Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Междуречье" - Рамазанова К.А., доверенность от 24 ноября 2014 года, Баранов В.В., доверенность от 24 ноября 2014 года,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 26 декабря 2013 года N 364,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2014 года, в зале N 6, апелляционные жалобы
Министерства имущественных отношений Самарской области,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-7835/2014, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Междуречье", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе и обязании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Междуречье" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) от 17.03.2014 г. N 12-1/2717/13 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Междуречье" путем возобновления рассмотрения заявления ООО "Междуречье" от 26.09.2013 г. вх. N 12-1/2717/13 о предоставлении в аренду ООО "Междуречье" в аренду земельного участка под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренные земельным законодательством (л.д. 3-7).
Решением суда первой инстанции от 21 октября 2014 года заявление удовлетворено в полном объеме.
Суд признал незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.03.2014 г. N 12-1/2717/13 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе, обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Междуречье" путем возобновления рассмотрения заявления ООО "Междуречье" от 26.09.2013 г. вх. N 12-1/2717/13 о предоставлении в аренду ООО "Междуречье" земельного участка под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренные земельным законодательством, и взыскал с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "Междуречье", г. Самара расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. (л.д. 71-77).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать ООО "Междуречье" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пунктом 2 главы 24 Правил благоустройства на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Пунктом 10 главы 25 Правил благоустройства наложен категорический запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения.
Согласно пункту 14 главы 27 Правил благоустройства, обеспечение чистоты и порядка на территории городского округа Самара установлен закрытый перечень правомерного сноса зеленых насаждений.
Поскольку использование испрашиваемого земельного участка под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе невозможно без уничтожения зеленых насаждений, предоставление земельного участка будет противоречить вышеуказанным нормативным правовым актам.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Междуречье", ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податель жалобы указал на то, что суд сослался на определение Верховного суда РФ от 19.03.2014 г. N 46-АПГ14-1, которым признан недействующим абзац 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 в части осуществления министерством имущественных отношений Самарское области осмотра земельного участка.
Департамент обращает внимание суда на то, что оспариваемое заявителем решение принято министерством 17.03.2014 г. то есть до вступления в силу Определения Верховного суда РФ от 19.03.2014 г. 46-АПГ14-1.
Согласно сведениям из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта и принадлежит к территории общего пользования.
Из имеющейся в материалах дела выкопировки усматривается, что частично испрашиваемый земельный участок покрыт поверхностными водами водного объекта - реки Сок.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по мотивам, изложенным в отзыве (вх. от 22.12.2014 г.).
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 26.09.2013 г. заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе.
17.03.2014 г. уведомлением N 12-1/27171/13 Министерством отказано ООО "Междуречье" в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 8-9).
Ответчиком отказ мотивирован наличием на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений, что зафиксировано в акте осмотра N 1877, составленном ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" 24.10.2013 г. по поручению Министерства имущественных отношений Самарской области, со ссылкой на пункт 2 главы 26 Постановления Главы города N 404, согласно которому запрещается хозяйственная или иная деятельность на испрашиваемом земельном участке.
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд.
21 октября 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение (л.д. 71-77).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок N 74).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 74 в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
Судом установлено, что по поручению ответчика государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" был составлен акт осмотра испрашиваемого земельного участка, согласно которому на части указанного земельного участка произрастают деревья и кустарники.
Отказ ответчика заявителю в предоставлению в аренду земельного участка мотивирован тем, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Порядком предусмотрено, что при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Доказательств того, что предполагаемое использование испрашиваемого земельного участка требует сноса зеленых насаждений ответчиком суду не представлено.
Обоснованно судом признана несостоятельной ссылка ответчика на положения Постановления Главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. N 404 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара", поскольку постановление Главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. N 404 не может определять основания для отказа в предоставлении заявителю земельного участка а аренду.
Согласно Приказу Госстроя N 153 от 15.12.1999 г. об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, настоящие Правила являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства.
Правила разработаны с учетом ныне действующих стандартов, строительных и эксплуатационных норм и правил, а также источников и материалов, обобщающих практический опыт.
В соответствии с пунктом 1 Правил благоустройства, данный правовой акт устанавливает единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и физических лиц.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод подателя жалобы - департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о том, что использование земельного участка не соответствует зонированию территории городского округа Самара, в том числе в силу его расположения в береговой полосе водного объекта и принадлежности к территории общего пользования, поскольку заявителем испрашивается земельный участок под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента).
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что судом сделан правомерный вывод о том, что оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.03.2014 г. N 12-1/2717/13 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе, противоречит Порядку распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы ответчика и третьего лица не содержат.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции принято законное, обоснованное и мотивированное решение.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-7835/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 11АП-18005/2014, 11АП-18330/2014 ПО ДЕЛУ N А55-7835/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А55-7835/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Междуречье" - Рамазанова К.А., доверенность от 24 ноября 2014 года, Баранов В.В., доверенность от 24 ноября 2014 года,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 26 декабря 2013 года N 364,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2014 года, в зале N 6, апелляционные жалобы
Министерства имущественных отношений Самарской области,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-7835/2014, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Междуречье", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе и обязании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Междуречье" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) от 17.03.2014 г. N 12-1/2717/13 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Междуречье" путем возобновления рассмотрения заявления ООО "Междуречье" от 26.09.2013 г. вх. N 12-1/2717/13 о предоставлении в аренду ООО "Междуречье" в аренду земельного участка под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренные земельным законодательством (л.д. 3-7).
Решением суда первой инстанции от 21 октября 2014 года заявление удовлетворено в полном объеме.
Суд признал незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.03.2014 г. N 12-1/2717/13 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе, обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Междуречье" путем возобновления рассмотрения заявления ООО "Междуречье" от 26.09.2013 г. вх. N 12-1/2717/13 о предоставлении в аренду ООО "Междуречье" земельного участка под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренные земельным законодательством, и взыскал с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "Междуречье", г. Самара расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. (л.д. 71-77).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать ООО "Междуречье" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пунктом 2 главы 24 Правил благоустройства на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Пунктом 10 главы 25 Правил благоустройства наложен категорический запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения.
Согласно пункту 14 главы 27 Правил благоустройства, обеспечение чистоты и порядка на территории городского округа Самара установлен закрытый перечень правомерного сноса зеленых насаждений.
Поскольку использование испрашиваемого земельного участка под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе невозможно без уничтожения зеленых насаждений, предоставление земельного участка будет противоречить вышеуказанным нормативным правовым актам.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Междуречье", ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податель жалобы указал на то, что суд сослался на определение Верховного суда РФ от 19.03.2014 г. N 46-АПГ14-1, которым признан недействующим абзац 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 в части осуществления министерством имущественных отношений Самарское области осмотра земельного участка.
Департамент обращает внимание суда на то, что оспариваемое заявителем решение принято министерством 17.03.2014 г. то есть до вступления в силу Определения Верховного суда РФ от 19.03.2014 г. 46-АПГ14-1.
Согласно сведениям из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта и принадлежит к территории общего пользования.
Из имеющейся в материалах дела выкопировки усматривается, что частично испрашиваемый земельный участок покрыт поверхностными водами водного объекта - реки Сок.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по мотивам, изложенным в отзыве (вх. от 22.12.2014 г.).
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 26.09.2013 г. заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе.
17.03.2014 г. уведомлением N 12-1/27171/13 Министерством отказано ООО "Междуречье" в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 8-9).
Ответчиком отказ мотивирован наличием на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений, что зафиксировано в акте осмотра N 1877, составленном ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" 24.10.2013 г. по поручению Министерства имущественных отношений Самарской области, со ссылкой на пункт 2 главы 26 Постановления Главы города N 404, согласно которому запрещается хозяйственная или иная деятельность на испрашиваемом земельном участке.
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд.
21 октября 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение (л.д. 71-77).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок N 74).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 74 в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
Судом установлено, что по поручению ответчика государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" был составлен акт осмотра испрашиваемого земельного участка, согласно которому на части указанного земельного участка произрастают деревья и кустарники.
Отказ ответчика заявителю в предоставлению в аренду земельного участка мотивирован тем, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Порядком предусмотрено, что при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Доказательств того, что предполагаемое использование испрашиваемого земельного участка требует сноса зеленых насаждений ответчиком суду не представлено.
Обоснованно судом признана несостоятельной ссылка ответчика на положения Постановления Главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. N 404 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара", поскольку постановление Главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. N 404 не может определять основания для отказа в предоставлении заявителю земельного участка а аренду.
Согласно Приказу Госстроя N 153 от 15.12.1999 г. об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, настоящие Правила являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства.
Правила разработаны с учетом ныне действующих стандартов, строительных и эксплуатационных норм и правил, а также источников и материалов, обобщающих практический опыт.
В соответствии с пунктом 1 Правил благоустройства, данный правовой акт устанавливает единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и физических лиц.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод подателя жалобы - департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о том, что использование земельного участка не соответствует зонированию территории городского округа Самара, в том числе в силу его расположения в береговой полосе водного объекта и принадлежности к территории общего пользования, поскольку заявителем испрашивается земельный участок под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента).
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что судом сделан правомерный вывод о том, что оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.03.2014 г. N 12-1/2717/13 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, возле моста через реку Сок, площадью 4532 кв. м под установку некапитальных вспомогательных строений (без укладки фундамента) и инфраструктуры для отдыха на природе, противоречит Порядку распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы ответчика и третьего лица не содержат.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции принято законное, обоснованное и мотивированное решение.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-7835/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)