Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 19.09.2014
Полный текст постановления изготовлен 26.09.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" (ОГРН 1035717001440, ИНН 5717001991, п. Отрадинский, Мценский р-н, Орловская обл., 303023) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830, ИНН 5753041975, ул. Пожарная, д. 72, г. Орел, 302040) - Афонина В.И. (дов. от 02.04.2014 N 64),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 (судья Володин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А48-4212/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление, Россельхознадзор) от 07.11.2013 N 428 (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и признать недействительным предписание от 07.11.2013 N 428, ввиду неполного выяснения судом обстоятельств дела имеющих значение для разрешения спора, а также нарушения судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Россельхознадзор считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба общества не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 29.11.2012 Управлением на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.11.2012 в связи с обращением Администрации Мценского района, старшим государственным инспектором Управления проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9 и установлен факт самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы при ремонте водопровода. Через земельный участок проходит траншея протяженностью 800 м, из них 300 м траншеи засыпано перемешанным с нижележащими породами грунтом. На оставшемся участке длиной 500 м траншея не засыпана. С правой стороны от траншеи складирован в отвал нижележащий горизонт минерального пласта высотой до 3 м, шириной до 6 м. Ширина траншеи - 5 м, глубина - 2,5 м. Площадь нарушения верхнего плодородного слоя составила 0,88 га. Данные нарушения отражены в протоколе осмотра.
В отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 07.12.2012 N 452 и общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 рублей (постановление от 14.12.2012 N 452).
Также обществу было выдано предписание от 07.12.2012, согласно которому предписано разработать проект рекультивации земельных участков и провести рекультивацию земель в соответствии с разработанным проектом в срок до 14.05.2013.
В связи с обращениями общества срок исполнения данного предписания управлением Россельхознадзора продлевался.
20.07.2013 между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (исполнитель) и ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" заключен договор N РК-10 по условиям которого исполнитель обязуется разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения.
Посчитав предписание от 07.12.2012 исполненным, общество сообщило об этом Управлению.
На основании распоряжения Управления от 16.09.2013 N 1077-Р проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 07.12.2012 N 542, в ходе которой установлено, что рекультивация нарушенных земельных участков не выполнена.
По результатам указанной проверки исполнения предписания от 07.12.2012 N 542 Управлением обществу выдано новое предписание от 07.11.2013 N 428, согласно которому ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" предписано провести рекультивацию нарушенных земельных участков в соответствии с разработанным проектом рекультивации, а также представить акт приема-сдачи рекультивированных участков. Срок исполнения предписания 01.12.2013.
Полагая, что предписание Управления от 07.11.2013 N 428 вынесено с нарушением норм действующего законодательства, ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды РФ N 525 и Роскомзема N 67 от 22.12.1995 г., условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
По заказу общества ФГБУ "Орловский референтный центр Россельхознадзора" разработан и сдан заказчику 26.08.2013 по акту N 00009458 проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, которым предусмотрено выполнение действий этапам рекультивации, а именно: заполнение траншеи малоплодородным грунтом экскаватором; планировка поверхности бульдозером; вторичная планировка участка после усадки грунта; нанесение и разравнивание плодородного слоя бульдозером с окончательной планировкой поверхности. Законченным этапом технической рекультивации является восстановление утраченного в результате проведения земляных работ плодородного слоя почвы.
С момента утверждения проекта рекультивации общество приступило к выполнению работ по технической рекультивации в отношении спорных земельных участков.
Вместе с тем, в результате проведенной Управлением проверки исполнения предписания от 07.12.2012 N 542, согласно протоколу осмотра территории от 19.09.2013 в результате осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,88 га, расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское, с кадастровыми номерами 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9 установлено, что проведена планировка поверхности бульдозером. Восстановлен нарушенный слой почвы и рельеф данного земельного участка. С земельных участков с кадастровыми номерами: 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:9 отобраны почвенные образцы, что подтверждается протоколами отбора от 19.09.2013 N 66, N 67. На основании протоколов испытаний от 27.09.2013 N А/Э-437, N А/Э-438 проб грунта установлено неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения.
Согласно исследованиям, проведенным ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", в почве земельных участков имеет место порча плодородного слоя почвы вследствие ухудшения показателей почвенного плодородия.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что восстановление плодородного слоя почвы произведено не в полном объеме.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом не представлено доказательств несоответствия закону предписания от 07.11.2013 N 428 и нарушения указанным предписанием прав и законных интересов ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку фактически продлевает срок ранее выданного предписания, то есть срок, в течение которого необходимые работы по рекультивации земельных участков должны быть завершены.
Доводы общества о том, что проверка исполнения ранее выданного предписания, состоявшаяся в сентябре 2013 года, проведена управлением Россельхознадзора с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившимся в привлечении к проведению проверки экспертной организации (ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору"), состоящей в гражданско-правовых отношениях с акционерным обществом "Сахарный комбинат "Отрадинский", отклоняются судом кассационной жалобы как несостоятельные.
Действительно, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1).
К грубым нарушениям относится нарушение вышеприведенных требований названного закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки) (пункт 8 части 2).
Однако, из материалов дела следует, что между ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и обществом 20.06.2013 заключен договор на оказание платных услуг (работ) N РК-10. Согласно акту об оказании услуг от 26.08.2013 N 00009458 услуги по разработке проекта рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения по договору N РК-10 выполнены полностью и в срок, то есть гражданско-правовые отношения у общества и экспертной организации по поводу разработки проекта рекультивации земель земельных участков с кадастровыми номерами: 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:9 закончились исполнением договора.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что представители экспертного учреждения в самой проверке не участвовали, экспертное заключение не выдавали, а провели исследование почвенных образов, в объективности которого нет оснований для сомнения.
Суд округа отмечает, что отбор проб проведен согласно протоколу отбора образцов (проб) почвы и протоколу испытаний государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Кучебо А.С.
Поэтому получение управлением Россельхознадзора у ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" результатов испытаний почвенных образов не является нарушением вышеназванных требований Федерального закона N 294-ФЗ.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу N А48-4212/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2014 ПО ДЕЛУ N А48-4212/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. по делу N А48-4212/2013
Резолютивная часть объявлена 19.09.2014
Полный текст постановления изготовлен 26.09.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" (ОГРН 1035717001440, ИНН 5717001991, п. Отрадинский, Мценский р-н, Орловская обл., 303023) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830, ИНН 5753041975, ул. Пожарная, д. 72, г. Орел, 302040) - Афонина В.И. (дов. от 02.04.2014 N 64),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 (судья Володин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А48-4212/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление, Россельхознадзор) от 07.11.2013 N 428 (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и признать недействительным предписание от 07.11.2013 N 428, ввиду неполного выяснения судом обстоятельств дела имеющих значение для разрешения спора, а также нарушения судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Россельхознадзор считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба общества не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 29.11.2012 Управлением на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.11.2012 в связи с обращением Администрации Мценского района, старшим государственным инспектором Управления проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9 и установлен факт самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы при ремонте водопровода. Через земельный участок проходит траншея протяженностью 800 м, из них 300 м траншеи засыпано перемешанным с нижележащими породами грунтом. На оставшемся участке длиной 500 м траншея не засыпана. С правой стороны от траншеи складирован в отвал нижележащий горизонт минерального пласта высотой до 3 м, шириной до 6 м. Ширина траншеи - 5 м, глубина - 2,5 м. Площадь нарушения верхнего плодородного слоя составила 0,88 га. Данные нарушения отражены в протоколе осмотра.
В отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 07.12.2012 N 452 и общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 рублей (постановление от 14.12.2012 N 452).
Также обществу было выдано предписание от 07.12.2012, согласно которому предписано разработать проект рекультивации земельных участков и провести рекультивацию земель в соответствии с разработанным проектом в срок до 14.05.2013.
В связи с обращениями общества срок исполнения данного предписания управлением Россельхознадзора продлевался.
20.07.2013 между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (исполнитель) и ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" заключен договор N РК-10 по условиям которого исполнитель обязуется разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения.
Посчитав предписание от 07.12.2012 исполненным, общество сообщило об этом Управлению.
На основании распоряжения Управления от 16.09.2013 N 1077-Р проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 07.12.2012 N 542, в ходе которой установлено, что рекультивация нарушенных земельных участков не выполнена.
По результатам указанной проверки исполнения предписания от 07.12.2012 N 542 Управлением обществу выдано новое предписание от 07.11.2013 N 428, согласно которому ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" предписано провести рекультивацию нарушенных земельных участков в соответствии с разработанным проектом рекультивации, а также представить акт приема-сдачи рекультивированных участков. Срок исполнения предписания 01.12.2013.
Полагая, что предписание Управления от 07.11.2013 N 428 вынесено с нарушением норм действующего законодательства, ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды РФ N 525 и Роскомзема N 67 от 22.12.1995 г., условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
По заказу общества ФГБУ "Орловский референтный центр Россельхознадзора" разработан и сдан заказчику 26.08.2013 по акту N 00009458 проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, которым предусмотрено выполнение действий этапам рекультивации, а именно: заполнение траншеи малоплодородным грунтом экскаватором; планировка поверхности бульдозером; вторичная планировка участка после усадки грунта; нанесение и разравнивание плодородного слоя бульдозером с окончательной планировкой поверхности. Законченным этапом технической рекультивации является восстановление утраченного в результате проведения земляных работ плодородного слоя почвы.
С момента утверждения проекта рекультивации общество приступило к выполнению работ по технической рекультивации в отношении спорных земельных участков.
Вместе с тем, в результате проведенной Управлением проверки исполнения предписания от 07.12.2012 N 542, согласно протоколу осмотра территории от 19.09.2013 в результате осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,88 га, расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское, с кадастровыми номерами 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9 установлено, что проведена планировка поверхности бульдозером. Восстановлен нарушенный слой почвы и рельеф данного земельного участка. С земельных участков с кадастровыми номерами: 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:9 отобраны почвенные образцы, что подтверждается протоколами отбора от 19.09.2013 N 66, N 67. На основании протоколов испытаний от 27.09.2013 N А/Э-437, N А/Э-438 проб грунта установлено неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения.
Согласно исследованиям, проведенным ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", в почве земельных участков имеет место порча плодородного слоя почвы вследствие ухудшения показателей почвенного плодородия.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что восстановление плодородного слоя почвы произведено не в полном объеме.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом не представлено доказательств несоответствия закону предписания от 07.11.2013 N 428 и нарушения указанным предписанием прав и законных интересов ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку фактически продлевает срок ранее выданного предписания, то есть срок, в течение которого необходимые работы по рекультивации земельных участков должны быть завершены.
Доводы общества о том, что проверка исполнения ранее выданного предписания, состоявшаяся в сентябре 2013 года, проведена управлением Россельхознадзора с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившимся в привлечении к проведению проверки экспертной организации (ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору"), состоящей в гражданско-правовых отношениях с акционерным обществом "Сахарный комбинат "Отрадинский", отклоняются судом кассационной жалобы как несостоятельные.
Действительно, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1).
К грубым нарушениям относится нарушение вышеприведенных требований названного закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки) (пункт 8 части 2).
Однако, из материалов дела следует, что между ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и обществом 20.06.2013 заключен договор на оказание платных услуг (работ) N РК-10. Согласно акту об оказании услуг от 26.08.2013 N 00009458 услуги по разработке проекта рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения по договору N РК-10 выполнены полностью и в срок, то есть гражданско-правовые отношения у общества и экспертной организации по поводу разработки проекта рекультивации земель земельных участков с кадастровыми номерами: 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:9 закончились исполнением договора.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что представители экспертного учреждения в самой проверке не участвовали, экспертное заключение не выдавали, а провели исследование почвенных образов, в объективности которого нет оснований для сомнения.
Суд округа отмечает, что отбор проб проведен согласно протоколу отбора образцов (проб) почвы и протоколу испытаний государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Кучебо А.С.
Поэтому получение управлением Россельхознадзора у ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" результатов испытаний почвенных образов не является нарушением вышеназванных требований Федерального закона N 294-ФЗ.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу N А48-4212/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)