Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 30 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Е.Н. Номоконовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш дом - Приморье"
апелляционное производство N 05АП-11829/2014
на решение от 23.07.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-14834/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш дом - Приморье" (ИНН 2540169566, ОГРН 1112540001353, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.03.2011),
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009),
- об оспаривании решения;
- при участии:
от Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш дом - Приморье": адвокат Елсукова Г.И. по доверенности от 29.09.2014 сроком действия на один год, удостоверение,
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 17.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, удостоверение.
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Наш дом - Приморье" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА г. Владивостока) N 5648/20у от 17.04.2014 об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековской, 10 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - административное здание, предусмотренное для размещения органов управления садоводческого некоммерческого товарищества, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, и об обязании УГА г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековской, 10 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - административное здание, предусмотренное для размещения органов управления садоводческого некоммерческого товарищества, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Садоводческое некоммерческое товарищество "Наш дом - Приморье" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что действующее земельное законодательство не обязывает лицо, заинтересованное в получении земельного участка для строительства, предоставлять на стадии формирования земельного участка обоснование примерного размера земельного участка.
Настаивает на том, что испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц. Полагает, что цель, для которой испрашивается земельный участок относится к основному виду разрешенного использования зоны Ж-4.
В судебном заседании представитель товарищества доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 18.11.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением вх.N 29-47087 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, 10 для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства.
27.11.2013 Департамент письмом N 20/03/02-13/32855 обратился на имя главы г. Владивостока за утверждением схемы расположения земельного участка с приложением документов, полученных от товарищества.
15.01.2014 товариществом представлено в Департамент заявление об уточнении намерений в отношении испрашиваемого земельного участка, просило предоставить земельный участок в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: административное здание, предусмотренное дл размещения органов управления СНТ, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции.
Также товарищество представило дополнительные документы, а именно: топографическую съемку в масштабе 1:500, схему расположения земельного участка на кадастром плане соответствующей территории как на бумажном, так и на электронном носителях, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ участка.
Указанное заявление с пакетом документов письмом от 20.01.2014 N 20/03/02-13/1323 N 28784/20у было направлено департаментом на имя главы г. Владивостока.
Письмом N 32815/20у от 30.01.2014 УГА г. Владивостока отказало в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по причине того, что границы испрашиваемого земельного участка находятся в границах территории, утвержденной Постановлением администрации г. Владивостока от 13.06.2013 N 1662 для разработки проекта планировки территорий в районе ул. Артековская, 10 и последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в рамках исполнения закона Приморского края от 08.11.2011 N 837- КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".
03.03.2014 заявитель в дополнение к ранее поданным заявлениями от 18.11.2013 и 15.01.2014 обратился в Департамент с заявлением N 20-9086 о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 10, в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: административное здание, предусмотренное для размещения органов управления СНТ, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции.
Заявитель просил направить предоставленный ранее пакет документов, прилагаемый к заявлению N 20-1048 от 15.01.2014, а также прилагаемое к данному заявлению обоснование к акту выбора испрашиваемого земельного участка в адрес УГА г. Владивостока для дальнейшего утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом от 07.03.2014 N 20/03/02-12/7473 Департамент направил в Администрацию г. Владивостока обращение о выборе земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Письмом от 17.04.2014 N 5648/20у УГА г. Владивостока рассмотрело обращение и поступившие документы, и приняло решение об отказе в предоставлении услуги по обеспечению выбора земельного участка.
В обоснование отказа УГА г. Владивостока указало следующее:
- - границы испрашиваемого земельного участка находятся в границах территорий, планируемой к предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в рамках исполнения закона Приморского края от 08.11.2011 N 837- КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае";
- - заявителем не представлено обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка;
- - в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее по тексту -Правила) утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, где в основных видах разрешенного использования предусмотрено размещение объектов административного назначения, только для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- - согласно представленным заявителем схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории установлено что: испрашиваемой целью является - размещение административного здания и трансформаторной подстанции, вид разрешенного использования указан - ведение дачного хозяйства. Таким образом, выявляю не соответствие представленных документов градостроительному регламенту. Также, в представленных заявителем документах указана адресная привязка испрашиваемого земельного участка: в районе ул. Артековская, 10, однако схемы представлены с указанием адреса: в районе ул. Артековская, 26.
Не согласившись с отказом управления, посчитав его нарушающим права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 10, в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: административное здание, предусмотренное для размещения органов управления СНТ, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции.
Заявление товарищества и представленный с ним пакет документов в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что Управлением выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства объекта, не производились.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательства по делу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЗК РФ под определенные цели.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте, являющемся частью правил землепользования и застройки (пункты 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (статья 7 ЗК РФ, пункт 4 статьи 37 ГрК РФ).
Пункт 8 статьи 36 ГрК РФ предоставляет возможность правообладателям использовать земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Вместе с тем, возможность предоставления вновь образуемого земельного участка, вид разрешенного использования которого не соответствует градостроительному регламенту, законодательством не предусмотрена.
Положения статьи 31 ЗК РФ, устанавливающие право заинтересованного лица на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти о предоставлении земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и обязанность органа государственной власти принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, применяются в нормативном единстве с другими положениями ЗК РФ и иных законодательных актов.
Следовательно, реализация права на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти принять соответствующее решение, закрепленные данными положениями, допустимы лишь на условиях, установленных законом, в частности исходя из общего принципа целевого использования земельного участка.
Из материалов дела установлено, что согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 27.05.2014 N 2-1-17/4486, испрашиваемый товариществом земельный участок полностью расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства), где в основных видах разрешенного использования предусмотрено размещение объектов административного назначения, только для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, к которым заявитель не относится.
Таким образом, учитывая, что выбранный заявителем вид разрешенного использования не соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным Правилами землепользования и застройки, а зона Ж-4, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, исключает использование земельного участка для заявленных целей, у ответчика отсутствовали основания для обеспечения выбора земельного участка.
Довод заявителя о том, что размещения органов управления СНТ, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции, необходимо для целей ведения дачного хозяйства, коллегией отклоняется, как не основанный на нормах действующего законодательства и не свидетельствующий, в силу приведенных нормативных положений, о возможности выбора земельного участка для целей, не предусмотренных градостроительным регламентом.
Оценивая иные основания, приведенные ответчиком в оспариваемом отказе, коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела, в частности обзорной схемы взаимного расположения земельных участков в районе ул. Артековская,10 подтверждается, что испрашиваемый Товариществом земельный участок расположен в границах территории, планируемой к предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в рамках исполнения Закона Приморского края от 08.11.2011 N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", согласно постановлению администрации г. Владивостока от 13.06.2013 N 1662.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что возможность формирования земельного участка Товариществом отсутствует и по рассмотренному основанию.
Оценивая отказ УГА г. Владивостока в части непредставления товариществом обоснования примерного размера земельного участка, коллегия принимает во внимание, что такое обоснование указано в пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве обязательного к представлению.
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, предусмотрено аналогичное правило.
Обоснование примерного размера земельного участка заявителем не представлено.
Имеющееся в материалах дела обоснование к акту выбора, не содержит параметров объекта строительства, расчета площади земельного участка, необходимого для его использования, что свидетельствует о несоответствии заявления Товарищества требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской, п. 2.6 Регламента N 1608.
Кроме того, судом апелляционной инстанции из графических материалов дела установлено, что испрашиваемый товариществом земельный участок расположен в границах технических зон инженерных коммуникаций (кабель электропередачи КЛ 6 кв).
В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
С учетом данной нормы нахождение на земельном участке линии электроснабжения препятствует его формированию для строительства.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу об отсутствии доказательств незаконности оспариваемого отказа в обеспечении выбора земельного участка и об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.07.2014 по делу N А51-14834/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2014 N 05АП-11829/2014 ПО ДЕЛУ N А51-14834/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. N 05АП-11829/2014
Дело N А51-14834/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 30 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Е.Н. Номоконовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш дом - Приморье"
апелляционное производство N 05АП-11829/2014
на решение от 23.07.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-14834/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш дом - Приморье" (ИНН 2540169566, ОГРН 1112540001353, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.03.2011),
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009),
- об оспаривании решения;
- при участии:
от Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш дом - Приморье": адвокат Елсукова Г.И. по доверенности от 29.09.2014 сроком действия на один год, удостоверение,
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 17.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, удостоверение.
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Наш дом - Приморье" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА г. Владивостока) N 5648/20у от 17.04.2014 об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековской, 10 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - административное здание, предусмотренное для размещения органов управления садоводческого некоммерческого товарищества, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, и об обязании УГА г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековской, 10 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - административное здание, предусмотренное для размещения органов управления садоводческого некоммерческого товарищества, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Садоводческое некоммерческое товарищество "Наш дом - Приморье" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что действующее земельное законодательство не обязывает лицо, заинтересованное в получении земельного участка для строительства, предоставлять на стадии формирования земельного участка обоснование примерного размера земельного участка.
Настаивает на том, что испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц. Полагает, что цель, для которой испрашивается земельный участок относится к основному виду разрешенного использования зоны Ж-4.
В судебном заседании представитель товарищества доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 18.11.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением вх.N 29-47087 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, 10 для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства.
27.11.2013 Департамент письмом N 20/03/02-13/32855 обратился на имя главы г. Владивостока за утверждением схемы расположения земельного участка с приложением документов, полученных от товарищества.
15.01.2014 товариществом представлено в Департамент заявление об уточнении намерений в отношении испрашиваемого земельного участка, просило предоставить земельный участок в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: административное здание, предусмотренное дл размещения органов управления СНТ, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции.
Также товарищество представило дополнительные документы, а именно: топографическую съемку в масштабе 1:500, схему расположения земельного участка на кадастром плане соответствующей территории как на бумажном, так и на электронном носителях, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ участка.
Указанное заявление с пакетом документов письмом от 20.01.2014 N 20/03/02-13/1323 N 28784/20у было направлено департаментом на имя главы г. Владивостока.
Письмом N 32815/20у от 30.01.2014 УГА г. Владивостока отказало в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по причине того, что границы испрашиваемого земельного участка находятся в границах территории, утвержденной Постановлением администрации г. Владивостока от 13.06.2013 N 1662 для разработки проекта планировки территорий в районе ул. Артековская, 10 и последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в рамках исполнения закона Приморского края от 08.11.2011 N 837- КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".
03.03.2014 заявитель в дополнение к ранее поданным заявлениями от 18.11.2013 и 15.01.2014 обратился в Департамент с заявлением N 20-9086 о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 10, в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: административное здание, предусмотренное для размещения органов управления СНТ, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции.
Заявитель просил направить предоставленный ранее пакет документов, прилагаемый к заявлению N 20-1048 от 15.01.2014, а также прилагаемое к данному заявлению обоснование к акту выбора испрашиваемого земельного участка в адрес УГА г. Владивостока для дальнейшего утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом от 07.03.2014 N 20/03/02-12/7473 Департамент направил в Администрацию г. Владивостока обращение о выборе земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Письмом от 17.04.2014 N 5648/20у УГА г. Владивостока рассмотрело обращение и поступившие документы, и приняло решение об отказе в предоставлении услуги по обеспечению выбора земельного участка.
В обоснование отказа УГА г. Владивостока указало следующее:
- - границы испрашиваемого земельного участка находятся в границах территорий, планируемой к предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в рамках исполнения закона Приморского края от 08.11.2011 N 837- КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае";
- - заявителем не представлено обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка;
- - в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее по тексту -Правила) утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, где в основных видах разрешенного использования предусмотрено размещение объектов административного назначения, только для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- - согласно представленным заявителем схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории установлено что: испрашиваемой целью является - размещение административного здания и трансформаторной подстанции, вид разрешенного использования указан - ведение дачного хозяйства. Таким образом, выявляю не соответствие представленных документов градостроительному регламенту. Также, в представленных заявителем документах указана адресная привязка испрашиваемого земельного участка: в районе ул. Артековская, 10, однако схемы представлены с указанием адреса: в районе ул. Артековская, 26.
Не согласившись с отказом управления, посчитав его нарушающим права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 10, в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: административное здание, предусмотренное для размещения органов управления СНТ, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции.
Заявление товарищества и представленный с ним пакет документов в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что Управлением выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства объекта, не производились.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательства по делу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЗК РФ под определенные цели.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте, являющемся частью правил землепользования и застройки (пункты 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (статья 7 ЗК РФ, пункт 4 статьи 37 ГрК РФ).
Пункт 8 статьи 36 ГрК РФ предоставляет возможность правообладателям использовать земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Вместе с тем, возможность предоставления вновь образуемого земельного участка, вид разрешенного использования которого не соответствует градостроительному регламенту, законодательством не предусмотрена.
Положения статьи 31 ЗК РФ, устанавливающие право заинтересованного лица на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти о предоставлении земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и обязанность органа государственной власти принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, применяются в нормативном единстве с другими положениями ЗК РФ и иных законодательных актов.
Следовательно, реализация права на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти принять соответствующее решение, закрепленные данными положениями, допустимы лишь на условиях, установленных законом, в частности исходя из общего принципа целевого использования земельного участка.
Из материалов дела установлено, что согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 27.05.2014 N 2-1-17/4486, испрашиваемый товариществом земельный участок полностью расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства), где в основных видах разрешенного использования предусмотрено размещение объектов административного назначения, только для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, к которым заявитель не относится.
Таким образом, учитывая, что выбранный заявителем вид разрешенного использования не соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным Правилами землепользования и застройки, а зона Ж-4, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, исключает использование земельного участка для заявленных целей, у ответчика отсутствовали основания для обеспечения выбора земельного участка.
Довод заявителя о том, что размещения органов управления СНТ, пункта охраны общественного порядка и трансформаторной подстанции, необходимо для целей ведения дачного хозяйства, коллегией отклоняется, как не основанный на нормах действующего законодательства и не свидетельствующий, в силу приведенных нормативных положений, о возможности выбора земельного участка для целей, не предусмотренных градостроительным регламентом.
Оценивая иные основания, приведенные ответчиком в оспариваемом отказе, коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела, в частности обзорной схемы взаимного расположения земельных участков в районе ул. Артековская,10 подтверждается, что испрашиваемый Товариществом земельный участок расположен в границах территории, планируемой к предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в рамках исполнения Закона Приморского края от 08.11.2011 N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", согласно постановлению администрации г. Владивостока от 13.06.2013 N 1662.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что возможность формирования земельного участка Товариществом отсутствует и по рассмотренному основанию.
Оценивая отказ УГА г. Владивостока в части непредставления товариществом обоснования примерного размера земельного участка, коллегия принимает во внимание, что такое обоснование указано в пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве обязательного к представлению.
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, предусмотрено аналогичное правило.
Обоснование примерного размера земельного участка заявителем не представлено.
Имеющееся в материалах дела обоснование к акту выбора, не содержит параметров объекта строительства, расчета площади земельного участка, необходимого для его использования, что свидетельствует о несоответствии заявления Товарищества требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской, п. 2.6 Регламента N 1608.
Кроме того, судом апелляционной инстанции из графических материалов дела установлено, что испрашиваемый товариществом земельный участок расположен в границах технических зон инженерных коммуникаций (кабель электропередачи КЛ 6 кв).
В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
С учетом данной нормы нахождение на земельном участке линии электроснабжения препятствует его формированию для строительства.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу об отсутствии доказательств незаконности оспариваемого отказа в обеспечении выбора земельного участка и об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.07.2014 по делу N А51-14834/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)