Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2015 N 11АП-5219/2015 ПО ДЕЛУ N А55-18087/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2015 г. по делу N А55-18087/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Порт-3" - представителя Трапезановой Э.В. (доверенность от 30 января 2015 года),
от министерства строительства Самарской области - представителя Блиновой М.В. (доверенность от 17 июня 2015 года),
от третьих лиц: департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - представитель не явился, извещено,
департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2015 года по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции, заявление общества с ограниченной ответственностью "Порт-3", г. Самара, к министерству строительства Самарской области, г. Самара, третьи лица: департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Самара, департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Порт-3" (далее - ООО "Порт-3", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к министерству строительства Самарской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по возврату в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара актов о выборе и схем расположения земельных участков площадью 2810 кв. м, площадью 28 283 кв. м, относящихся по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халутурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары и об обязании в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предварительного согласования места размещения и утверждения актов о выборе земельных участков, расположенных по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящихся по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства площадью 2810 кв. м и площадью 28 283 кв. м.
От заявителя в ходе судебного заседания поступил отказ от заявленных требований в части признания незаконными действий министерства строительства Самарской области по возврату в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара акта о выборе и схемы расположения земельного участка площадью 28 283 кв. м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары и об обязании в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предварительного согласования места размещения и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 28 283 кв. м, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Принимая во внимание, что частичный отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц, суд первой инстанции принял частичный отказ от заявленных требований и производство по делу в данной части прекратил.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Порт-3" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Порт-3" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, признать незаконными действия министерства строительства Самарской области по возврату в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара акта о выборе и схемы расположения земельного участка площадью 2810 кв. м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халутурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары; обязать министерство строительства Самарской области в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предварительного согласования места размещения и утверждения акта о выборе земельного участка, площадью 2810 кв. м расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства. При этом общество ссылается на то, что нормативными правовым актами не предусмотрена возможность возврата министерством акта о выборе земельного участка и схемы его расположения на кадастровом плане соответствующей территории. Министерство не было лишено возможности направить и получить необходимую информацию самостоятельно. На довод министерства об отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка заявитель возражает, ссылаясь на представление копию газеты, в которой была размещена соответствующая информация.
В отзывах на апелляционную жалобу министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 25 июня 2015 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, послужили следующие обстоятельства:
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2015 года к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент управления имуществом городского округа Самара (т. 2, л.д. 160-163).
Данным определением рассмотрение дела было отложено и назначено к судебному разбирательству на 16 февраля 2015 года на 10 часов.
При этом привлеченному к участию в деле третьему лицу было предложено представить отзыв на заявление, а также доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка, занимаемого объектом дорожного хозяйства - ул. Набережная реки Самара, а также схему расположения данного земельного участка.
В судебном заседании 16 февраля 2015 года дело было рассмотрено без участия представителя департамента управления имуществом городского округа Самара при отсутствии доказательств извещения департамента надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В материалах дела отсутствует уведомление об извещении департамента управления имуществом городского округа Самара о времени и месте рассмотрения дела.
В протоколе судебного заседания от 16 февраля 2015 года, объявленной резолютивной части решения суда первой инстанции от 24 февраля 2015 года и решении суда 1 инстанции от 03 марта 2015 года департамент управления имуществом городского округа Самара в качестве участвующего в деле третьего лица не указан.
Данные обстоятельства свидетельствуют о рассмотрении судом 1 инстанции дела в отсутствие департамента управления имуществом г.о. Самара, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица и не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что в силу пп. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22 июля 2015 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 30 мин 17 августа 2015 года.
От ООО "Порт-3" поступило письменное заявление об уточнении исковых требований, в котором общество просит привлечь департамент строительства и архитектуры городского округа Самара к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Решение Арбитражного суда Самарской области по делу от 03 марта 2015 года отменить. Принять по делу новый судебный акт. Признать незаконными действия министерства строительства Самарской области по возврату в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара акта о выборе и схемы расположения земельного участка площадью 2810 кв. м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары. Обязать департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2810 кв. м, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению. Уточнение заявленных требований следует принять в порядке ст. 49 АПК РФ, исключить из числа третьих лиц департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, привлечь департамент строительства и архитектуры городского округа Самара к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Определением суда от 17 августа 2015 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Драгоценновой И.С. в связи с ее нахождением в очередном ежегодном отпуске на судью Попову Е.Г., судьи Юдкина А.А. в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске на судью Семушкина В.С. после чего рассмотрение дело было начато заново.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 17 августа 2015 года представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом уточнения. При этом представитель общества уточнил заявленные требования: просил признать незаконными действия министерства строительства Самарской области, указанные в уточненном заявлении, выраженные в письме министерства строительства Самарской области от 17 апреля 2014 года N 3/2756.
Представитель министерства возражал против удовлетворения заявления общества.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2013 года по делу N А55-34718/2012 (вступившим в законную силу) признано незаконным бездействие департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, заключающееся в неутверждении схем расположения, неосуществлении работ по выбору и неоформлении актов о выборе земельных участков площадью 2810 кв. м; площадью 28283 кв. м, относящихся по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары; на департамент строительства, и архитектуры г.о. Самара возложена обязанность в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решений об утверждении схем расположения земельного участка, оформления акта о выборе земельного участка, площадью 2810 кв. м, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0107001; принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, оформления акта о выборе земельного участка, площадью 28283 кв. м, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01: 0107001.
Во исполнение данного решения суда департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара утверждены схемы расположения испрашиваемых заявителем земельных участков и в адрес заинтересованного лица - министерства направлены акты о выборе земельных участков (т. 2, л.д. 66-129).
Письмом от 17.04.2014 года N 3/2756 министерство возвратило в адрес департамента строительства и архитектуры городского округа Самара акт о выборе земельного участка на доработку (т. 2, л.д. 100-101).
Основанием для принятия данного решения послужило отсутствие согласований и заключений уполномоченных органов и нарушение порядка, предусмотренного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28 марта 2008 года N 114-п.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с положениями Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21 июня 2006 года (далее - Регламент), постановлением администрации г.о. Самара от 17 декабря 2010 года N 1762 "О конкретизации полномочий департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности", уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий, предусмотренных частями 2, 3, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, являлся департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Пунктом 3.5 Регламента установлено, что уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 3.8 Регламента).
Согласно ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Как следует из сведений, полученных министерством в порядке информационного взаимодействия, процедура выбора земельного участка проведена ненадлежащим образом, поскольку в акте о выборе земельного участка отсутствуют сведения о получении предварительных заключений у уполномоченных органов: Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Департамента управления имуществом городского округа Самара, ФГУП "Ростехинвентаризация-федеральное БТИ", отдела гигиены и эпидемиологии в г. Самаре ФГУЗ "Центра гигиены и эпедемиологии" в Самарской области и министерства культуры Самарской области.
Кроме того, согласно заключению министерству строительства Самарской области министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области земельный участок площадью 28283 кв. м частично находится на поверхностном водном объекте.
В соответствии с пунктом 3.2.31 Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного приказом министерства от 29 апреля 2013 года N 83-п, в случае наличия замечаний к документам, полученным из департамента, министерство направляет в адрес департамента письмо с указанием замечаний к представленным документам для дальнейшей работы по заявлению.
Письмами от 17 апреля 2014 года N 3/2755, N 3/2755 и N 3/2756 министерство вернуло акты о выборе земельных участков для строительства в департамент на доработку. С учетом уточнения заявленных требований в рамках настоящего дела общество оспаривает действия министерства по возврату акта о выборе земельного участка письмом министерства строительства Самарской области от 17 апреля 2014 года N 3/2756.
Учитывая, что доработанные акты о выборе земельных участков для строительства из департамента в министерство так и не поступали, в связи с чем министерством не могли быть утверждены акты о выборе земельных участков площадью 2810 кв. м и 28283 кв. м, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, по адресу: г. Самара. Железнодорожный район, ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара).
Следовательно, действия министерства по возврату в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара актов о выборе и схем расположения земельных участков площадью 2 810 кв. м являются обоснованными.
Таким образом, со стороны министерства отсутствуют нарушения требований действующего законодательства, так же как и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт, действие или бездействие государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны судом недействительным лишь при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
При этом следует принять во внимание, что никаких обязанностей оспариваемыми действиями министерства на заявителя не было возложено. Министерство не нарушило права и законные интересы заявителя и не создало незаконных препятствий в процессе предоставления испрашиваемого земельного участка. Установленные по данному делу арбитражным судом обстоятельства не препятствуют предоставлению испрашиваемого земельного участка после устранения недостатков, допущенных при оформлении акта о выборе земельного участка.
Доводы общества о том, что нормативными правовым актами не предусмотрена возможность возврата министерством акта о выборе земельного участка и схемы его расположения на кадастровом плане соответствующей территории, не принимаются, поскольку в данном случае документы были возвращены на доработку в департамент на законных основаниях, в соответствии с пунктом 3.2.31 Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного приказом министерства от 29 апреля 2013 года N 83-п.
Ссылка заявителя на то, что министерство не было лишено возможности направить и получить необходимую информацию самостоятельно, несостоятельна, так как министерство действовало в соответствии с законодательством, а также вышеуказанным Административным регламентом.
Общество, возражая против довода министерства об отсутствии информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, ссылается на представление копии газеты, в которой была размещена соответствующая информация. Между тем в письме министерства строительства Самарской области от 17 апреля 2014 года N 3/2756 указано лишь на то, что не заполнена строка об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 03 марта 2015 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ООО "Порт-3" оставить без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд и апелляционной жалобы на решение арбитражного суда относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2015 года по делу N А55-18087/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Порт-3" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)