Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 11.02.2014 N Ф09-14045/13 ПО ДЕЛУ N А60-12033/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. N Ф09-14045/13

Дело N А60-12033/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Платоновой Е.А., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Ревда (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2013 по делу N А60-12033/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- администрации - Куркина О.Н. (доверенность от 27.12.2013 N 7), Анферова О.В. (доверенность от 24.01.2014 N 01-190), Пискунова Е.Ф. (доверенность от 30.08.2012 N 01-2284);
- индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны (далее - глава крестьянского (фермерского) хозяйства) - Николаев М.Г. (доверенность от 16.12.2013), Таров В.В. (доверенность от 03.12.2013).
До начала судебного заседания от Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в электронном виде с использованием системы "Электронный страж", размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поступившее от администрации в Федеральный арбитражный суд Уральского округа 05.02.2014 в электронном виде с использованием системы "Электронный страж", размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дополнение к кассационной жалобе судом кассационной инстанции к рассмотрению не принимается, поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что данное дополнение было направлено участвующим в деле лицам в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 460 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, к северу от реки Дальняя Шумиха, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, категория: земли сельскохозяйственного назначения, обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем согласования схемы расположения названного земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество", Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Решением суда от 18.06.2013 (судья Парамонова В.В.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 460 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, к северу от реки Дальняя Шумиха, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, категория: земли сельскохозяйственного назначения. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства и согласовать схему размещения названного земельного участка.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 (судьи Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 27, 31, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, неприменение подлежащих применению ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения), применение не подлежащей применению ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"). Администрация полагает, что заявление о предоставлении спорного земельного участка может быть рассмотрено, решение о таком предоставлении принято только после предварительной публикации сообщения о предстоящем предоставлении такого участка. По мнению заявителя, испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению в порядке, предусмотренном Законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. С учетом этого заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия заблаговременной публикации сообщения о предполагаемой передаче испрашиваемого земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу глава крестьянского (фермерского) хозяйства считает, что судебные акты по настоящему делу не могут повлиять на его права и законные интересы, просит рассмотреть жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с положениями Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" глава крестьянского (фермерского) хозяйства 22.11.2012 обратилась к администрации с заявлением об утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду земельного участка площадью 460 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., городской округ Ревда, к северу от реки Дальняя Шумиха, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - организации пчеловодческой пасеки и увеличения объемов получаемого меда.
Согласно кадастровому плану территории от 23.12.2012 земельный участок с кадастровым номером 66:21:0000000:143 площадью 4 475 448 кв. м, в состав которого входит испрашиваемый земельный участок, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В письме от 21.12.2012 администрация сообщила главе крестьянского (фермерского) хозяйства о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку он находится на территории лесного квартала N 19 городских лесов городского округа Ревда, а также частично расположен в водоохранной зоне Ново-Мариинского водохранилища.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства направила в адрес администрации письмо, в котором ссылаясь на незаконность изложенных в письме от 21.12.2012 оснований для отказа в предоставлении земельного участка, повторно просила утвердить схему расположения земельного участка и предоставить его в аренду сроком на 49 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В письме от 28.02.2013 администрация сообщила заявителю о том, что договор аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства заключается по результатам аукциона, который администрация не намерена проводить, так как согласно материалам лесоустройства 2003 г. лесной участок, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок, находится в водоохранной зоне, при этом в отношении таких участков приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 509 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" установлен запрет ведения сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства. Вместе с тем для размещения ульев и пасек предоставляются лесные участки, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях, к категории которых испрашиваемый участок не относится.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, полагая, что отказ администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка (сельскохозяйственного назначения) как глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким федеральным законом является Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Из п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Исходя из приведенных норм права, ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является специальной, устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок испрашивается в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, для решения вопроса о его предоставлении в аренду необходимо учитывать требования специального законодательства.
В силу п. 1 ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 12 названного Закона орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
На основании п. 4 ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В обоснование отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду и согласовании схемы расположения данного участка администрация сослалась на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного квартала N 19 городских лесов городского округа Ревда, а также частично расположен в водоохранной зоне Ново-Мариинского водохранилища.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
На основании п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие; ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений ст. 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Как следует из кадастрового плана территории от 23.12.2012 испрашиваемый главой крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для ведения сельского хозяйства.
Доказательств, подтверждающих перевод в установленном законом порядке спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, в том числе материалы лесоустройства 2003 г., постановление администрации от 10.04.2009 N 632, выписку из реестра городских лесов от 23.12.2009, суды установили, что лесные участки общей площадью 3083,2 га, включая квартал 19 выделы 7 - 20 (в границах которого находится спорный участок) расположены на землях сельскохозяйственного назначения; данные лесные участки в установленном законом порядке не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены.
Судами принято во внимание, что материалы лесоустройства 2003 г. изготовлены по результатам лесоустройства, проводившегося в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265, применявшейся при проведении лесоустройства, в том числе в отношении лесов, не входящих в лесной фонд.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Иного администрацией не доказано.
Судами также рассмотрены и отклонены ссылки администрации в обоснование законности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на нахождение участка в водоохранной зоне Ново-Мариинского водохранилища.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с указанными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Как верно отмечено судами, приведенные нормы Водного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на предоставление земельных участков в водоохранных зонах, указывают на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий.
С учетом изложенного, поскольку заявитель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, содержание письма от 22.11.2012 свидетельствует об его обращении к администрации с заявлением о предоставлении участка в порядке, предусмотренном положениями Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", главой крестьянского (фермерского) хозяйства осуществлены все необходимые действия для приобретения земельного участка в аренду, суды правомерно признали оспариваемый отказ администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды признали надлежащим способом восстановления нарушенного права главы крестьянского (фермерского) хозяйства возложение на администрацию обязанности согласовать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются в силу вышеизложенного как основанные на неправильном толковании норм материального права с учетом обстоятельств настоящего дела, а также, поскольку по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
От главы крестьянского (фермерского) хозяйства в суд кассационной инстанции поступило заявление о взыскании с администрации судебных расходов на оплату услуг представителя, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанций.
Данное заявление рассмотрено и отклонено, поскольку заявителем не представлены оригиналы документов, подтверждающих указанные расходы. Кроме того, в судебном заседании суда кассационной инстанции названное заявление о взыскании с администрации судебных расходов на оплату услуг представителя заявителем отозвано в связи с непредставлением в суд оригиналов вышеуказанных документов.
Между тем указанное ходатайство может быть рассмотрено в порядке, предусмотренном гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции (п. 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах").
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2013 по делу N А60-12033/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Ревда - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)