Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2015 N 10АП-4824/2015 ПО ДЕЛУ N А41-2075/15

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу N А41-2075/15


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2015 года, принятое судьей Гриневой А.В., по делу N А41-2075/15 по заявлению ООО "Кранека" к Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным бездействия, обязании выдать разрешение на строительство, третье лицо - Правительство Московской области,
при участии в заседании:
- от ООО "Кранека" - Комаров В.В. по доверенности от 21.01.2015 N 4-21/0;
- от Администрации городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области - Шишова И.И по доверенности от 03.04.2015 N 17;
- от Министерства строительного комплекса Московской области - Черненко А.М. по доверенности от 25.12.2014 N 107;
- от Правительства Московской области - не явились, извещены,

установил:

ООО "Кранека" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области с требованиями:
- - признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского района Московской области, выразившегося в невыдаче ООО "Кранека" в установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации сроки разрешения на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного дома, расположенного на принадлежащем ООО "Кранека" земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вблизи ул. Ясная, на основании обращения ООО "Кранека", оформленного письмом от 18.12.2014;
- - обязать Министерство строительного комплекса Московской области выдать разрешение на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного дома, расположенного на принадлежащем ООО "Кранека" земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вблизи ул. Ясная, в десятидневный срок со дня принятия решения суда, на условиях, действовавших на момент обращения ООО "Кранека" в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка с письмом от 18.12.2014.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2015 года по делу N А41-2075/15 требования ООО "Кранека" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Министерства строительного комплекса Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" http://kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области на основании обращения ООО "Кранека" (свидетельства о государственной регистрации прав на земельные участки: 50 НА N 1665082 от 07.03.2007, 50 НА N 1665080 от 07.03.2007, 50 НА N 1665081 от 07.03.2007, 50 НБ N 405704 от 13.08.2007, 50 НБ N 210661 от 06.06.2007, 50 НБ N 235060 от 14.06.2007, 50 НБ N 235162 от 07.05.2007, 50 НБ N 405702 от 13.08.2007, 50 НБ N 405701 от 13.08.2007), было вынесено постановление N 237 от 19.03.2012 "О разрешении на разработку проекта планировки территории под размещение жилого квартала, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, ограниченного улицами: Жилинская, Староандреевская, клубная". Указанным постановлением заявителю было разрешено разработать проект планировки территории под размещение жилого квартала на принадлежащих заявителю земельных участках с кадастровыми номерами: 50:09:0070101:2667, 50:09:0070101:2670, 50:09:0070101:2671, 50:09:0070101:2683, 50:09:0070101:0264, 50:09:0070101:2664, 50:09:0070101:2646, 50:09:0070101:2684, 50:09:0070101:2685 общей площадью 4 381 кв. м. Заказчиком на разработку проекта планировки было определено ООО "Кранека".
Администрацией муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области было вынесено постановление N 330 от 27.04.2012 "Об утверждении проекта планировки территории под размещение жилого квартала, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, ограниченного улицами: Жилинская, Староандреевская, Клубная", согласно которому Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельным кодексом Российской Федерации, статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением "О публичных слушаниях в муниципальном образовании городское поселение Андреевка", утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Андреевка N 148/29-11 от 01.03.2011, учитывая свидетельства о государственной регистрации прав заказчика: 50 НА N 1665082 от 07.03.2007, 50 НА N 1665080 от 07.03.2007, 50 НА N 1665081 от 07.03.2007, 50 НБ N 405704 от 13.08.2007, 50 НБ N 210661 от 06.06.2007, 50 НЕ N 235060 от 14.06.2007, 50 НБ N 235162 от 07.05.2007, 50 НБ N 405702 от 13.08.2007, 50 НБ N 405701 от 13.08.2007, постановление Главы администрации муниципального образования городское поселение Андреевка от 19.03.2012 N 237, рассмотрев итоговый документ, материалы публичных слушаний и обращение ООО "Кранека", утвердило проект планировки территории под размещение жилого квартала на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:09:0070101:2667, 50:09:0070101:2670, 50:09:0070101:2671, 50:09:0070101:2683, 50:09:0070101:0264, 50:09:0070101:2664, 50:09:0070101:2646, 50:09:0070101:2684, 50:09:0070101:2685, общей площадью 4 381 кв. м, с учетом территории смежных землепользователей и прилегающих территорий неразграниченной государственной собственности.
Впоследствии ООО "Кранека" объединило принадлежащие ему земельные участки с кадастровыми номерами: 50:09:0070101:2667, 50:09:0070101:2670, 50:09:0070101:2671, 50:09:0070101:2683, 50:09:0070101:2664, 50:09:0070101:2646, 50:09:0070101:2684, 50:09:0070101:2685 в один земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070101:12349. В состав вновь образованного земельного участка не был включен принадлежащий ООО "Кранека" земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070101:0264 площадью 460 кв. м, поскольку не входил в границы вновь образованного земельного участка. Одновременно в состав вновь образованного земельного участка был включен принадлежащий ООО "Кранека" земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070101:2669 площадью 1 500 кв. м. Общая площадь вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 составила 5 421 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под жилищное строительство; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, рабочий поселок Андреевка, вблизи ул. Ясная (свидетельство о государственной регистрации права 50-АИ N 119583 от 16.06.2014).
В целях реализации вышеуказанных постановлений заказчиком (ООО "Кранека") был подготовлен и передан на утверждение Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области градостроительный план земельного участка 50:09:0070101:12349 площадью 5 421 кв. м.
Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, руководствуясь статьями 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", на основании заявления ООО "Кранека" вынесла постановление N 434 от 15.08.2014 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка".
Указанным постановлением Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 площадью 0,5421 га, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок, Андреевка, вблизи ул. Ясная, вид разрешенного использования: под жилищное строительство. Градостроительному плану земельного участка был присвоен порядковый номер RU50531101-050.
ООО "Кранека" 18.12.2014 обратилось в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 (вх. N 3195/1-7 от 18.12.2014). К данному заявлению приложен перечень документов, установленный пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 109).
Также ООО "Кранека" предоставило в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации десятидневный срок администрация на обращение заявителя не ответила, что и послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения обращения заявителя Администрацией) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Частью 7 названной статьи определено, что в цепях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются документы по перечню, утвержденному этой же нормой права.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, орган местного самоуправления по истечении десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, должен выдать разрешение на строительство, либо отказать в выдаче разрешения по основаниям, указанным в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 31.12.2014 администрацией был направлен ответ на обращение заявителя от 18.12.2014 с указанием на необходимость представления дополнительных документов для получения разрешения на строительство (т. 2 л.д. 69). Кроме того, 26.01.2015 администрация в письме N 99/1-7-1 указала заявителю на необходимость забрать из администрации представленные документы и обратиться в Министерство строительного комплекса Московской области.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены как несостоятельные доводы заинтересованных лиц о том, что к заявлению вх. N 3195/1-7 от 18.12.2014 заявителем не были приложены все необходимые документы.
В материалах дела (т. 1 л.д. 109) имеется заявление ООО "Кранека", в котором содержится обращение заявителя в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Указанное обращение содержит список приложений, имеет отметку о принятии документа администрацией 18.12.2014 N 3195/1-7. Отметка администрации не содержит корректировок и пояснений о том, что заявление принято без проверки приложений или указанные в приложении документы фактически не представлены.
При этом относимых и допустимых доказательств непредставления заявителем в декабре 2014 г. необходимых документов, предусмотренных ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
С момента подачи заявителем 18.12.2014 заявления о выдаче разрешения на строительство и до момента обращения заявителя в суд Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области в нарушение вышеуказанных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации не уведомила заявителя о решении, принятом по его заявлению от 18.12.2014, не выдало разрешение на строительство.
Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского района Московской области, выразившееся в невыдаче ООО "Кранека" в установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации сроки разрешения на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного дома, расположенного на принадлежащем ООО "Кранека" земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вблизи ул. Ясная, на основании обращения ООО "Кранека", оформленного письмом от 18.12.2014, является незаконным, и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.12.2014 N 485-ФЗ, предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2014).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была дополнена частью 1.2, предусматривающей следующие положения: Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
На основании этих положений принят Закон Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона N 106/2014-ОЗ Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 106/2014-ОЗ настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2015 года, за исключением статьи 5 настоящего Закона.
Таким образом, с 01 января 2015 года полномочия по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) зданий на территории Московской области отнесены к ведению Министерства строительства комплекса Московской области.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении по делу N А32-137/2000-36/10 от 21.02.2007 N 966/07, при передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство, при этом такая передача может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами (постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.11.2014 по делу N А40-67076/13).
В случае с заявителем произошло изменение компетенции уполномоченных органов, что изменяет субъектный состав лиц, призванных восстановить нарушенные права общества, замена которых возможна в порядке процессуального правопреемства. Иное означало бы возложение на заявителя обязанности повторно обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, что повлекло бы для него неблагоприятные последствия и убытки в связи с затягиванием рассмотрения вопроса по существу.
В связи с изложенным, заявителем, в порядке процессуального правопреемства требование об обязании выдать разрешение на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного дома, расположенного на принадлежащем ООО "Кранека" земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вблизи ул. Ясная, в десятидневный срок со дня принятия решения суда, на условиях, действовавших на момент обращения ООО "Кранека" в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка с письмом от 18.12.2014, правомерно обращено к Министерству строительного комплекса Московской области, которое привлечено к участию в дело в качестве второго заинтересованного лица.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Министерство в апелляционной жалобе также указывает, что условием выдачи разрешения на строительство является соответствие поданных документов установленным требованиям, однако в связи с отсутствием у Министерства строительного комплекса Московской области необходимых документов оно не обладает информацией для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство.
Указанный довод апелляционной жалобы не может быть признан обоснованным, поскольку для исполнения решения суда действующее законодательство не запрещает Министерству строительного комплекса Московской области запросить у Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка заключение по результатам рассмотрения заявления ООО "Кранека" от 18.12.2014 о выдаче разрешения на строительство, а также запросить пакет документов, установленный пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представленный ООО "Кранека" в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка вместе с заявлением от 18.12.2014.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 13.04.2015 по делу N А41-2075/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)