Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 13.02.2013 ПО ДЕЛУ N А14-13641/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу N А14-13641/2012


Резолютивная часть объявлена 06.02.2013
Полный текст постановления изготовлен 13.02.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - индивидуального предпринимателя - Главы (крестьянского) фермерского хозяйства Олемского Владимира Николаевича (ОГРНИП 304361935800152, ул. Карла Маркса, д. 49, кв. 10, г. Острогожск, Воронежская область, 397850) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, пл.им.Ленина, 12, г. Воронеж, 394006) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от отдела по земельным вопросам и управлению муниципальной собственностью администрации Острогожского муниципального района Воронежской области (ул. Прохоренко, 142, г. Острогожск, Воронежская область, 397855) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Администрации Острогожского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023601034698, ул. Ленина, 22, г. Острогожск, Воронежская область, 397855)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от прокуратуры Воронежской области (пер. Красноармейский, д. 12б, г. Воронеж, 394006) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - Главы (крестьянского) фермерского хозяйства Олемского Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2012 (судьи Домарева В.В., Кочетков А.В., Попова Л.В.) по делу N А14-13641/2012,

установил:


Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области, поскольку выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам вследствие неприменения закона, подлежащего применению.
В отзывах на кассационную жалобу отдел по земельным вопросам и управлению муниципальной собственностью администрации Острогожского муниципального района Воронежской области и Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области считают решение арбитражного суда законным и обоснованным, а требования кассационной жалобы ИП Главы КФХ Олемского В.Н. несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзывах на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.10.2007 между Администрацией Острогожского муниципального района Воронежской области и предпринимателем заключен договор аренды N 490 земельных участков с кадастровыми номерами 36:19:8300010:0034, 36:19:8300010:0044, 36:19:0000000:0416, 36:19:8300016:0006, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области 22.04.2008 за N 36-36-20/007/2008-139.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.02.2010 N 313 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Острогожского муниципального района Воронежской области" (далее Приказ N 313) утверждены арендные ставки за пользование земельными участками. Согласно п. 2 Приложения к Приказу базовая ставка арендной платы за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного использования на территории Острогожского района, в том числе Дальнеполубянского сельского поселения, установлена в размере 1% кадастровой стоимости земельного участка.
Приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.02.2010 N 313 опубликован в газете "Воронежский курьер" N 24 (2970) от 4 марта 2010 года.
Полагая, что Приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.02.2010 N 313 в части установления пунктом 2 Приложения к Приказу базовой ставки арендной платы за земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения в размере 1% кадастровой стоимости не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, как субъекта экономической деятельности, индивидуальный предприниматель - глава КФХ Олемской В.Н. обратился в Арбитражный суд Воронежской области.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (часть 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон N 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п 2.3 Положения арендные ставки за пользование земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципальных районов и городских округов (за исключением городского округа город Воронеж), устанавливаются Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области с учетом предложений органов местного самоуправления.
Предложения органов местного самоуправления представляются в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и рассматриваются Комиссией по согласованию арендных ставок по муниципальным районам Воронежской области и городским округам.
Согласно протоколу N 1 от 21.12.2009 заседания комиссии по согласованию арендных ставок по муниципальным районам и городским округам Воронежской области для земель сельскохозяйственного назначения Дальнеполубянского сельского поселения Острогожского муниципального района установлена арендная ставка в размере 1%.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, предприниматель Олемской В.Н. не является субъектом правоотношений, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, поскольку не обладал правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, а заключение договора аренды от 30.10.2007 N 490 не являлось следствием переоформления указанного права на право аренды.
В силу изложенного, руководствуясь статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, п. 2.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный акт издан в соответствии с полномочиями, закрепленными за Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области, не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что размер арендной платы для Дальнеполубянского сельского поселения Администрацией Острогожского муниципального района исчислен произвольно, взят от кадастровой стоимости арендованных участков без учета категорий земель, безоснователен, так как в уведомлении отдела по земельным вопросам и управлению муниципальной собственностью Острогожского муниципального района от 21.03.2012 N 123 об определении арендной платы земельных участков, арендуемых ИП Главой КФХ Олемским В.Н., кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с данными кадастрового учета, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости земельных участков, выданных Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области.
Кроме того, отделом по земельным вопросам и управлению муниципальной собственностью администрации Острогожского муниципального района Воронежской области в материалы дела представлено экономическое обоснование размера арендных ставок, установленных обжалуемым приказом.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый Приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.02.2010 N 313 "Арендные ставки за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Острогожского муниципального района" в части установления ставки арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения в размере 1% для Дальнеполубянского сельского поселения принят в соответствии с требованиями установленными нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя - Главы (крестьянского) фермерского хозяйства Олемского Владимира Николаевича в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суд не установил несоответствия оспоренной части нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, следовательно, нет оснований считать, что оспариваемый акт нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2012 по делу N А14-13641/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)