Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" (ОГРН 1026402494293, ИНН 6451200645, адрес местонахождения: 410049 г. Саратов, пр-т Энтузиастов, 13)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 ноября 2013 года по делу N А57-10768/2013 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" (ОГРН 1026402494293, ИНН 6451200645, адрес местонахождения: 410049, г. Саратов, пр-т Энтузиастов, 13)
к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Первомайская, 78),
Комитету по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860, адрес местонахождения: г. Саратов, Театральная пл., 7),
Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1)
о признании недействительным постановления от 22.05.2013 N 980 и обязании устранить допущенные нарушения прав,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" - Стоянов В.А., по доверенности N 2 от 01.03.2013 (паспорт),
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Абушаева Г.А., по доверенности N 01-03/24 (удостоверение),
от Комитета по управлению имуществом города Саратова - Захарова В.В., по доверенности N 15.14/26994 от 16.10.2013 (паспорт),
от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" (далее - заявитель, ООО "Эллада-ПК", Общество) с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом), Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству) о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.05.2013 N 980 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Эллада - ПК" в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 5 248 кв. м с кадастровым номером 64:48:020322:40, расположенного по адресу: г. Саратов, Проспект Энтузиастов д. 13 в Заводском районе для целей не связанных со строительством"; об обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" в двухнедельный срок со дня вступления по настоящему делу решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Эллада - ПК" в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 5 248 кв. м с кадастровым номером 64:48:020322:40, расположенного по адресу: г. Саратов, Проспект Энтузиастов д. 13 в Заводском районе, для целей не связанных со строительством.
Решением от 01 ноября 2013 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Кроме того, суд возвратил обществу с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 6 000 рублей, оплаченную платежным поручением от 18.04.2013 N 14, выдав справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины.
ООО "Эллада-ПК" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Участники процесса в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по управлению имуществом города Саратова считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовые уведомления N 99130 2 и N 99131 9 о вручении корреспонденции), явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 23 ноября 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.03.2013 ООО "Эллада-ПК" обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении, в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, права аренды на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020322:40 площадью 5248 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, пр-т Энтузиастов, д. 13 для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также для размещения автостоянки (т. 1, л.д. 34).
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.05.2013 N 980 обществу с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-2 (зона многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания), для которой вид разрешенного использования "автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта от 100 до 300 машиномест" является условно разрешенным. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Также, отказывая ООО "Эллада-ПК" в предоставлении в аренду земельного участка, Администрация указала на то, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления. Схемой размещения нестационарных торговых объектов размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке, не предусмотрено.
Не согласившись с указанным постановлением Администрации Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый ненормативный акт соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, пришел к выводу, что заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплена процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В пункте 1 указанной статьи закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление в исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение истребуемым земельным участком. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать земельный участок, его размеры, местоположение и испрашиваемое право (право собственности или аренды) на земельный участок.
После этого орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующих территорий.
Заявитель на основании указанной схемы обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта.
В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. После принятия указанного решения в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (пункты 5, 6 статьи 34 ЗК РФ).
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы о том, что поскольку земельный участок не изъят из оборота, он может быть предоставлен Обществу по его заявлению.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Этот принцип развивается в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 23 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", составной частью которых является Карта градостроительного зонирования территории города, а также Градостроительные регламенты для ряда территориальных зон, условно обозначенных на данной карте.
Пунктом 2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено, что настоящие Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании "Город Саратов" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Виды территориальных зон установлены в Таблице 3.1 вышеназванных Правил,
В Таблице 5.1 указанных выше Правил представлены основные виды использования земельных участков и условно разрешенные виды использования для всех территориальных зон.
Испрашиваемый земельный участок, с кадастровым номером 64:48:020322:40 площадью 5248 кв. м, отнесен к зоне ОД-2 - зоне многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания, для которой вид разрешенного использования "автостоянка открытого типа индивидуального автотранспорта до 100 машиномест" является условно разрешенным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым использованием. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 N 65-633 утверждено Положение о публичных слушаниях в городе Саратове, согласно которому публичные слушания - это одна из форм реализации населением муниципального образования "Город Саратов" своего конституционного права на местное самоуправление.
Органом, ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний по вопросам, является Комиссия по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
ООО "Эллада-ПК" в уполномоченный орган за разрешением на условно разрешенный вид использования не обращалось.
Также, отказывая ООО "Эллада-ПК" в предоставлении в аренду земельного участка, Администрация Муниципального образования "Город Саратов" указала на то, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления. Схемой размещения нестационарных торговых объектов размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке, не предусмотрено.
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в порядке, установленном органами власти субъекта Российской Федерации, утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных органами власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с документами планирования, правил землепользования и застройки.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" N 516 от 16.03.2011 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 г.г.
Утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов, размещение нестационарных торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено. Доказательств включения участка по заявлению ООО "Эллада-ПК" в указанную схему не представлено.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, не соблюдено основное требование для реализации возможности размещения нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалованной части, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу ООО "Эллада-ПК" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "Эллада-ПК" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Платежным поручением от 01.11.2013 N 20 ООО "Эллада-ПК" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Следовательно, ООО "Эллада-ПК" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 ноября 2013 года по делу N А57-10768/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением от 01.11.2013 N 20 государственной пошлины в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2013 ПО ДЕЛУ N А57-10768/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. по делу N А57-10768/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" (ОГРН 1026402494293, ИНН 6451200645, адрес местонахождения: 410049 г. Саратов, пр-т Энтузиастов, 13)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 ноября 2013 года по делу N А57-10768/2013 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" (ОГРН 1026402494293, ИНН 6451200645, адрес местонахождения: 410049, г. Саратов, пр-т Энтузиастов, 13)
к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Первомайская, 78),
Комитету по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860, адрес местонахождения: г. Саратов, Театральная пл., 7),
Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1)
о признании недействительным постановления от 22.05.2013 N 980 и обязании устранить допущенные нарушения прав,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" - Стоянов В.А., по доверенности N 2 от 01.03.2013 (паспорт),
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Абушаева Г.А., по доверенности N 01-03/24 (удостоверение),
от Комитета по управлению имуществом города Саратова - Захарова В.В., по доверенности N 15.14/26994 от 16.10.2013 (паспорт),
от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" (далее - заявитель, ООО "Эллада-ПК", Общество) с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом), Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству) о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.05.2013 N 980 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Эллада - ПК" в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 5 248 кв. м с кадастровым номером 64:48:020322:40, расположенного по адресу: г. Саратов, Проспект Энтузиастов д. 13 в Заводском районе для целей не связанных со строительством"; об обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" в двухнедельный срок со дня вступления по настоящему делу решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Эллада - ПК" в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 5 248 кв. м с кадастровым номером 64:48:020322:40, расположенного по адресу: г. Саратов, Проспект Энтузиастов д. 13 в Заводском районе, для целей не связанных со строительством.
Решением от 01 ноября 2013 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Кроме того, суд возвратил обществу с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 6 000 рублей, оплаченную платежным поручением от 18.04.2013 N 14, выдав справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины.
ООО "Эллада-ПК" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Участники процесса в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по управлению имуществом города Саратова считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовые уведомления N 99130 2 и N 99131 9 о вручении корреспонденции), явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 23 ноября 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.03.2013 ООО "Эллада-ПК" обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении, в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, права аренды на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020322:40 площадью 5248 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, пр-т Энтузиастов, д. 13 для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также для размещения автостоянки (т. 1, л.д. 34).
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.05.2013 N 980 обществу с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-2 (зона многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания), для которой вид разрешенного использования "автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта от 100 до 300 машиномест" является условно разрешенным. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Также, отказывая ООО "Эллада-ПК" в предоставлении в аренду земельного участка, Администрация указала на то, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления. Схемой размещения нестационарных торговых объектов размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке, не предусмотрено.
Не согласившись с указанным постановлением Администрации Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый ненормативный акт соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, пришел к выводу, что заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплена процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В пункте 1 указанной статьи закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление в исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение истребуемым земельным участком. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать земельный участок, его размеры, местоположение и испрашиваемое право (право собственности или аренды) на земельный участок.
После этого орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующих территорий.
Заявитель на основании указанной схемы обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта.
В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. После принятия указанного решения в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (пункты 5, 6 статьи 34 ЗК РФ).
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы о том, что поскольку земельный участок не изъят из оборота, он может быть предоставлен Обществу по его заявлению.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Этот принцип развивается в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 23 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", составной частью которых является Карта градостроительного зонирования территории города, а также Градостроительные регламенты для ряда территориальных зон, условно обозначенных на данной карте.
Пунктом 2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено, что настоящие Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании "Город Саратов" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Виды территориальных зон установлены в Таблице 3.1 вышеназванных Правил,
В Таблице 5.1 указанных выше Правил представлены основные виды использования земельных участков и условно разрешенные виды использования для всех территориальных зон.
Испрашиваемый земельный участок, с кадастровым номером 64:48:020322:40 площадью 5248 кв. м, отнесен к зоне ОД-2 - зоне многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания, для которой вид разрешенного использования "автостоянка открытого типа индивидуального автотранспорта до 100 машиномест" является условно разрешенным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым использованием. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 N 65-633 утверждено Положение о публичных слушаниях в городе Саратове, согласно которому публичные слушания - это одна из форм реализации населением муниципального образования "Город Саратов" своего конституционного права на местное самоуправление.
Органом, ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний по вопросам, является Комиссия по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
ООО "Эллада-ПК" в уполномоченный орган за разрешением на условно разрешенный вид использования не обращалось.
Также, отказывая ООО "Эллада-ПК" в предоставлении в аренду земельного участка, Администрация Муниципального образования "Город Саратов" указала на то, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления. Схемой размещения нестационарных торговых объектов размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке, не предусмотрено.
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в порядке, установленном органами власти субъекта Российской Федерации, утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных органами власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с документами планирования, правил землепользования и застройки.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" N 516 от 16.03.2011 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 г.г.
Утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов, размещение нестационарных торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено. Доказательств включения участка по заявлению ООО "Эллада-ПК" в указанную схему не представлено.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, не соблюдено основное требование для реализации возможности размещения нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалованной части, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу ООО "Эллада-ПК" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "Эллада-ПК" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Платежным поручением от 01.11.2013 N 20 ООО "Эллада-ПК" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Следовательно, ООО "Эллада-ПК" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 ноября 2013 года по делу N А57-10768/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Эллада-ПК" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением от 01.11.2013 N 20 государственной пошлины в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)