоровительного комплекса (л.д. 12 - 217).
12 февраля 2010 года после утверждения акта выбора земельного участка, в газете "Истринские вести" N 6 администрацией Истринского муниципального района опубликована информация о возможном предоставлении в аренду ООО "ПАСКО" земельного участка площадью 2,9 га, расположенного в районе д. Кореньки, сельского поселения Новопетровское, под спортивно-оздоровительный комплекс с предварительным согласованием места размещения объекта (л.д. 19).
Постановлением главы Истринского муниципального района Московской области от 05.04.2010 N 1403/4 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 29 000 кв. м, расположенного в 260 м северо-западнее ориентира, жилого дома, находящегося за границами участка, адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, д. Кореньки, дом 48, с видом разрешенного использования - под спортивно-оздоровительный комплекс в категории земель - земли населенных пунктов и предварительно согласовано место размещения объектов строительства (л.д. 20).
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка от 21.07.2010 N 50008/202/10-25553 в государственный кадастр недвижимости внесена запись о земельном участке с кадастровым номером 50:08:090215:343 площадью 29 000 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под спортивно-оздоровительный комплекс" (л.д. 21, 22).
Согласно данным публичной кадастровой карты сведения о границах объекта отсутствуют, местоположение указано ориентировочно.
22 октября 2010 года в N 42 в газете "Истринские вести" администрацией Истринского муниципального района Московской области опубликована информация о проведении 03.11.2010 в 11.00 публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения ООО "ПАСКО" на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 29 000 кв. м, с кадастровым номером 50:08:090215:341 - под строительство спортивно-оздоровительного комплекса (л.д. 23).
Результаты публичных слушаний оформлены протоколом N 21 от 16.11.2010 (л.д. 24).
В газете "Истринские вести" N 46 опубликована информация о результатах публичных слушаний произведена (л.д. 25).
Постановлением главы Истринского муниципального района Московской области от 11.07.2011 N 2152/7 ООО "ПАСКО" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 29 000 кв. м, кадастровый номер 50:08:090215:341, местоположением примерно в 260 м по направлению на северо-запад от ориентира, жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, деревня Кореньки, дом 48 под строительство спортивно-оздоровительного комплекса. (л.д. 26).
Между тем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:08:090215:341 между истцом и ответчиком заключен не был.
Поскольку с даты постановки земельного участка с кадастровым номером 50:08:090215:341 прошло более двух лет, в государственный кадастр недвижимости была внесена запись об аннулировании сведений из ГКН, о чем заявитель узнал еще в 2013 году.
Поскольку в ГКН внесена запись об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:08:090215:341, заключение договора аренды невозможно.
23 апреля 2014 года в государственный кадастр недвижимости внесена запись о земельном участке с кадастровым номером 50:08:0090215:444, площадью 29 000 +/- 119 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 260 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, деревня Кореньки, дом 48, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под спортивно-оздоровительный комплекс". Границы указанного земельного участка установлены на местности, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 24.04.2014 N МО-14/3В-616607 (л.д. 27).
ООО "ПАСКО" обратилось администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением 25.02.2015 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444 со ссылкой на то, что указанный земельный участок является аннулированным земельным участком с кадастровым номером 50:08:090215:341.
Не согласившись с бездействием администрации, выраженном в непринятии решения о предоставлении ООО "ПАСКО" земельного участка, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что подача заявления порождает обязанность органа местного самоуправления, должностного лица, возложенную на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц рассмотреть обозначенный в заявлении вопрос и дать по нему мотивированный ответ. Отказывая в удовлетворении части требования, суд первой инстанции, указал на отсутствие документальных доказательств идентичности границ земельных участков с кадастровым номером 50:08:0090215:444 и с кадастровым номером 50:08:090215:341.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что границы земельных участков с кадастровым номером 50:08:0090215:444 и с кадастровым номером 50:08:090215:341 идентичны, что подтверждается кадастровыми выписками и заключением кадастрового органа, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка должно быть произведено без проведения торгов, поскольку акт по выбору участка согласован до 01.03.2015.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей на момент обращения, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из пункта 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Пунктом 9 статьи 31 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Учитывая изложенные нормы права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что подача заявления порождает обязанность органа местного самоуправления, должностного лица, возложенную на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц, рассмотреть обозначенный в заявлении вопрос и дать по нему мотивированный ответ.
Поскольку администрацией в двухнедельный срок не принято положительное или отрицательное решение по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства на основании заявления общества, удовлетворение требования заявителя в части признания бездействия администрации незаконным, является правомерным и обоснованным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Между тем согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
Апелляционный суд не может признать соответствующим законодательству отсутствие в обжалуемом судебном акте указания судом первой инстанции способа устранения нарушенного права общества, при том, что необходимость указания в резолютивной части судебного акта на способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя предусмотрена императивной нормой процессуального закона (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
При этом апелляционный суд учитывает, что заявитель в соответствии с Законом Московской области от 05.10.2006 N 164/2006-ОЗ "О рассмотрении обращений граждан" имеет возможность реализовать свое право на получение мотивированного ответа компетентного органа по вопросу возможности предоставления земельного участка, которое в рассматриваемом деле было нарушено бездействием администрации.
Вместе с тем в силу положений статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Устранение нарушения интересов общества, даже если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ему не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц.
Таким образом, поскольку администрацией Истринского муниципального района заявление общества от 25.02.2015 N 1341 по существу не рассматривалось, доказательств принятия какого-либо решения по указанному вопросу в материалы дела не представлено, принимая во внимание, что разрешение указанного вопроса в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации отнесено к компетенции органа местного самоуправления, апелляционный суд приходит к выводу, что в целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, заявление ООО "ПАСКО" о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка подлежит рассмотрению именно администрацией.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что границы земельных участков с кадастровым номером 50:08:0090215:444 и с кадастровым номером 50:08:090215:341 тождественны, что подтверждается кадастровыми выписками и заключением кадастрового органа, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка должно быть произведено без проведения торгов, поскольку акт по выбору участка согласован до 01.03.2015.
Как усматривается из материалов дела, 11.07.2011 постановлением главы Истринского муниципального района Московской области N 2152/7 ООО "ПАСКО" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 29 000 кв. м, кадастровый номер 50:08:090215:341 (л.д. 26).
25 февраля 2015 года ООО "ПАСКО" обратилось к главе Истринского муниципального района с заявлением о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444, то есть по истечении установленного законом трехлетнего срока (л.д. 29).
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании документов, принимая во внимание бездействие заявителя по заключению с администрацией договора аренды спорного земельного участка, апелляционный суд приходит к выводу, что обществом пропущен срок на обращение.
Таким образом, арбитражный суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить ООО "ПАСКО" в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090215:444, площадью 29000 кв. м, земли населенных пунктов, под спортивно-оздоровительный комплекс, на основании постановления от 11.07.2011 N 2152/7.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части с указанием администрации Истринского муниципального района Московской области на обязание рассмотреть заявление ООО "ПАСКО" от 25.02.2015 N 1341 и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2015 года по делу N А41-14913/15 отменить в части отказа в указании на обязанность администрации Истринского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязать администрацию Истринского муниципального района Московской области рассмотреть заявление ООО "ПАСКО" от 25.02.2015 N 1341 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444 сроком на 49 лет, по результатам рассмотрения принять решение и направить копию решения заявителю в двухнедельный срок со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу.
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2015 года по делу N А41-14913/15 в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2015 N 10АП-7799/2015 ПО ДЕЛУ N А41-14913/15
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. по делу N А41-14913/15
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "ПАСКО": представитель не явился, извещено,
от администрации Истринского муниципального района: не явился, извещена,
от третьего лица: не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПАСКО" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2015 года по делу N А41-14913/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ООО "ПАСКО" к администрации Истринского муниципального района Московской области, третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПАСКО" (далее - заявитель, общество, ООО "ПАСКО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), согласно которому просит (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ):
- - признать незаконным бездействие администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившееся в нерассмотрении заявления от 25.02.2015 N 1341 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444 сроком на 49 лет;
- - обязать администрацию Истринского муниципального района Московской области предоставить ООО "ПАСКО" в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090215:444, площадью 29000 кв. м, земли населенных пунктов, под спортивно-оздоровительный комплекс, местоположение: относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - жилой дом. Участок находится примерно в 260 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, д. Кореньки, д. 48, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области выразившегося в не рассмотрении по существу заявления ООО "ПАСКО" от 25.02.2015 N 1341 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444 сроком на 49 лет. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ПАСКО" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 31.07.2008 ООО "ПАСКО" обратилось в администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2,9 га в районе д. Кореньки, с\\п Новопетровское (л.д. 9).
Согласно выписке от 09.09.2008 N 12 из протокола заседания комиссии при администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района, Комиссия не возражает против предоставления земельного участка ООО "Паско" в аренду на 49 лет, площадью 2,9 га, расположенного в районе д. Кореньки, сельского поселения Новопетровское, для рекреационных целей (под спортивно-оздоровительный комплекс) для дальнейшего оформления документов в установленном порядке (л.д. 11).
15 октября 2008 года комиссией по выбору земельного участка составлен акт о выборе земельного участка площадью 29 000 кв. м, примыкающего к д. Кореньки с северо-восточной стороны. Юго-западнее участка в 250 м находится пруд-копань. Южнее участка в 410 м проходит а/дорога Новорижское шоссе под строительство ООО "ПАСКО" спортивно-оздоровительного комплекса (л.д. 12 - 217).
12 февраля 2010 года после утверждения акта выбора земельного участка, в газете "Истринские вести" N 6 администрацией Истринского муниципального района опубликована информация о возможном предоставлении в аренду ООО "ПАСКО" земельного участка площадью 2,9 га, расположенного в районе д. Кореньки, сельского поселения Новопетровское, под спортивно-оздоровительный комплекс с предварительным согласованием места размещения объекта (л.д. 19).
Постановлением главы Истринского муниципального района Московской области от 05.04.2010 N 1403/4 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 29 000 кв. м, расположенного в 260 м северо-западнее ориентира, жилого дома, находящегося за границами участка, адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, д. Кореньки, дом 48, с видом разрешенного использования - под спортивно-оздоровительный комплекс в категории земель - земли населенных пунктов и предварительно согласовано место размещения объектов строительства (л.д. 20).
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка от 21.07.2010 N 50008/202/10-25553 в государственный кадастр недвижимости внесена запись о земельном участке с кадастровым номером 50:08:090215:343 площадью 29 000 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под спортивно-оздоровительный комплекс" (л.д. 21, 22).
Согласно данным публичной кадастровой карты сведения о границах объекта отсутствуют, местоположение указано ориентировочно.
22 октября 2010 года в N 42 в газете "Истринские вести" администрацией Истринского муниципального района Московской области опубликована информация о проведении 03.11.2010 в 11.00 публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения ООО "ПАСКО" на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 29 000 кв. м, с кадастровым номером 50:08:090215:341 - под строительство спортивно-оздоровительного комплекса (л.д. 23).
Результаты публичных слушаний оформлены протоколом N 21 от 16.11.2010 (л.д. 24).
В газете "Истринские вести" N 46 опубликована информация о результатах публичных слушаний произведена (л.д. 25).
Постановлением главы Истринского муниципального района Московской области от 11.07.2011 N 2152/7 ООО "ПАСКО" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 29 000 кв. м, кадастровый номер 50:08:090215:341, местоположением примерно в 260 м по направлению на северо-запад от ориентира, жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, деревня Кореньки, дом 48 под строительство спортивно-оздоровительного комплекса. (л.д. 26).
Между тем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:08:090215:341 между истцом и ответчиком заключен не был.
Поскольку с даты постановки земельного участка с кадастровым номером 50:08:090215:341 прошло более двух лет, в государственный кадастр недвижимости была внесена запись об аннулировании сведений из ГКН, о чем заявитель узнал еще в 2013 году.
Поскольку в ГКН внесена запись об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:08:090215:341, заключение договора аренды невозможно.
23 апреля 2014 года в государственный кадастр недвижимости внесена запись о земельном участке с кадастровым номером 50:08:0090215:444, площадью 29 000 +/- 119 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 260 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, деревня Кореньки, дом 48, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под спортивно-оздоровительный комплекс". Границы указанного земельного участка установлены на местности, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 24.04.2014 N МО-14/3В-616607 (л.д. 27).
ООО "ПАСКО" обратилось администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением 25.02.2015 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444 со ссылкой на то, что указанный земельный участок является аннулированным земельным участком с кадастровым номером 50:08:090215:341.
Не согласившись с бездействием администрации, выраженном в непринятии решения о предоставлении ООО "ПАСКО" земельного участка, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что подача заявления порождает обязанность органа местного самоуправления, должностного лица, возложенную на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц рассмотреть обозначенный в заявлении вопрос и дать по нему мотивированный ответ. Отказывая в удовлетворении части требования, суд первой инстанции, указал на отсутствие документальных доказательств идентичности границ земельных участков с кадастровым номером 50:08:0090215:444 и с кадастровым номером 50:08:090215:341.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что границы земельных участков с кадастровым номером 50:08:0090215:444 и с кадастровым номером 50:08:090215:341 идентичны, что подтверждается кадастровыми выписками и заключением кадастрового органа, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка должно быть произведено без проведения торгов, поскольку акт по выбору участка согласован до 01.03.2015.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей на момент обращения, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из пункта 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Пунктом 9 статьи 31 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Учитывая изложенные нормы права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что подача заявления порождает обязанность органа местного самоуправления, должностного лица, возложенную на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц, рассмотреть обозначенный в заявлении вопрос и дать по нему мотивированный ответ.
Поскольку администрацией в двухнедельный срок не принято положительное или отрицательное решение по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства на основании заявления общества, удовлетворение требования заявителя в части признания бездействия администрации незаконным, является правомерным и обоснованным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Между тем согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
Апелляционный суд не может признать соответствующим законодательству отсутствие в обжалуемом судебном акте указания судом первой инстанции способа устранения нарушенного права общества, при том, что необходимость указания в резолютивной части судебного акта на способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя предусмотрена императивной нормой процессуального закона (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
При этом апелляционный суд учитывает, что заявитель в соответствии с Законом Московской области от 05.10.2006 N 164/2006-ОЗ "О рассмотрении обращений граждан" имеет возможность реализовать свое право на получение мотивированного ответа компетентного органа по вопросу возможности предоставления земельного участка, которое в рассматриваемом деле было нарушено бездействием администрации.
Вместе с тем в силу положений статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Устранение нарушения интересов общества, даже если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ему не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц.
Таким образом, поскольку администрацией Истринского муниципального района заявление общества от 25.02.2015 N 1341 по существу не рассматривалось, доказательств принятия какого-либо решения по указанному вопросу в материалы дела не представлено, принимая во внимание, что разрешение указанного вопроса в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации отнесено к компетенции органа местного самоуправления, апелляционный суд приходит к выводу, что в целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, заявление ООО "ПАСКО" о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка подлежит рассмотрению именно администрацией.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что границы земельных участков с кадастровым номером 50:08:0090215:444 и с кадастровым номером 50:08:090215:341 тождественны, что подтверждается кадастровыми выписками и заключением кадастрового органа, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка должно быть произведено без проведения торгов, поскольку акт по выбору участка согласован до 01.03.2015.
Как усматривается из материалов дела, 11.07.2011 постановлением главы Истринского муниципального района Московской области N 2152/7 ООО "ПАСКО" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 29 000 кв. м, кадастровый номер 50:08:090215:341 (л.д. 26).
25 февраля 2015 года ООО "ПАСКО" обратилось к главе Истринского муниципального района с заявлением о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444, то есть по истечении установленного законом трехлетнего срока (л.д. 29).
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании документов, принимая во внимание бездействие заявителя по заключению с администрацией договора аренды спорного земельного участка, апелляционный суд приходит к выводу, что обществом пропущен срок на обращение.
Таким образом, арбитражный суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить ООО "ПАСКО" в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090215:444, площадью 29000 кв. м, земли населенных пунктов, под спортивно-оздоровительный комплекс, на основании постановления от 11.07.2011 N 2152/7.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части с указанием администрации Истринского муниципального района Московской области на обязание рассмотреть заявление ООО "ПАСКО" от 25.02.2015 N 1341 и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2015 года по делу N А41-14913/15 отменить в части отказа в указании на обязанность администрации Истринского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязать администрацию Истринского муниципального района Московской области рассмотреть заявление ООО "ПАСКО" от 25.02.2015 N 1341 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090215:444 сроком на 49 лет, по результатам рассмотрения принять решение и направить копию решения заявителю в двухнедельный срок со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу.
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2015 года по делу N А41-14913/15 в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)