Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2014 ПО ДЕЛУ N А55-17369/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. по делу N А55-17369/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Литовченко Галины Порфирьевны - Рябова И.Ю., доверенность от 18.06.2014 г. N 2Д-1606;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Белоусова Е.М., доверенность от 26.12.2013 г. N 367;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2014 года по делу N А55-17369/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Литовченко Галины Порфирьевны, (ОГРНИП 313631202800013), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Литовченко Галина Порфирьевна обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просила суд:
- 1. Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непредставлении в собственность за выкуп Литовченко Галины Порфирьевны земельного участка с кадастровым номером 63:01:0112009:651, площадью 431 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Пятый переулок, д. 28а, занимаемого нежилым зданием;
- 2. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении Литовченко Галины Порфирьевны в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0112009:651, площадью 431 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Пятый переулок, д. 28а, занимаемого нежилым зданием за выкуп по цене равной 30% кадастровой стоимости земельного участка;
- 3. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, направить в адрес Литовченко Галины Порфирьевны проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0112009:651, площадью 431 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Пятый переулок, д. 28а. занимаемого нежилым зданием, за выкуп по цене, равной 30 процентов кадастровой стоимости земельного участка, с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что до подачи искового заявления в суд в министерство проект договора купли-продажи земельного участка не поступал, министерство также не направляло в адрес заявителя проект договора с предложением о его заключении.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, заявителем не был соблюден предусмотренный статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации досудебный порядок урегулирования спора.
Также податель жалобы считает, что бездействие министерства в отношении сбора информации об испрашиваемом земельном участке, как предмет обжалования отсутствует.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Индивидуального предпринимателя Литовченко Галины Порфирьевны считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Администрации г.о. Самара N 1576 от 01.11.1993 ПО "Самарагорпрокатразнобыт" предоставлен в фактическое пользование земельный участок площадью 952 кв. м, занимаемый цехом по производству сопутствующих товаров, расположенный по адресу: г. Самара, 5 Переулок, д. 28А.
ПО "Самарагорпрокатразнобыт", переименованное в МП "Самарагорпрокат-разнобыт", ликвидировано вследствие банкротства, что подтверждается предоставленной суду выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц N 8075 от 01.08.2012 г.
Впоследствии данный земельный участок был разделен на два земельных участка площадью 430,7 кв. м и 521,3 кв. м 17.12.1998 года Комитету ЖКХ и ОН Администрации Октябрьского района г. Самары выдано свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования N 213598 на земельный участок площадью 430,7 кв. м по адресу: г. Самара, 5 Переулок, д. 28А.
Впоследствии склад-цех, расположенный на земельном участке площадью 430,7 кв. м по адресу: г. Самара, 5 Переулок, д. 28А был продан Силавскому В.П., а потом Литовченко Г.П.
Право собственности Литовченко Г.П. на указанный склад-цех зарегистрировано в установленном порядке в органах Росреестра, что подтверждается копией свидетельства 63 АВ 270233 от 14.12.2006 г. на имя Литовченко Г.П., имеющейся в материалах дела.
Литовченко Г.П. обращалась в Министерство с заявлением о предоставлении ей спорного земельного участка 31.05.2010 г. вх. N 12-1/0758/10с.
В предоставлении земельного участка ей было отказано, поскольку земельный участок обременен правами третьего лица- КЖКХ И ОН Администрации Железнодорожного района г.о. Самара (после реорганизации - МБУ КЖКХ г.о. Самара).
24.10.2012 г. письмом N 174 Комитет по ЖКХ и ОН Администрации Октябрьского района г.о. Самара обратился в Департамент Управления имуществом г.о. Самара по вопросу получения согласия на отказ от права постоянного бессрочного пользования в отношении спорного земельного участка в связи с отсутствием на нем строений, принадлежащих на праве собственности г.о. Самара.
Такое согласие получено не было в связи с наличием разночтений в площади земельного участка.
Письмом N 15-07-10/51076 от 05.10.2011 г. на имя Литовченко Г.П. Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 430, 7 кв. м по адресу: г. Самара, 5 Переулок, д. 28А, занимаемым принадлежащим Литовченко Г.П. склад-цехом, указав, что данный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, в связи с чем рассмотрение указанного вопроса не относится к компетенции органов местного самоуправления г.о. Самара.
09.02.2012 г. письмом N 12/2449 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Комитету ЖКХ и ОН Администрации Железнодорожного района г.о. Самара в прекращении права постоянного пользования спорным земельным участком.
02.05.2012 г. Литовченко Г.П. обратилась с заявлением (регистрационный номер N 14535) в Министерство имущественных отношений по Самарской области о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 430, 70 кв. м по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Пятый переулок, д. 28а, кадастровый номер 63:01:0112009:512, приложив к указанному заявлению копию свидетельства о праве собственности на расположенное на испрашиваемом земельном участке нежилое здание (склад-цех) N 270233 серия 63-АВ от 14.12.2006 г., выписку из ЕГРП от 04.04.2012 г. на вышеуказанное нежилое здание, подлинник кадастровой выписки о земельном участке на 1 листе, копию свидетельства о праве собственности на испрашиваемый земельный участок КЖКХ и ОН Администрации Железнодорожного район г. Самары N 213598 от 17.12.1998 г. со схемой расположения земельного участка, копию Постановления Администрации г.о. Самара от 01.11.1993 г. N 1576 "О предоставлении ПО "Самарагорпрокатразнобыт" в постоянное пользование фактически занимаемых земельных участков".
30.05.2012 г. заявление о выкупе с приложенным к нему пакетом документов было возвращено в связи с непредставлением с заявлением выписки из ЕГРП на земельный участок, сведений о предоставлении земельного участка из Управления Росреестра по Самарской области, а также плана- схемы земельного участка или кадастрового паспорта.
Вышеуказанные обстоятельства были установлены решением Октябрьского районного суда г. Самары от 26.09.2012 г. по гражданскому делу N 2-3688/12, которым признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в возврате заявления Литовченко Галины Порфирьевны N 14535 от 02.05.2012 г. о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью 430,70 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Пятый переулок, д. 28А, с кадастровым номером 63:01:0112009:512. Министерство имущественных отношений Самарской области обязано принять документы по заявлению Литовченко Галины Порфирьевны N 14535 от 02.05.2012 г. к рассмотрению и принять решение по заявлению о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Самары от 26.09.2012 N 2-3688/12 Министерство приняло к рассмотрению заявление от 02.05.2012 N 14535 в рамках заявления от N 12-1/3242/12 от 06.11.2012 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Пятый переулок, д. 28А, площадью 431,00 кв. м, занятого нежилым зданием (склад-цех) литера A3, А4.
Вышеуказанное решение суда исполнено министерством путем принятия 26.02.2013 решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 28 мая 2013 года прекращено право постоянного бессрочного пользования КЖКХ и ОН администрации Железнодорожного района г. Самары земельным участком, расположенным по адресу: г. Самара, Пятый пер. д. 28А, площадью 430,70 кв. м. Исключена из государственного кадастра недвижимости кадастровую запись о земельном участке, расположенным по адресу: г. Самара, Пятый пер. д. 28 А, кадастровый номер 63:01:0112009:512 правообладатель КЖКХ и ОН Железнодорожного района г. Самары.
В целях оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Пятый переулок, д. 28а, Литовченко Г.П. 30.04.2014 обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской с заявлением о приобщении пакета документов к заявлениям: N 14535 от 02.05.201 и N 12-1/3242/12 от 09.11.2012 о предоставлении в собственность под нежилым зданием земельного участка, площадью 421 кв. м кадастровый номер 63:01:0112009:651.
На испрашиваемом земельном участке расположено нежилое здание, принадлежащее Литовченко Г.П. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.12.2006 серия 63-АВ 270233.
Министерство, рассмотрев обращение от 30.04.2014 N 12-1/3242/12 о приобщении документов к заявлению N 12-1/3242/12, возвратило документы заявителя, указав, что решение суда исполнено министерством путем принятия 26.02.2013 решения об отказе в предоставлении земельного участка.
19.06.2014 г. Литовченко Г.П. обратилась в Министерство с новым заявлением вх. N 12-1/1407/14 о предоставлении в собственность под нежилым зданием земельного участка площадью 421 кв. м кадастровый номер 63:01:0112009:651 по указанному адресу.
Пакет документов содержал весь перечень документов, необходимых для выкупа земельного участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ и Постановлением от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", что подтверждается представленной в материалы дела распиской.
Однако ни решения о предоставлении земельного участка, ни проекта договора купли-продажи Министерство до настоящего времени не приняло и в адрес заявителя не направило.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного бездействия Министерства незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" органом, осуществляющим распоряжение вышеуказанными земельными участками, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с п. 8 ст. 36 ЗК РФ Министерство в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка должно было принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и направить заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ Министерство в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, должно было подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 11 от 24 марта 2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом верно отмечено в решении, что Литовченко Г.П. выполнены все требования законодательства, представлены в Министерство имущественных отношений Самарской области все необходимые документы.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих обоснованность требований заявителя, или свидетельствующих о наличии законных препятствий для их удовлетворения.
Судом правильно указано на то, что министерство должно было принять решение о предоставлении земельного участка и направить заявителю проект договора купли продажи земельного участка. При этом, цена земельного участка, исходя из положений названной нормы, должна была быть установлена в размере 30% кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте.
Однако ни решения о предоставлении земельного участка, ни проекта договора купли-продажи Министерство до настоящего времени не приняло и в адрес заявителя не направило.
Судом сделан правильный вывод о том, что такое бездействие Министерства является незаконным, существенно нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не позволяющим заявителю в полной мере реализовать его права на земельный участок, занимаемый объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в п. 4 Постановления N 11 от 24.03.2005, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли- продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В соответствии пп. 3 п. 1 Постановления Правительства Самарской области N 746 от 11.12.2013 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями" (далее - Постановление N 746) установлено, что продажа земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка на период со дня вступления в силу настоящего Постановления до 1 июля 2014 года собственникам зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 3 Постановления N 746 правила, установленные настоящим Постановлением, применяются также в случае, если продажа земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по истечении вышеуказанных сроков, но при этом все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и заключения договора купли-продажи, имелись в органе, осуществляющем распоряжение земельными участками, до истечения указанных сроков.
Судом правильно отмечено в решении, что законные права и интересы заявителя должны быть восстановлены путем обязания Министерства имущественных отношений Самарской области принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность заявителю земельного участка, площадью 421 кв. м, кадастровый номер 63:01:0112009:651, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Пятый переулок, д. 28а, и направления в его адрес проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность, с применением выкупной стоимости 30% от кадастровой стоимости.
Довод подателя жалобы о том, что заявителем не был соблюден предусмотренный статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации досудебный порядок урегулирования спора является неосновательным исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 г.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2014 года по делу N А55-17369/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)