Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2014 ПО ДЕЛУ N А45-18738/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу N А45-18738/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания Любимовой А.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Купцовой Т.А. по дов. от 03.12.2013,
от заинтересованного лица: Соломатиной А.С. по дов. от 30.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.02.2014 по делу N А45-18738/2013 (судья Попова И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-10" (ИНН 5404141493, ОГРН 1035401482401), г. Новосибирск, к Мэрии города Новосибирска о признании недействительным распоряжения N 20750-р от 31.10.2008,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Союз-10" (далее - ООО "Союз-10", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения мэрии города Новосибирска N 20750-р от 31.10.2008 "Об утверждении проекта границ земельного участка о внесении изменений в распоряжение мэра от 28.09.2005 N 7445-р".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.02.2014 заявленные требования удовлетворены - суд признал незаконным распоряжение мэрии города Новосибирска N 20750-р от 31.10.2008 "Об утверждении проекта границ земельного участка о внесении изменений в распоряжение мэра от 28.09.2005 N 7445-р", обязал мэрию города Новосибирска устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Не согласившись с данным решением, Мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указывает, что заявителем без уважительных причин пропущен срок на обжалование распоряжения; данный срок не подлежит восстановлению и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Кроме того, как указывает апеллянт, оспариваемое распоряжение было принято с целью устранения нарушений действующего законодательства.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что распоряжением мэрии г. Новосибирска от 28.09.2005 N 7445-р "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Союз-10" места размещения жилого дома по Красному проспекту, 171, в Заельцовском районе":
- - утверждены проекты границ из земельных участков из земель поселений по Красному проспекту (171) в Заельцовском районе";
- - площадью 0,5867 га для строительства многоэтажного жилого дома;
- - площадью 0,0392 для организации строительства многоэтажного дома (пункт 1);
- - предварительно согласованно место размещения многоэтажного жилого дома по Красному проспекту (171);
- - утвержден акт выбора земельного участка, площадью 0,5867 га (Приложение N 2 "Акт о выборе земельного участка для строительства");
- - установлена обязанность ООО "Союз-10" по расселению на договорной основе жителей и снос дома N 171 по Красному проспекту.
30.01.2007 Мэрией распоряжением N 449-р внесены изменения в распоряжение мэрии г. Новосибирска N 7445-р, в том числе пункт 1 распоряжения 7445-р изложен в новой редакции, а именно:
- утверждены проекты границ земельных участков по Красному проспекту (171) площадью 0,3807 га - для строительства многоэтажного жилого дома с помещениями общественного назначения и подземной автостоянки, площадью 0,206 га - для строительства многоэтажного жилого дома с помещениями общественного назначения
Таким образом, земельный участок общей площадью 0,5867 га разделен на два: 0,3807 га и 0,206 га для поэтапного освоения. (Приложение N 1 и Приложение 2 "Проект границ земельного участка").
Пунктом 3.5 были внесены изменения в пункт 3 распоряжения N 7445-р и утверждены акты о выборе земельного участка площадью 0,3807 га и площадью 0,2060 га для предварительного согласования мест размещения многоэтажных жилых домов с помещениями общественного назначения и подземной автостоянки, а также изменено само приложение в виде акта о выборе земельного участка, которое также стало содержать два земельных участка площадью 0,3807 га и 0,206 га вместо одного. Приложение N 2 "Акт о выборе земельного участка для строительства" распоряжения 7445-р.
С 2007 года ООО "Союз-10" приступило к реализации проекта строительства многоэтажного жилого дома, с учетом интересов жителей расселяемого дома и поэтапностью строительства:
Первый этап - строительство многоэтажного жилого дома трансформаторной подстанции и подземной автостоянки на 19 машиномест на земельном участке 0,3807 га.
Второй этап - снос жилого дома 171 по Красному проспекту, формирование земельного участка 0,206 га, постановка его на кадастровый учет для последующего оформления договора аренды земельного участка на основании распоряжения мэрии г. Новосибирска N 7445-р от 28.09.2005 в редакции распоряжения N 449-р от 30.01.2007 и завершение строительства подземной автостоянки еще на 41 машиноместо, выполнение элементов благоустройства придомовой территории жилого комплекса.
Общество планировало ввести в эксплуатацию полностью законченный строительством проект в конце 2013 года, то есть жилой дом с помещениями общественного назначения (52 квартиры и 4 офисных помещения) трансформаторную подстанцию и подземную автостоянку на 60 машиномест и благоустроенную придомовую территорию включающую два земельных участка 0,3807 и 0,2060 га.
В 2007 году было начато проектирование первой и второй очереди строительства, 14.06.2007 года получены технические условия для технологического присоединения к сетям электроснабжения с учетом поэтапного освоения двух земельных участков площадью 0,3807 га и 0,206 га. Согласован проект, достигнуты договоренности с собственниками квартир в жилом доме N 171 по Красному проспекту о выкупе и расселению, в том числе, в строящийся жилой дом. По состоянию на 11.07.2013 было выкуплено 5 квартир из 8.
Распоряжением мэрии г. Новосибирска N 793-р от 13.02.2007 земельный участок площадью 0,3807 га (первая очередь строительства) с кадастровым номером 54:35:032685:0163 был предоставлен обществу в аренду.
21.02.2007 год между мэрией и ООО "Союз-10" заключен договор аренды N 61309 для строительства многоэтажного жилого дома с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по Красному проспекту (171).
На второй земельный участок 0,206 га договор аренды не был заключен, поскольку именно на нем расположен дом, предполагаемый к сносу, в связи с чем до его расселения заключение договора аренды не возможно.
При этом земельный участок 0,2060 га состоит из двух частей:
а) 0,1181 га - занимаемый жилым домом Красный проспект, 171, в отношении которого у общества возникла обязанность по расселению и сносу в силу распоряжения N 7445-р от 28.09.2005.
б) 0,0879 га - из земель неразграниченной государственной собственности не сформированный и не поставленный на кадастровый учет.
13.10.2008 ООО "Союз-10" обратилось в Мэрию с заявлением о внесении корректировки в границы земельного участка площадью 0,3807 га, предоставленного по договору аренды N 61309 от 21.02.2007, исключив земельный участок ограниченный точками 5, 6, 7, 8, включив в земельный участок площадью 0,206 га, обозначенный точками 1, 2, 3, 4, выделенный распоряжением мэрии N 499-р от 30.01.2007.
Необходимость изменения конфигурации существующего земельного участка, площадью 0,3807 га, как пояснил представитель общества в суде первой инстанции, возникла в связи с нахождением на нем самовольной постройки - крыльца, принадлежащей МАУ "Новосибирский Центр Высшего Спортивного Мастерства" г. Новосибирска, являющегося владельцем смежного земельного участка.
Данное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2013 по делу N А45-2307/2013.
Мэрией издано распоряжение от 31.10.2008 N 20750-р "Об утверждении проекта границ земельного участка и о внесении изменений в распоряжение мэра от 28.09.2005 N 7445-р" (далее также - оспариваемое распоряжение, распоряжение от 28.09.2005 N 7445-р), в силу которого пункты 1, 3 постановления от 28.09.2005 N 7445-р изложены в новой редакции, а именно: утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов площадью 3 807 кв. м для строительства многоэтажного жилого дома с помещениями общественного назначения. Утвержден акт о выборе земельного участка из земель населенных пунктов 3 807 кв. м. Приложение 1 изложено в редакции приложения к настоящему распоряжения. Приложение N 2 признано утратившим силу.
Таким образом, оспариваемым распоряжением утвержден проект границ не на два земельных участка площадью 0,3807 га и 0,206 га, а только на один, площадью 0,3807 га, второй земельный участок фактически мэрией исключен. Также вместо двух актов выбора на земельные участки площадью 0,3807 га и 0,206 га утвержден только один акт выбора на земельный участок площадью 0,3807 га, исключена обязанность общества по расселению ветхого дома.
В абзаце 2 пункта 2 распоряжения мэрии города Новосибирска от 09.02.2009 N 2228-р признан утратившим силу подпункт 2.6 и приложение, утвержденное распоряжением мэра города Новосибирска от 31.10.2008 N 20750-р.
Общество, полагая, что оспариваемое распоряжение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что изданием оспариваемого распоряжения нарушены права и интересы заявителя, поскольку общество не может реализовать право на получение земельного участка 0,206 га в аренду, следовательно, не имеет возможности завершить согласованный проект строительства жилого дома, подземной автостоянки на 60 машиномест и произвести благоустройство придомовой территории многоквартирного жилого дома.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах г. Новосибирска, осуществляются мэрией г. Новосибирска.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Судом первой инстанции установлено, что 28.09.2005 Мэрией принято распоряжение от N 7445-р "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Союз-10" места размещения жилого дома по Красному проспекту, 171, в Заельцовском районе".
Данное решение, согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ, является юридически значимым действием и основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По условиям абзаца 4 пункта 15 статьи Закона N 137-ФЗ до первого марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что отношения по предоставлению земельного участка возникли с момента первоначального обращения общества с соответствующим заявлением в 2005 году.
В свою очередь, распоряжение мэрии о предварительном согласовании места размещения объекта вынесено 28.09.2005, то есть до 01.10.2005.
Таким образом, договор аренды земельного участка под строительство площадью 3807 кв. м заключен с соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ.
Относительно второго земельного участка площадью 0,206 га договор аренды не был заключен, поскольку не был расселен жилой дом, расположенный на данном земельном участке, в связи с чем, невозможна постановка на кадастровый учет указанного земельного участка.
Сам земельный участок площадью 0,206 га состоит из двух частей: 0,1181 га занимаемый жилым домом, подлежащим сносу и 0,0879 га из земель неразграниченной государственной собственности.
Что касается земельного участка площадью 0,0879 га, необходимого для завершения строительства, судом первой инстанции установлено, что его размер меньше минимальной нормы, предусмотренной Решением Совета Депутатов г. Новосибирска N 1288 от 24.06.2009 "О правилах землепользования и застройки", в связи с чем заключение договора аренды на данный земельный участок невозможно.
Вместе с тем, поскольку на каждом из этих земельных участков, будет находиться один неделимый объект недвижимого имущества, то земельные участки подлежат объединению в порядке статьи 11.6 ЗК РФ.
Разная форма собственности на участки (частная и государственная) не исключает возможности объединения земельных участков согласно пункту 3 статьи 11.6 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что мэрией издано оспариваемое распоряжение, в результате которого земельный участок площадью 0,206 га исключен из распоряжения от 28.09.2005, в связи с чем изданием оспариваемого распоряжения нарушены права и интересы заявителя, поскольку общество не может реализовать право на получение земельного участка 0,206 га в аренду, следовательно, не имеет возможности завершить согласованный проект строительства жилого дома, подземной автостоянки на 60 машиномест и произвести благоустройство придомовой территории многоквартирного жилого дома.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое распоряжение мэрии незаконным, обязав устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Союз-10" в соответствии с нормами действующего законодательства.
Довод апеллянта о пропуске обществом срока подачи заявления судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку мэрией доказательств направления либо вручения оспариваемого распоряжения уполномоченному лицу заявителя не представлено.
Ссылка мэрии на письмо от 05.11.2009 N 1413/09 правомерно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку из данного письма не следует, что заявитель ознакомлен с содержанием оспариваемого распоряжения; неопровержимых доказательств того, что данное распоряжение было получено обществом после его вынесения 16.11.2008 инженером общества, на что также ссылается апеллянт, не представлено (не представлена доверенность или иной документ, подтверждающий право получения указанным лицом данного документа, не представлена книга регистрации исходящей корреспонденции или иной аналогичный документ).
Между тем, из представленной в материалы дела заявителем справки Новосибирского городского архива от 06.12.2013 N 04-09/1815 следует, что указанное распоряжение было получено им 11.07.2013, а в суд заявитель обратился согласно штемпелю на почтовом конверте 11.10.2013, то есть с соблюдением трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.02.2014 по делу N А45-18738/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА

Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)