Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 27.11.2013
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.
судей Семенюта Е.А.
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А., Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной Крусин В.А., представитель по
ответственностью доверенности от 11.04.2013 выданной
- "НефтеСервис": сроком на три года;
- от администрации города Орла: Канатникова Е.М., начальник отдела
правовой поддержки по вопросам
градостроительства и землепользования
правового управления по доверенности от
31.07.2013 N 73-д выданной сроком до
- 31.12.2013;
- от Синициной Елены Анатольевны: Антоненко Т.А., представитель по
доверенности от 25.03.2011 выданной
- сроком на три года;
- от Абрамович Ирины Игоревны: Антоненко Т.А., представитель по
доверенности от 24.06.2013 выданной
- сроком на три года;
- от общества с ограниченной Андрущак В.Д., представитель по
ответственностью "Стиль 5М": доверенности от 05.05.202 выданной
сроком на три года.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (302038, г. Орел, ул. Космонавтов, 1а, ОГРН 1025700771172) на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2013 по делу N А48-1572/2013 (судья Карасева В.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (302038, г. Орел, ул. Космонавтов, 1а, ОГРН 1025700771172) к Администрации города Орла (302028, г. Орел, Пролетарская гора, 1, ОГРН 1025700831640) о признании недействительным и незаконным разрешения N RU-57301000 N 057-1/3012 на строительство жилого многоэтажного дома,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (далее по тексту - заявитель, ООО "НефтеСервис") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации города Орла (далее по тексту - ответчик, заинтересованное лицо (1) о признании недействительным и незаконным разрешения N RU-57301000 N 057-1/3012 на строительство жилого многоэтажного дома, выданное 07.032013 года ООО "Стиль 5М".
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Стиль 5М", Синицыной Е.А., Абрамович И.И.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "НефтеСервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт. В обоснование требований апелляционной жалобы указывает следующее:
- - разрешение выдано с нарушением действующих норм и правил СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, вопреки сведениям в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "город Орел" (ИСОГД) о предстоящем строительстве ААЗС, как объекта 5 категории опасности, вопреки Правилам землепользования и застройки городского округа г. Орел, утв. решением Орловского горсовета народных депутатов от 30.10.2008 N 38/616-ГС, а также проекту расчетной санитарно-защитной зоны проектируемой ААЗС, прошедшей государственную экспертизу;
- - 02.09.2011 ООО "НефтеСервис" выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверяющее, что проект расчетной санитарно-защитной зоны для проектируемой автоматической мини-АЗС соответствует санитарным нормам. Проект содержит расчет и схему расположения санитарно-защитной зоны на земельном участке;
- - по состоянию на 25.07.2011 администрация г. Орла при планировании строительства соседних жилых домов возле земельного участка, на котором планировалось возведение АЗС, учитывала расчетную санитарно-защитную зону будущей АЗС. Однако по состоянию на 07.03.2013 мнение администрации изменилось, и жилой дом в санитарно-защитной зоне решили разместить, ввиду неправильного толкования норм права;
- - заключение негосударственной экспертизы проектной документации на строительство многоэтажного жилого дома не соответствует фактическим обстоятельствам дела;
- - с юга строительной площадки расположен земельный участок ООО "Нефтесервис", на который уже установлен условно-разрешенный вид использования - под ААЗС, в то время как в заключении негосударственной экспертизы (п. 2.5 и п. 2.7.1) указано, что с юга - свободная территория;
- - в заключении негосударственной экспертизы указано, что посадка жилого дома на генплане выполнена с учетом окружающей и перспективной застройки, хотя на самом деле никакого учета окружающей и перспективной застройки не было.
В заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Нефтесервис" поддержал требования апелляционной жалобы, просил удовлетворить их по вышеприведенным основаниям.
Представитель Администрации г. Орла требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным. Полагает, что оспариваемое разрешение на строительство N RU-57301000 N 057-1/3012 выдано в четком соответствии с действующим градостроительным и земельным законодательством, и не нарушает прав заявителя, поскольку принадлежащий ему земельный участок имеет условно разрешенный вид использования - объекты обслуживания автотранспорта (автозаправочные станции), в то время как вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома 5-18 этажей является основным для данной территориальной зоны; на момент выдачи оспариваемого разрешения N RU-57301000 N 057-1/3012 санитарно-защитная зона ААЗС ООО "Нефтесервис" не была отражена в ИСОГД; в настоящее время установить окончательную санитарно-защитную зону невозможно в связи с отсутствием ААЗС на участке заявителя; строительство жилого дома ООО "Стиль 5М" не препятствует заявителю в осуществлении строительства ААЗС с отступом от границ земельного участка.
Представители ООО "Стиль 5М", Синицыной Е.А., Абрамович И.И. поддержали правовую позицию Администрации г. Орла, просили отказать в удовлетворении требований апелляционной жалобы.
По ходатайству представителя Синицыной Е.А., Абрамович И.И. судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщена копия письма Управления Роспотребнадзора по Орловской области N 02/7393-13-20 от 20.09.2013 в адрес ООО "Нефтесервис", скриншот реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, фотографии строительной площадки по адресу: г. Орел м-р "Зареченский", 1-я очередь строительства.
Судебное заседание откладывалось с 25.09.2013 до 23.10.2013, с 23.10.2013 до 13.11.2013.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.11.2013 до 20.11.2013.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов и дополнительных отзывов на нее, заслушав и обсудив пояснения представителей участвующих в деле лиц, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Заявитель ООО "НефтеСервис" на основании договора купли-продажи от 14.04.2011 и акта приема-передачи от 19.04.2011 приобрел в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 1488 кв. м по адресу: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, кадастровый номер: 57:10:0030801:1001.
Переход права собственности к ООО "НефтеСервис" в установленном порядке зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области 06.06.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. д. 1, л.д. 11).
ООО "Стиль 5М" на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 2167 кв. м по адресу: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, кадастровый номер: 57:10:0030801:875, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 14.09.2012 года серии 57-АБ N 340419 (т. д. 2, л.д. 117).
По отношению друг к другу указанные выше земельные участки являются соседними.
На основании постановления администрации г. Орла от 07.11.2012 N 3693 заявителю предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - объекты обслуживания (автозаправочные станции) (код 14.120), местоположением: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, с кадастровым номером 57:10:0030801:1001 площадью 1488 кв. м. Этим же постановлением (пункт 2) утвержден градостроительный план земельного участка, а Управлению архитектуры и строительства администрации г. Орла поручено разместить документы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, в разделе "Застроенные и подлежащие застройке земельные участки" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Орел" (ИСОГД) (пункт 3), кроме того, пунктом 4 дано поручение о публикации данного постановления в средствах массовой информации и размещения на официальном сайте администрации г. Орла в сети Интернет (т. д. 1, л.д. 10).
Постановлением администрации г. Орла от 07.02.2013 г. N 407 ООО "Стиль 5М" утвержден градостроительный план земельного участка площадью 2167 кв. м (т. д. 2, л.д. 118).
07.03.2013 администрацией г. Орла выдано ООО "Стиль 5М" разрешение на строительство 5-ти этажного жилого дома в МР "Зареченский" по ул. Алроса, на принадлежащем последнему земельному участке (т. д. 1, л.д. 22).
Заявитель, считая, что выданное ООО "Стиль 5М" 07.03.2013 разрешение на строительство не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд области отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о законности оспариваемого разрешения N RU-57301000 N 057-1/3012 и ненарушении им прав и законных интересов ООО "НефтеСервис".
Арбитражный суд области при принятии решения исходил из того, что санитарно-защитная зона устанавливается после ввода объекта в эксплуатацию и отражается на Карте зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-защитным зонам предприятий Правил землепользования и застройки. Суд области пришел к выводу, что санитарно-защитная зона объектов устанавливается после ввода их в эксплуатацию и отражается в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Орел" в разделе IV "Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений". На момент возникновения спорных отношений в связи с отсутствием у заявителя объекта на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, установить окончательную СЗЗ не представляется возможным.
Кроме того, судом учтено, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность использования им участка и осуществления строительства ААЗС в месте допустимого размещения объекта с учетом соблюдения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (т.е. допустив отступ от границ земельного участка, на котором в настоящее время осуществляется строительство жилого дома ООО "Стиль 5М").
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Полномочия Администрации г. Орла на выдачу оспариваемого разрешения, предоставленные ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст. 33 Устава города Орла, проверены судом первой и апелляционной инстанции. Нарушений в указанной части не выявлено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Арбитражным судом установлено, что в администрацию г. Орла 07.03.2013 поступило обращение ООО "Стиль5М" N 15 о выдаче разрешения на строительство жилого дома в МР "Зареченский", 1 очередь строительства с приложением всех необходимых документов, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (т. д. 2, л.д. 51), а именно представлено: правоустанавливающий документ на земельный участок - свидетельство о государственной регистрации права, выданного Управлением Росреестра по Орловской области от 14.09.2012 года серия 57-АБ N 340419; вид разрешенного использования земельного участка: для жилищного строительства, общая площадь 2167 кв. м, адрес: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, кадастровый номер: 57:10:0030801:875; положительное заключение негосударственной экспертизы от 25.02.2013 N 4-1-1-567-13, выполненное ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС" (т. д. 2, л.д. 53-93); градостроительный план земельного участка; проектная документация, разработанная ОАО "Орелоблкоммунпроект".
Оценивая заключение негосударственной экспертизы от 25.02.2013 N 4-1-1-567-13, выполненное ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС", апелляционная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
На основании части 1 ст. 50 ГрК РФ негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС", которым проводилась негосударственная экспертиза проектной документации ООО "Стиль 5М", имеет аккредитацию при Министерстве регионального развития РФ на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 20.08.2009 N 77-3-5-036-09 (т. д. 2, л.д. 89).
Таким образом, негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий на объект капитального строительства: "5-ти этажный жилой дом в МР "Зареченский" по ул. Алроса в г. Орле", выполнена уполномоченной организации в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства.
Доводы заявителя о том, что заключение негосударственной экспертизы не соответствует фактическим обстоятельствам и незаконно, приводился в суде первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки апелляционная коллегия не находит.
Градостроительный план земельного участка, площадью 2167 кв. м, с кадастровым номером 57:10:0030801:875, расположенного в МР "Зареченский", 1-я очередь застройки, утвержденный постановлением администрации г. Орла от 07.02.2013 года N 407 (т. д. 2, л.д. 21-26), также соответствует требованиям градостроительного и земельного законодательства.
Подготовка градостроительного плана осуществляется в порядке, установленном статьей 44 Градостроительного кодекса РФ.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе:
1) границы земельного участка;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена постановлением Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ градостроительный регламент земельных участков устанавливается Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденными решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 г. N 38/616-ГС (далее - ПЗЗ), земельный участок, площадью 2167 кв. м, с кадастровым номером 57:10:0030801:875, находящийся в МР "Зареченский", 1-я очередь застройки, расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Статьей 55 ПЗЗ установлены предельные параметры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В территориальной зоне Ж-1 минимальный отступ от красной линии установлен 3 м, минимальный отступ от границ участка - 6 м.
Анализируя представленный в материалы дела градостроительный план земельного участка, площадью 2167 кв. м, с кадастровым номером 57:10:0030801:875, расположенного в МР "Зареченский", 1-я очередь застройки, апелляционная коллегия приходит к выводу, что нарушений указанных выше норм и правил, администрацией г. Орла не допущено.
Представленная ООО "Стиль 5М" проектная документация соответствует градостроительному плану земельного участка, площадью 2167 кв. м, с кадастровым номером 57:10:0030801:875, расположенного в МР "Зареченский", 1-я очередь застройки, утвержденному постановлением администрации г. Орла от 07.02.2013 года N 407.
Строительство разрешено в границах места допустимого размещения объекта, установленного градостроительным планом земельного участка.
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
С учетом представленной ООО "Стиль 5М" документации у администрации г. Орла не имелось правовых оснований для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения на строительства 5-ти этажного жилого дома.
Данный вывод суда также подтверждается проведенной проверкой Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в связи с обращениями Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области и ООО "НефтеСервис" в рамках предоставленных полномочий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (т. д. 2, л.д. 96-99).
Таким образом, разрешение на строительство от 07.03.2013 г. N RU 57301000-057-1/3012 соответствует закону и иным нормативным правовым актам в области градостроительного и земельного законодательства.
Апелляционная коллегия также приходит к выводу, что выданное ООО "Стиль 5М" разрешение на строительство не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражным судом установлено, что постановлением администрации г. Орла от 07.11.2012 N 3693 заявителю предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - объекты обслуживания автотранспорта (автозаправочные станции) и утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, площадью 1488 кв. м, местоположением: г. Орел, МР "зареченский", 1-ая очередь застройки (т. д. 1, л.д. 10).
Указанное постановление принято на основании поступившего в администрацию г. Орла обращения ООО "НефтеСервис".
Сам же земельный участок с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, площадью 1488 кв. м, местоположением: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, принадлежащий на праве собственности ООО "НефтеСервис" в соответствии с ПЗЗ расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Вид разрешенного использования земельного участка - для жилищного строительства, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области от 06 июня 2011 года, серия 57-АБ N 169495, представленного ООО "НефтеСервис" в администрацию г. Орла (т. д. 1, л.д. 11).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 22.12.2011 г. N 57/11-11269 (на момент обращения ООО "НефтеСервис") вид разрешенного использования земельного участка также - для жилищного строительства (т. д. 1, л.д. 12-16).
В соответствии с ПЗЗ Ж-1 - это зона застройки многоэтажными жилыми домами. Данная зона предназначена для высокоплотной застройки многоквартирными многоэтажными 5-21 этажей жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Вид разрешенного использования - объекты обслуживания автотранспорта (автозаправочные станции) (код. 120) в зоне Ж-1 - является условно разрешенным, тогда как вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома 5-18 этажей является основным видом для данной территориальной зоны.
Таким образом, довод заявителя о том, что в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Орел" (далее - ИСОГД) в разделе "Застроенные и подлежащие застройке земельные участки" должна быть отражена санитарно-защитная зона ААЗС ООО "НефтеСервис" является не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Действительно, в п. 3 постановления Администрации г. Орла от 07 ноября 2012 года N 3693 указано на необходимость Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Орла (О.В.Минкин) разместить документы, указанные в п. 1, 2 настоящего постановления (разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - объекты обслуживания автотранспорта (автозаправочные станции) и градостроительный план земельного участка), в разделе "Застроенные и подлежащие застройке земельные участки" в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Орел".
Вместе с тем, в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, площадью 1488 кв. м, местоположением: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, являющегося приложением к постановлению администрации г. Орла, отсутствует санитарно-защитная зона ААЗС, поскольку она не может быть там отражена в силу требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане указывается место допустимого размещения объекта капитального строительства и информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (Зарегистрированы в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995) санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья, после введения их в эксплуатацию.
На основании п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В соответствии с требованиями действующего законодательства санитарно-защитная зона устанавливается после ввода объекта в эксплуатацию и отражается на Карте зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-защитным зонам предприятий Правил землепользования и застройки (в соответствии с ч. 5 статьи 30 ГрК РФ).
Таким образом, санитарно-защитная зона объектов устанавливается после ввода их в эксплуатацию и отражается в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Орел" в разделе IV "Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений".
Представленное в суд апелляционной инстанции письмо Управления Роспотребнадзора по Орловской области N 02/7393-13-20 от 20.09.2013 в адрес ООО "Нефтесервис" подтверждает, что полученное им санитарно-эпидемиологическое заключение на "Проект расчетной санитарно-защитной зоны для проектируемой автоматической мини-АЗС ООО "НефтеСервис" на пересечении ул. Алроса и Мостовая г. Орла" является первым этапом установления размера и границ окончательной санитарно-защитной зоны.
Вывод суда области о том, что в условиях отсутствия объекта на земельном участке с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, установить окончательную СЗЗ не представляется возможным, является правильным и обоснованным.
Кроме этого заявитель не лишен права использования земельного участка и осуществления строительства ААЗС с соблюдением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Анализ представленного в дело экспертного заключения от 26.08.2011 N 263-КГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта (т. д. 1, л.д. 18-19) свидетельствует о том, что граница расчетной СЗЗ проходит - с юга - на расстоянии 18 м от границы земельного участка объекта; с севера, северо-востока - на расстоянии 50 м от границ земельного участка объекта по границе ориентировочной по классификатору СЗЗ.
На момент обследования экспертом земельного участка заявителя (26.08.2011) ООО "Стиль 5М" не являлось собственником смежного (соседнего) земельного участка с севера, северо-востока, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 14.09.2012, а он принадлежал на праве собственности ОАО "Орелстрой", которое производило застройку всего микрорайона жилыми многоквартирными домами, в том числе и дома N 1 по ул. Алроса в г. Орле. Участники процесса не отрицали, что в указанном направлении земельные участки были свободны и не заняты какими-либо объектами (постройками), следовательно, расстояние СЗЗ - 50 м определялось без учета прав и законных интересов собственника соседнего (смежного) земельного участка, в части ограничений его права собственности на использование земельного участка по целевому назначению, а именно для жилищного строительства, как это предусматривают ПЗЗ (зона Ж-1) - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
В этой связи, права заявителя на предполагаемое им в будущем строительство ААЗС на принадлежащим ему на праве собственности земельном участке не нарушаются, поскольку санитарно-защитная зона должна устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья, только после введения таких объектов (ААЗС) в эксплуатацию.
При изложенных выше обстоятельствах, арбитражный суд области правильно отказал в удовлетворении заявленных требований ООО "НефтеСервис".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, составляет для индивидуальных предпринимателей 100 рублей.
При подаче апелляционной жалобы ООО "НефтеСервис" была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 609 от 29.07.2013.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2013 по делу N А48-1572/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (302038, г. Орел, ул. Космонавтов, 1а, ОГРН 1025700771172) - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" госпошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по платежному поручению N 609 от 29.07.2013, из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2013 ПО ДЕЛУ N А48-1572/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу N А48-1572/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 27.11.2013
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.
судей Семенюта Е.А.
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А., Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной Крусин В.А., представитель по
ответственностью доверенности от 11.04.2013 выданной
- "НефтеСервис": сроком на три года;
- от администрации города Орла: Канатникова Е.М., начальник отдела
правовой поддержки по вопросам
градостроительства и землепользования
правового управления по доверенности от
31.07.2013 N 73-д выданной сроком до
- 31.12.2013;
- от Синициной Елены Анатольевны: Антоненко Т.А., представитель по
доверенности от 25.03.2011 выданной
- сроком на три года;
- от Абрамович Ирины Игоревны: Антоненко Т.А., представитель по
доверенности от 24.06.2013 выданной
- сроком на три года;
- от общества с ограниченной Андрущак В.Д., представитель по
ответственностью "Стиль 5М": доверенности от 05.05.202 выданной
сроком на три года.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (302038, г. Орел, ул. Космонавтов, 1а, ОГРН 1025700771172) на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2013 по делу N А48-1572/2013 (судья Карасева В.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (302038, г. Орел, ул. Космонавтов, 1а, ОГРН 1025700771172) к Администрации города Орла (302028, г. Орел, Пролетарская гора, 1, ОГРН 1025700831640) о признании недействительным и незаконным разрешения N RU-57301000 N 057-1/3012 на строительство жилого многоэтажного дома,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (далее по тексту - заявитель, ООО "НефтеСервис") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации города Орла (далее по тексту - ответчик, заинтересованное лицо (1) о признании недействительным и незаконным разрешения N RU-57301000 N 057-1/3012 на строительство жилого многоэтажного дома, выданное 07.032013 года ООО "Стиль 5М".
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Стиль 5М", Синицыной Е.А., Абрамович И.И.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "НефтеСервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт. В обоснование требований апелляционной жалобы указывает следующее:
- - разрешение выдано с нарушением действующих норм и правил СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, вопреки сведениям в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "город Орел" (ИСОГД) о предстоящем строительстве ААЗС, как объекта 5 категории опасности, вопреки Правилам землепользования и застройки городского округа г. Орел, утв. решением Орловского горсовета народных депутатов от 30.10.2008 N 38/616-ГС, а также проекту расчетной санитарно-защитной зоны проектируемой ААЗС, прошедшей государственную экспертизу;
- - 02.09.2011 ООО "НефтеСервис" выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверяющее, что проект расчетной санитарно-защитной зоны для проектируемой автоматической мини-АЗС соответствует санитарным нормам. Проект содержит расчет и схему расположения санитарно-защитной зоны на земельном участке;
- - по состоянию на 25.07.2011 администрация г. Орла при планировании строительства соседних жилых домов возле земельного участка, на котором планировалось возведение АЗС, учитывала расчетную санитарно-защитную зону будущей АЗС. Однако по состоянию на 07.03.2013 мнение администрации изменилось, и жилой дом в санитарно-защитной зоне решили разместить, ввиду неправильного толкования норм права;
- - заключение негосударственной экспертизы проектной документации на строительство многоэтажного жилого дома не соответствует фактическим обстоятельствам дела;
- - с юга строительной площадки расположен земельный участок ООО "Нефтесервис", на который уже установлен условно-разрешенный вид использования - под ААЗС, в то время как в заключении негосударственной экспертизы (п. 2.5 и п. 2.7.1) указано, что с юга - свободная территория;
- - в заключении негосударственной экспертизы указано, что посадка жилого дома на генплане выполнена с учетом окружающей и перспективной застройки, хотя на самом деле никакого учета окружающей и перспективной застройки не было.
В заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Нефтесервис" поддержал требования апелляционной жалобы, просил удовлетворить их по вышеприведенным основаниям.
Представитель Администрации г. Орла требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным. Полагает, что оспариваемое разрешение на строительство N RU-57301000 N 057-1/3012 выдано в четком соответствии с действующим градостроительным и земельным законодательством, и не нарушает прав заявителя, поскольку принадлежащий ему земельный участок имеет условно разрешенный вид использования - объекты обслуживания автотранспорта (автозаправочные станции), в то время как вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома 5-18 этажей является основным для данной территориальной зоны; на момент выдачи оспариваемого разрешения N RU-57301000 N 057-1/3012 санитарно-защитная зона ААЗС ООО "Нефтесервис" не была отражена в ИСОГД; в настоящее время установить окончательную санитарно-защитную зону невозможно в связи с отсутствием ААЗС на участке заявителя; строительство жилого дома ООО "Стиль 5М" не препятствует заявителю в осуществлении строительства ААЗС с отступом от границ земельного участка.
Представители ООО "Стиль 5М", Синицыной Е.А., Абрамович И.И. поддержали правовую позицию Администрации г. Орла, просили отказать в удовлетворении требований апелляционной жалобы.
По ходатайству представителя Синицыной Е.А., Абрамович И.И. судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщена копия письма Управления Роспотребнадзора по Орловской области N 02/7393-13-20 от 20.09.2013 в адрес ООО "Нефтесервис", скриншот реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, фотографии строительной площадки по адресу: г. Орел м-р "Зареченский", 1-я очередь строительства.
Судебное заседание откладывалось с 25.09.2013 до 23.10.2013, с 23.10.2013 до 13.11.2013.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.11.2013 до 20.11.2013.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов и дополнительных отзывов на нее, заслушав и обсудив пояснения представителей участвующих в деле лиц, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Заявитель ООО "НефтеСервис" на основании договора купли-продажи от 14.04.2011 и акта приема-передачи от 19.04.2011 приобрел в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 1488 кв. м по адресу: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, кадастровый номер: 57:10:0030801:1001.
Переход права собственности к ООО "НефтеСервис" в установленном порядке зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области 06.06.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. д. 1, л.д. 11).
ООО "Стиль 5М" на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 2167 кв. м по адресу: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, кадастровый номер: 57:10:0030801:875, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 14.09.2012 года серии 57-АБ N 340419 (т. д. 2, л.д. 117).
По отношению друг к другу указанные выше земельные участки являются соседними.
На основании постановления администрации г. Орла от 07.11.2012 N 3693 заявителю предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - объекты обслуживания (автозаправочные станции) (код 14.120), местоположением: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, с кадастровым номером 57:10:0030801:1001 площадью 1488 кв. м. Этим же постановлением (пункт 2) утвержден градостроительный план земельного участка, а Управлению архитектуры и строительства администрации г. Орла поручено разместить документы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, в разделе "Застроенные и подлежащие застройке земельные участки" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Орел" (ИСОГД) (пункт 3), кроме того, пунктом 4 дано поручение о публикации данного постановления в средствах массовой информации и размещения на официальном сайте администрации г. Орла в сети Интернет (т. д. 1, л.д. 10).
Постановлением администрации г. Орла от 07.02.2013 г. N 407 ООО "Стиль 5М" утвержден градостроительный план земельного участка площадью 2167 кв. м (т. д. 2, л.д. 118).
07.03.2013 администрацией г. Орла выдано ООО "Стиль 5М" разрешение на строительство 5-ти этажного жилого дома в МР "Зареченский" по ул. Алроса, на принадлежащем последнему земельному участке (т. д. 1, л.д. 22).
Заявитель, считая, что выданное ООО "Стиль 5М" 07.03.2013 разрешение на строительство не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд области отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о законности оспариваемого разрешения N RU-57301000 N 057-1/3012 и ненарушении им прав и законных интересов ООО "НефтеСервис".
Арбитражный суд области при принятии решения исходил из того, что санитарно-защитная зона устанавливается после ввода объекта в эксплуатацию и отражается на Карте зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-защитным зонам предприятий Правил землепользования и застройки. Суд области пришел к выводу, что санитарно-защитная зона объектов устанавливается после ввода их в эксплуатацию и отражается в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Орел" в разделе IV "Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений". На момент возникновения спорных отношений в связи с отсутствием у заявителя объекта на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, установить окончательную СЗЗ не представляется возможным.
Кроме того, судом учтено, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность использования им участка и осуществления строительства ААЗС в месте допустимого размещения объекта с учетом соблюдения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (т.е. допустив отступ от границ земельного участка, на котором в настоящее время осуществляется строительство жилого дома ООО "Стиль 5М").
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Полномочия Администрации г. Орла на выдачу оспариваемого разрешения, предоставленные ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст. 33 Устава города Орла, проверены судом первой и апелляционной инстанции. Нарушений в указанной части не выявлено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Арбитражным судом установлено, что в администрацию г. Орла 07.03.2013 поступило обращение ООО "Стиль5М" N 15 о выдаче разрешения на строительство жилого дома в МР "Зареченский", 1 очередь строительства с приложением всех необходимых документов, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (т. д. 2, л.д. 51), а именно представлено: правоустанавливающий документ на земельный участок - свидетельство о государственной регистрации права, выданного Управлением Росреестра по Орловской области от 14.09.2012 года серия 57-АБ N 340419; вид разрешенного использования земельного участка: для жилищного строительства, общая площадь 2167 кв. м, адрес: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, кадастровый номер: 57:10:0030801:875; положительное заключение негосударственной экспертизы от 25.02.2013 N 4-1-1-567-13, выполненное ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС" (т. д. 2, л.д. 53-93); градостроительный план земельного участка; проектная документация, разработанная ОАО "Орелоблкоммунпроект".
Оценивая заключение негосударственной экспертизы от 25.02.2013 N 4-1-1-567-13, выполненное ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС", апелляционная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
На основании части 1 ст. 50 ГрК РФ негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС", которым проводилась негосударственная экспертиза проектной документации ООО "Стиль 5М", имеет аккредитацию при Министерстве регионального развития РФ на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 20.08.2009 N 77-3-5-036-09 (т. д. 2, л.д. 89).
Таким образом, негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий на объект капитального строительства: "5-ти этажный жилой дом в МР "Зареченский" по ул. Алроса в г. Орле", выполнена уполномоченной организации в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства.
Доводы заявителя о том, что заключение негосударственной экспертизы не соответствует фактическим обстоятельствам и незаконно, приводился в суде первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки апелляционная коллегия не находит.
Градостроительный план земельного участка, площадью 2167 кв. м, с кадастровым номером 57:10:0030801:875, расположенного в МР "Зареченский", 1-я очередь застройки, утвержденный постановлением администрации г. Орла от 07.02.2013 года N 407 (т. д. 2, л.д. 21-26), также соответствует требованиям градостроительного и земельного законодательства.
Подготовка градостроительного плана осуществляется в порядке, установленном статьей 44 Градостроительного кодекса РФ.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе:
1) границы земельного участка;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена постановлением Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ градостроительный регламент земельных участков устанавливается Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденными решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 г. N 38/616-ГС (далее - ПЗЗ), земельный участок, площадью 2167 кв. м, с кадастровым номером 57:10:0030801:875, находящийся в МР "Зареченский", 1-я очередь застройки, расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Статьей 55 ПЗЗ установлены предельные параметры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В территориальной зоне Ж-1 минимальный отступ от красной линии установлен 3 м, минимальный отступ от границ участка - 6 м.
Анализируя представленный в материалы дела градостроительный план земельного участка, площадью 2167 кв. м, с кадастровым номером 57:10:0030801:875, расположенного в МР "Зареченский", 1-я очередь застройки, апелляционная коллегия приходит к выводу, что нарушений указанных выше норм и правил, администрацией г. Орла не допущено.
Представленная ООО "Стиль 5М" проектная документация соответствует градостроительному плану земельного участка, площадью 2167 кв. м, с кадастровым номером 57:10:0030801:875, расположенного в МР "Зареченский", 1-я очередь застройки, утвержденному постановлением администрации г. Орла от 07.02.2013 года N 407.
Строительство разрешено в границах места допустимого размещения объекта, установленного градостроительным планом земельного участка.
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
С учетом представленной ООО "Стиль 5М" документации у администрации г. Орла не имелось правовых оснований для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения на строительства 5-ти этажного жилого дома.
Данный вывод суда также подтверждается проведенной проверкой Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в связи с обращениями Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области и ООО "НефтеСервис" в рамках предоставленных полномочий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (т. д. 2, л.д. 96-99).
Таким образом, разрешение на строительство от 07.03.2013 г. N RU 57301000-057-1/3012 соответствует закону и иным нормативным правовым актам в области градостроительного и земельного законодательства.
Апелляционная коллегия также приходит к выводу, что выданное ООО "Стиль 5М" разрешение на строительство не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражным судом установлено, что постановлением администрации г. Орла от 07.11.2012 N 3693 заявителю предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - объекты обслуживания автотранспорта (автозаправочные станции) и утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, площадью 1488 кв. м, местоположением: г. Орел, МР "зареченский", 1-ая очередь застройки (т. д. 1, л.д. 10).
Указанное постановление принято на основании поступившего в администрацию г. Орла обращения ООО "НефтеСервис".
Сам же земельный участок с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, площадью 1488 кв. м, местоположением: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, принадлежащий на праве собственности ООО "НефтеСервис" в соответствии с ПЗЗ расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Вид разрешенного использования земельного участка - для жилищного строительства, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области от 06 июня 2011 года, серия 57-АБ N 169495, представленного ООО "НефтеСервис" в администрацию г. Орла (т. д. 1, л.д. 11).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 22.12.2011 г. N 57/11-11269 (на момент обращения ООО "НефтеСервис") вид разрешенного использования земельного участка также - для жилищного строительства (т. д. 1, л.д. 12-16).
В соответствии с ПЗЗ Ж-1 - это зона застройки многоэтажными жилыми домами. Данная зона предназначена для высокоплотной застройки многоквартирными многоэтажными 5-21 этажей жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Вид разрешенного использования - объекты обслуживания автотранспорта (автозаправочные станции) (код. 120) в зоне Ж-1 - является условно разрешенным, тогда как вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома 5-18 этажей является основным видом для данной территориальной зоны.
Таким образом, довод заявителя о том, что в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Орел" (далее - ИСОГД) в разделе "Застроенные и подлежащие застройке земельные участки" должна быть отражена санитарно-защитная зона ААЗС ООО "НефтеСервис" является не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Действительно, в п. 3 постановления Администрации г. Орла от 07 ноября 2012 года N 3693 указано на необходимость Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Орла (О.В.Минкин) разместить документы, указанные в п. 1, 2 настоящего постановления (разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - объекты обслуживания автотранспорта (автозаправочные станции) и градостроительный план земельного участка), в разделе "Застроенные и подлежащие застройке земельные участки" в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Орел".
Вместе с тем, в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, площадью 1488 кв. м, местоположением: г. Орел, МР "Зареченский", 1-ая очередь застройки, являющегося приложением к постановлению администрации г. Орла, отсутствует санитарно-защитная зона ААЗС, поскольку она не может быть там отражена в силу требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане указывается место допустимого размещения объекта капитального строительства и информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (Зарегистрированы в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995) санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья, после введения их в эксплуатацию.
На основании п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В соответствии с требованиями действующего законодательства санитарно-защитная зона устанавливается после ввода объекта в эксплуатацию и отражается на Карте зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-защитным зонам предприятий Правил землепользования и застройки (в соответствии с ч. 5 статьи 30 ГрК РФ).
Таким образом, санитарно-защитная зона объектов устанавливается после ввода их в эксплуатацию и отражается в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Орел" в разделе IV "Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений".
Представленное в суд апелляционной инстанции письмо Управления Роспотребнадзора по Орловской области N 02/7393-13-20 от 20.09.2013 в адрес ООО "Нефтесервис" подтверждает, что полученное им санитарно-эпидемиологическое заключение на "Проект расчетной санитарно-защитной зоны для проектируемой автоматической мини-АЗС ООО "НефтеСервис" на пересечении ул. Алроса и Мостовая г. Орла" является первым этапом установления размера и границ окончательной санитарно-защитной зоны.
Вывод суда области о том, что в условиях отсутствия объекта на земельном участке с кадастровым номером 57:10:0030801:1001, установить окончательную СЗЗ не представляется возможным, является правильным и обоснованным.
Кроме этого заявитель не лишен права использования земельного участка и осуществления строительства ААЗС с соблюдением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Анализ представленного в дело экспертного заключения от 26.08.2011 N 263-КГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта (т. д. 1, л.д. 18-19) свидетельствует о том, что граница расчетной СЗЗ проходит - с юга - на расстоянии 18 м от границы земельного участка объекта; с севера, северо-востока - на расстоянии 50 м от границ земельного участка объекта по границе ориентировочной по классификатору СЗЗ.
На момент обследования экспертом земельного участка заявителя (26.08.2011) ООО "Стиль 5М" не являлось собственником смежного (соседнего) земельного участка с севера, северо-востока, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 14.09.2012, а он принадлежал на праве собственности ОАО "Орелстрой", которое производило застройку всего микрорайона жилыми многоквартирными домами, в том числе и дома N 1 по ул. Алроса в г. Орле. Участники процесса не отрицали, что в указанном направлении земельные участки были свободны и не заняты какими-либо объектами (постройками), следовательно, расстояние СЗЗ - 50 м определялось без учета прав и законных интересов собственника соседнего (смежного) земельного участка, в части ограничений его права собственности на использование земельного участка по целевому назначению, а именно для жилищного строительства, как это предусматривают ПЗЗ (зона Ж-1) - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
В этой связи, права заявителя на предполагаемое им в будущем строительство ААЗС на принадлежащим ему на праве собственности земельном участке не нарушаются, поскольку санитарно-защитная зона должна устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья, только после введения таких объектов (ААЗС) в эксплуатацию.
При изложенных выше обстоятельствах, арбитражный суд области правильно отказал в удовлетворении заявленных требований ООО "НефтеСервис".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, составляет для индивидуальных предпринимателей 100 рублей.
При подаче апелляционной жалобы ООО "НефтеСервис" была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 609 от 29.07.2013.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2013 по делу N А48-1572/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (302038, г. Орел, ул. Космонавтов, 1а, ОГРН 1025700771172) - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" госпошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по платежному поручению N 609 от 29.07.2013, из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)