Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2014 N 10АП-11519/2014 ПО ДЕЛУ N А41-30171/14

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу N А41-30171/14


Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сатурн"
на решение Арбитражного суда Московской области
- от 06 августа 2014 года по делу N А41-30171/14, принятое судьей Завриевым С.С., по заявлению ООО "Сатурн" к Администрации Луховицкого муниципального района Московской области;
- третьи лица:
- - Управление Росреестра по Московской области;
- - Комитет лесного хозяйства Московской области;
- - Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
- - Луховицкий филиал ГКУ МО "Мособллес";
- - ОАО "Раменский приборостроительный завод";
- - ТУ Росимущества в Московской области;
- - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области,
о признании незаконным отказа и обязании совершить действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сатурн" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Луховицкого муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо) (с учетом уточнений):
1) признать незаконным отказ администрации Луховицкого муниципального района, выраженный в письме N 1451 от 16.04.2014 г., по отнесению земельного участка с КН 50:35:0000000:17789, площадью 50000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий р-н, с.о. Городнянский, д. Власьево, турбаза "Сатурн", вид разрешенного использования "для туристической базы" к категории земель - "земли промышленности, транспорта, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
2) обязать Администрацию Луховицкого муниципального района принять решение об отнесении к категории земель - "земли промышленности, транспорта, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" земельного участка с КН 50:35:0000000:17789 (т. 2, л.д. 105).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Луховицкий филиал ГКУ МО "Мособллес", ОАО "Раменский приборостроительный завод", ТУ Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2014 года по делу N А41-30171/14 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании решения от 28.09.1963 г. N 576/15 об отводе земельных участков гослесфонда организациям и предприятиям для государственных и общественных нужд Предприятию п/я 350 был выделен земельный участок общей площадью 5 га, в квартале N 21 Луховицкого лесничества Луховицкого лесхоза Коломенского района, в лесах первой группы для размещения круглогодового туристического лагеря (л.д. 49 - 50, т. 1).
Согласно доверенности, представленной в материалы дела представителем Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес", Организация п/я 350 и Раменский приборостроительный завод являются одной и той же организацией (л.д. 36, т. 2). Данный факт участвующими в деле лицами не оспаривается.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.1992 г. N 2245-р была проведена приватизация Раменского приборостроительного завода, который был преобразован в ОАО "Раменский приборостроительный завод" (л.д. 64, т. 1).
Испрашиваемый земельный участок принадлежал Раменскому приборостроительному заводу на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается свидетельством от 28.12.1992 г. (л.д. 1, т. 2).
Заявитель приобрел у ОАО "Раменский приборостроительный завод" по договору купли-продажи N 63/37 от 25.01.2010 г. объекты недвижимости турбазы "Сатурн", расположенные на земельном участке с КН 50:35:0000000:17789 (л.д. 2, т. 2).
С целью последующего приобретения указанного земельного участка в собственность заявитель письмом от 18.03.2014 г. обратился к администрации Луховицкого муниципального района Московской области с просьбой внести в государственный кадастр недвижимости сведения о категории земельного участка с КН 50:35:0000000:17789.
Заявитель просил администрацию внести сведения о том, что земельный участок с КН 50:35:0000000:17789 исходя из цели его предоставления и закрепления относится к землям "промышленности, транспорта, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
В ответ на обращение администрация письмом от 16.04.2014 г. N 1451 отказала во внесении указанных сведений о категории земельного участка в государственный кадастр недвижимости, пояснив, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель лесного фонда.
Не согласившись с отказом администрации, заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
Арбитражный суд Московской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что решение уполномоченных органов об исключении указанного выше участка из лесного фонда не принималось, и это фактически означает, что земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, не выбывал из состава земель лесного фонда. Судом сделан вывод, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности, в связи с чем отказ администрации является правомерным.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом не дана надлежащая оценка представленным обществом в материалы дела документам.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого отказа незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие отказа законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации (утв. Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1; далее - Основы лесного законодательства) установлено, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
Согласно статье 18 Основ лесного законодательства при отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы лесов и категории защитности.
Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 19 Основ лесного законодательства).
В соответствии со статьей 74 Основ лесного законодательства при осуществлении лесоустройства осуществляются, в том числе: определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.
В статье 33 Лесного кодекса РСФСР также определено, что при отнесении лесов к соответствующим группам одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы.
В обжалуемом решении суд первой инстанции указывает, что в материалы дела представлена выписка из государственного лесного реестра и лесных кварталах и о лесотаксационных выделах N 1033-07-2014 (л.д. 65, т. 2). Согласно данной выписке испрашиваемый земельный участок находится в квартале N 25 Луховицкого лесничества. Кроме того, данных факт подтверждается аэрофотосъемкой участковых лесничеств, представленной Мособлкомлесом со ссылкой на координаты поворотных точек испрашиваемого земельного участка (л.д. 138 - 139, т. 2). Судом сделан вывод о нахождении спорного земельного участка в федеральной собственности.
Между тем сами по себе материалы лесоустройства и аэрофотосъемка не являются достаточными доказательствами принадлежности спорного земельного участка именно к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Указанный правовой вывод следует из названных норм лесного законодательства и подтверждается судебной практикой, в частности постановлением Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 10520/09 по делу N А55-11287/2008.
Кроме того, как следует из письма ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 30.06.2014 (т. 2, л.д. 24), невозможно предоставления копии дела правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17789, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах в отношении указанного земельного участка отсутствуют.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ, исходя из статей 5, 7 которого следует, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости. Данный вывод подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 22.05.2012 N 16576/11 по делу N А55-19694/2010.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 13.08.2013 г. категория земель не установлена, вид разрешенного использования: для туристической базы (том 2, л.д. 129), что так же подтверждается свидетельством на право постоянного бессрочного пользования от 28.12.1992 г. (л.д. 1, т. 2).
Таким образом, в случае отсутствия в документах кадастрового учета сведений о категории земельного участка, на администрации лежит обязанность принятия решения об отнесении этого земельного участка к землям определенной категории именно исходя из цели использования, для которой такой земельный участок предоставлялся.
В соответствии со статьей 37 Лесного кодекса РСФСР перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, в лесах первой группы мог производиться в исключительных случаях по постановлению Совета Министров РСФСР.
Вывод суда первой инстанции о том, что решение уполномоченных органов об исключении спорного участка из состава земель лесного фонда не принималось, сделан при отсутствии в материалах документов, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка к лесам определенной группы.
Отнесение лесов к группам лесов регулировалось постановлением Совета Министров РФ от 23.10.1993 N 1065 "О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы", а также постановлением Правительства РФ от 15.09.97 N 1169 "О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы". Согласно пункту 1 данных постановлений отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы производится Федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Доказательств, свидетельствующих о том, что лесонасаждения на спорном земельном участке были в установленном порядке в соответствии с требованиями указанных положений лесного законодательства отнесены к лесам первой группы администрацией не представлено.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что администрацией не представлены документы, безусловно свидетельствующие об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17789 к такой категории земель как "земли лесного фонда".
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Подпунктами 3, 6 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Статья 7 Земельного кодекса РФ определяет состав земель в Российской Федерации, а именно: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Действие статьи 14 Закона о переводе земель N 172-ФЗ направлено на разрешение тех ситуаций, когда вывод (изъятие) земель из определенной категории состоялся, в том числе на основании норм законодательства СССР и РСФСР, которое не предусматривало такого понятия как перевод земель из одной категории в другую, и при этом сведения о категории земель нигде не указаны, в том числе, в правоустанавливающих документах на землю.
Вместе с тем нормы Земельного кодекса РФ предусматривают обязанность целевого использования земельных участков в соответствии с присвоенной категорией.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок имеет разрешенное использование - для туристической базы. Заявитель является собственником 59 объектов недвижимого имущества, на основании по договора купли-продажи N 63/37 от 25.01.2010 г. Данные объекты недвижимости турбазы "Сатурн", расположенные на земельном участке с КН 50:35:0000000:17789 (л.д. 2, т. 2), необходимы для ее функционирования и эксплуатации.
С учетом изложенных положений земельного законодательства земельный участок площадью 50 000 кв. м с кадастровым номером 50:35:0000000:17789 должен быть отнесен к категории земель - земли промышленности. Достоверные доказательства принадлежности спорного земельного участка к определенной категории отсутствуют, как отсутствуют доказательства необходимости отнесения этого земельного участка к иной категории.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции как основанное на неверном применении норм права и на неисследованных имеющихся в материалах дела доказательств подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2014 года по делу N А41-30171/14 отменить.
- Признать незаконным отказ Администрации Луховицкого муниципального района, выраженный в письме N 1451 от 16.04.2014, по отнесению земельного участка с КН 50:35:0000000:17789, площадью 50000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий р-н, с.о. Городнянский, д. Власьево, турбаза "Сатурн", вид разрешенного использования "для туристической базы" к категории земель - "земли промышленности, транспорта, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
- Обязать Администрацию Луховицкого муниципального района принять решение об отнесении к категории земель - "земли промышленности, транспорта, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" земельного участка с КН 50:35:0000000:17789.

Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)